Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

22-24 ноября 2011 года в Москве, в Центре Международной Торговли, состоялось самое масштабное ИТ-мероприятие России – двенадцатая конференция Cisco Expo 2011. На этот раз количество впечатлений превысило мои возможности их немедленной обработки, получилось что-то вроде DDOS-атаки. В общем, мой мозг не справился, спасение было в новогодних каникулах.

Но сначала небольшое вступление. Сама по себе передача видео поверх IP известна довольно давно (по ИТ-шным, разумеется, меркам). Никем не побитым рекордом по качеству эффекта присутствия является представленная в России в 2007 году система телеприсутствия Cisco TelePresence. В линейке Tandberg была система T3, сейчас в компании Cisco они продаются параллельно. Всё прошедшее с этого момента время компания Cisco потратила на две вещи – расширение линейки видеорешений «вниз» (или «вглубь», если будет угодно) и использование качественного видео в самых разных приложениях.

Развитие «вглубь» было реализовано в значительной мере покупкой компании Tandberg. Если попробовать как-то ассоциировать видеорешения с автомобильным рынком, то Cisco TelePresence – это что-то вроде шестисотого мерседеса. При всех своих прелестях он дорог, не очень манёвренен, на нём не поедешь на рыбалку… К тому же есть вещи, которые выходят за рамки аналогий с традиционными продуктами – видеосервисы могут использоваться не только на специализированном оборудовании, да и степень специализации может быть разной. И хотя планшет Cisco Cius заточен в первую очередь под видеосвязь, все мы понимаем, что от этого он не перестал быть достаточно универсальным бизнес-планшетом.

Развитие «вширь» исходит из понимания того, что нужна не просто видеосвязь, а эффективное использование видеосвязи в различных бизнес-процессах. Ярким примером этого является WebEx, используемый, прежде всего, для проведения удалённых семинаров, конференций или совещаний. Все эти мероприятия имеют ярко выраженный центр (докладчика, руководителя) и аудиторию, получившую возможность задавать вопросы и участвовать в обсуждении. Другие приложения могут предполагать полное равноправие участников, что должно адекватно отражаться на поддерживающем такое общение софте.

В силу своей биографии и прошлого опыта мне приходилось иметь дело с комплексами. Это могли быть радиокомплексы «вертушка-усилитель-колонки», компьютерные комплексы «десктоп-монитор-колонки», но в стационарном варианте мне всегда казалось предпочтительнее иметь комплекс, чем моноблок. Однако в демонстрационной зоне на Cisco Expo в основном были представлены специализированные моноблоки. К тому же весь функционал, заложенный в эти специализированные устройства, видимо, можно реализовать на стандартном компьютере, подключив к нему хорошую камеру. Почему же компания Cisco поступила столь нелогичным образом? На эти и другие вопросы, возникающие по ходу беседы, мне ответил системный инженер Cisco Михаил Барышев.

Михаил Барышев, системный инженер Cisco. Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Да, весь функционал действительно можно реализовать программными средствами. Особенно это актуально для мобильных систем: в командировке под рукой обычно бывает только ноутбук, он же служит и видеотерминалом. Но в стационарных условиях удобнее использовать специализированные устройства для организации видеосвязи с рабочего места, таких как системы персонального телеприсутствия EX 60, EX90 с разрешением FullHD. К тому же камера в этих системах крепится так, что её легко можно направить на документы, лежащие на столе, и показать их партнёру по видеосвязи. Конечно, можно использовать и стандартный монитор, самому изготовить кронштейн для видеокамеры, но у Cisco есть законченное решение, промышленным образом изготовленные устройства. Зачем же на коленке пытаться сделать бледную копию?

Теперь что касается реализации функционала стандартными аппаратными средствами. Прежде всего, этих «стандартных» компьютеров очень много и они очень разные даже в своей аппаратной части. На них могут быть установлены различные операционные системы и приложения. Некоторые приложения пользователь может забыть закрыть, другие работают в фоновом режиме и нужна определённая квалификация для их отключения. Иногда вдруг требуется запустить приложение во время разговора. Видеосервисам, в свою очередь, нужна «зелёная улица», любые задержки в их работе разрушают саму идею телеприсутствия, создания атмосферы близости к собеседнику. Всё вместе означает, что никто не может гарантировать корректную работу видеосервисов на универсальном компьютерном оборудовании.

Специализированные устройства, спроектированные для выполнения узкоспециальных задач, при стационарном использовании имеют явное преимущество. Здесь, с одной стороны, гарантируется стабильная работа, с другой, ? нет неоправданного запаса по производительности. Например, видеоадаптеры терминалов рассчитаны на разрешение именно того монитора, который там установлен. Однако есть и исключения, когда к относительно небольшому монитору с небольшим разрешением есть возможность подключения второго монитора разрешения FullHD (1920*1080). Два монитора, как правило, используются в ситуациях, если кроме собственно видеообщения требуется демонстрировать какой-либо контент: документы, видеоролики, чертежи. Удобнее, когда на другой стороне тоже находится двухмониторная система.

Работают системы под управлением специальных серверов, аппаратная и программная части которых постоянно модернизируются. Несколько лет назад видеосерверы Cisco умели обрабатывать видео только в формате HD – 720p. Сегодня стандартом стало разрешение FullHD – 1080p, подтянулись к нему и серверы Cisco. При этом чаще всего переход от «просто» HD к FullHD не требует обновления «железа» – достаточно только апдейта программного обеспечения. Cisco старается не экономить на железе, чтобы обеспечивать сохранность инвестиций покупателей. Следует заметить, что разрешение FullHD если не станет финалом в этой гонке, то уж точно длительной остановкой: никаких других стандартов на горизонте сегодня не просматривается. Скорее всего, развитие пойдёт в сторону объёма, однако, в отличие от воспроизведения фильмов или работы конструкторов с 3D-моделями, для видеообщения подойдут только безочковые решения: лучше видеть глаза собеседника на плоскости, чем не видеть их в объёме. Запас по производительности на современных видеосерверах Cisco имеется, осталось дождаться появления безочковых устройств отображения 3D.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Кроме того, моноблочная специализированная система требует меньше времени для своей инсталляции: только достать из коробки и подключить к сетям.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Для управления видеосервисами разработана специальная панель с активным экраном и интуитивно-понятным интерфейсом.

Как и все современные ИТ-системы, видеотерминалы Cisco дают возможность обновления ПО, так что неизменным остаётся, пожалуй, только разрешение экрана и физическое разрешение камеры: всё остальное совершенствуется по мере выхода новых версий софта.

Поэтому Cisco рекомендует использовать мобильные (софтверные) решения там, где иначе просто нельзя: в командировках, на отдыхе.

Мы же не используем компьютер в качестве основного средства аудиосвязи, то есть телефона, а используем отдельный аппарат. Вот и в видеосвязи компания Cisco пошла по этому же пути. Следует обратить внимание, что многие видеотерминалы штатно или опционально оснащаются телефонными трубками. Человеку чаще всего удобнее говорить по трубке, чем по громкой связи: как правило, он в помещении не один.

Ещё один важный момент связан с тем, что абонент, которому адресован вызов, не всегда может принять видеозвонок. Поэтому большинство сервисов Cisco предусматривают выбор между полной видеосвязью и обычным разговором.

Вопрос, который меня в последнее время интересует больше всего – это единое адресное пространство видеосвязи, по аналогии с телефонными номерами или адресами электронной почты. Мы же не спрашиваем у партнёра, в какой системе работает его телефон, потому что все они работают в одной системе. С видеосвязью пока, к сожалению, не так. На визитке Михаила Барышева под строчкой «E-Mail» находится строчка «Видео», при этом адреса совпадают. Вместе с тем ясно, что этот видео адрес нужно ещё где-то набрать – не в поисковой же строке браузера. Видеосервис выполнен по открытым стандартам, но он должен поддерживаться оператором связи (или провайдером интернета – сейчас их стало трудно различать). В настоящее время Cisco проводит гигантскую работу по внедрению видеосервисов у операторов связи. Формат и уникальность видеоадресов пока тоже не стали стандартами, но имеют все шансы ими стать, и на эту роль действительно больше всего подходит E-mail.

От разговора с Михаилом Барышевым у меня осталось ощущение предстоящего прорыва, больших изменений как в видеосервисах, так и в наших привычках, манере общения. Компания Cisco утверждает, что в своих видеорешениях она нацелена в основном на корпоративный рынок, однако стирание граней между работой и бытом обязательно откроет им путь в квартиры граждан. Пусть сначала это будут сотрудники корпораций – остальные подтянутся!

Сергей Курт-Аджиев: «В каждом регионе есть свой Серпухов»

Сергей Курт-Аджиев: «В каждом регионе есть свой Серпухов». Интервью Владислава Боярова.

16 ноября 2017 года в Самаре с блеском прошло nanoCAD шоу

16 ноября 2017 года в Самаре с блеском прошло nanoCAD шоу. Статья Владислава Боярова