Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

В рамках заседания Клуба Pro Cisco, состоявшегося 1 декабря 2009 года и посвящённого новым продуктам Cisco для совместной работы, мне была предоставлена возможность взять интервью у директора по развитию бизнеса Cisco в России Михаила Кристева.

Владислав Бояров: Первый вопрос дежурный. Какие наиболее значимые для Cisco события произошли в 2009 году. Что в наибольшей степени повлияет на будущее компании, какие решения были самыми успешными, самыми неудачными?

Михаил Кристев, директор по развитию бизнеса и по работе с партнёрами ООО «Сиско Системс». 1 декабря 2009 г. Фото: Владислав Бояров.

Михаил Кристев: 10 декабря компании Cisco исполнилось 25 лет. Круглая дата, и хотелось бы весь разговор вести в этом контексте. Если говорить про 2009 год, то для всех компаний он стал кризисным. Особенно остро на кризис реагировали и реагируют ИКТ-компании, и здесь надо отметить, что Cisco пострадала от кризиса меньше других. Это касается как общемировых показателей Cisco (достаточно сказать, что за время кризиса объём свободных денег у Cisco возрос до 35,4 миллиардов долларов США), так и её бизнеса в России. Главная проблема любой компании в период кризиса и снижения объёмов продаж заключается в том, что возникает объективная необходимость сократить расходы, не теряя при этом свои позиции на рынке. И то, что Cisco удалось перестроиться быстрее, чем другим производителям, говорит о хорошей динамичности нашей компании.

И в чём заключалось главным образом эта адаптация к кризису?

За последние два года у Cisco был огромный прирост продаж средств для дистанционной совместной работы и ускоренное внедрение этих средств как внутри самой компании, так и у фирм-покупателей оборудования. То есть, с одной стороны, мы повышали производительность и эффективность своей работы, используя созданные нами продукты, а, с другой, помогали экономить нашим заказчикам и зарабатывали на этом деньги. За счёт внедрения разнообразных средств совместной работы в удалённом режиме Cisco сумела сократить объём служебных поездок на порядок, а то и на два порядка, сэкономив при этом не только сотни миллионов долларов, но и время наших сотрудников. Теперь местом встречи наших заказчиков, партнёров и коллег, находящихся в разных уголках нашей планеты, всё чаще становится переговорная комната своего офиса, оборудованная системой Cisco TelePresence или другими технологиями совместной работы (например, Cisco WebEx). Добавлю, что, несмотря на кризис, Cisco продолжает освоение новых рынков и приобретение других компаний. В частности, в течение 2009 года Cisco приобрела пять новых компаний. Кроме того, для того, чтобы иметь полную линейку продуктов для организации видеосвязи, ведется работа по приобретению компания TANDBERG (к лету 2010 года, видимо, произойдёт полная интеграция с нею).

Что касается России, то наиболее красноречиво об интересе к продуктам Cisco говорят очередные рекорды московской Cisco Expo (в 2009 году прошла десятая юбилейная конференция. – Прим.ред.) по количеству участников и представленных решений, а также по числу публикаций в средствах массовой информации. Хотя мероприятие проходило во время кризиса, его удалось вывести на качественно новый уровень, и сегодня, пожалуй, это самое крупное событие в ИКТ-отрасли России. Аналогов этому мероприятию сейчас в России нет.

К числу наших самых успешных проектов на российском рынке относится и запущенный в феврале 2009 года Cisco Expo Learning Club, представляющий собой цикл обучающих мероприятий и превратившийся в крупнейший постоянно действующий институт повышения квалификации отечественных специалистов в области ИКТ (клуб насчитывает уже более четырёх тысяч семисот участников). Также в этом году компания Cisco перешла на поставки товара в Россию по схеме DDU, когда производитель сам доставляет товар в определенные пункты в стране покупателя. В следующем году мы планируем перейти на поставки на условиях DDP (централизованный ввоз и таможенная очистка). Эти шаги повысят надёжность и сократят сроки поставок.

А почему это случилось именно в этом году?

Глава компании Cisco Джон Чемберс недавно сказал, что бывает два типа неудачных решений: решения, не принятые вовремя, и решения, принятые преждевременно. Так вот, до 2009 года мы не были готовы к продаже оборудования на территории России по системе DDU.

Какое событие (события) вне компании Cisco, в том числе и не из самых громких, могут в наибольшей степени повлиять в будущем на развитие ИКТ (в мире и в России)?

Пресловутый финансовый кризис оказал большое влияние на развитие ИКТ. Из-за снижения расходов, в том числе на командировки, пошла волна поисков повышения эффективности работы с использованием ИКТ. Следствием этого стало развитие двух наиболее важных на сегодняшний день направлений: это системы коллективной работы и построение более эффективных центров обработки данных (ЦОД). О системах совместной работы мы уже говорили, поэтому поговорим о ЦОДах. Предваряя Ваши вопросы, скажу, что наши отношения с партнёрами по построению ЦОДов, такими как HP или IBM, с выходом Cisco на рынок серверов не ухудшились. Замечу, что подобные ситуации крупным вендорам не в новинку, и они научились сотрудничать, даже конкурируя друг с другом в той или иной области деятельности.

А готова ли Cisco принимать традиционных производителей серверов в коалицию Virtual Computing Environment, продвигающую идею Unified Computing System (UCS)?

Пока ещё UCS находится в самом начале своего развития. По крайней мере, мы не ставили целью организовать закрытый клуб и монополизировать поставку серверного оборудования. Конечно, мы надеемся на успех своего решения, но объективно прошло ещё слишком мало времени, чтобы делать серьёзные, далекоидущие выводы. Хотя о преимуществах виртуализации говорят все производители, пока не так уж много заказчиков «пощупали это» своими руками. Так что, думаю, надо подождать пару-тройку лет, чтобы точнее определить тенденции рынка. Это касается и созданного компаниями Cisco и EMC совместного предприятия Acadia, на котором мы хотим отработать новую для нас модель сотрудничества на рынке США.

Если же говорить о российских системных интеграторах, то все они являются как партнёрами крупных производителей серверов, так и партнёрами Cisco, и здесь мы просто обязаны проводить сбалансированную политику. Надо отметить, что модель вывода продукта на российский рынок будет неизбежно отличаться от американской.

Как продвигаются дела с принятием стандарта беспроводной связи «n»? Когда следует ожидать легальных поставок оборудования, соответствующего этому стандарту?

Это весьма больная тема, поскольку мы, как и большинство других производителей, давно уже имеем в своём арсенале продукты, использующие преимущества этого стандарта, но не можем поставлять их в Россию. Особенно неприятно то, что преимущества этого стандарта интегрированы в функционал многих устройств, которые без него работают совсем иначе. На сегодняшний день завершена научно-исследовательская работа с НИИ Радио, следующим этапом будет предоставление отчёта о проделанной работе в ГКРЧ. После того, как ГКРЧ примет отчёт, будут разрабатываться нормативные документы. Мы надеемся завершить это в первом квартале 2010 года, но, поскольку вся эта работа находится в ведении российских организаций, никаких обещаний дать не можем. «Этот день мы приближали, как могли», и своих усилий не прекращаем, но пока могу сказать только это.

Каких ярких событий в ИКТ-области Вы ожидаете в 2010 году? Есть ли, на Ваш взгляд, что-то на сегодня только зарождающееся и незаметное, но способное «выстрелить» в скором времени?

Когда десять лет назад глава компании Cisco Джон Чемберс заявил о том, что со временем станет возможно вести телефонные разговоры через IP-протокол бесплатно, мало кто в это поверил. Зато сейчас о том, что такое Skype, знают почти все. Сегодня наша компания говорит о том, что грядет повсеместное использование видео в коммуникациях, и мы надеемся, что уже в следующем году многие компании заменят командировки полноценной видеосвязью. Мы убеждены, что это лучше и для сотрудников, и для бизнеса компаний.

Я уже высказывал свой скепсис на презентациях, и сейчас хочу повторить: пока все эти видеообщения не ложатся в какой-то структурированный архив, они теряют часть своей ценности. Если при проектировании самолёта были проведены сотни видеоконференций, а в какой-то момент нам нужно просмотреть фрагмент одной из них – как его найти?

Cisco при всем желании не в состоянии в одиночку, без партнёров, предоставить пользователям всё необходимое для эффективной работы. Но мы охотно показываем свои решения и объясняем, как с их помощью более эффективно проводить совместную работу. И мы готовы к открытому взаимодействию, например, с теми производителями, кто предложит системы каталогизации и систематизации сеансов связи, осуществлённых в процессе совместной работы. То есть мы всегда готовы к совместной работе с нашими партнёрами.

Говорим СУБД – подразумеваем Oracle!

«КРОК Поволжье» зовёт к диалогу