Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Мало папа виски пил, он бы и поныне жил,

И имеет смысл жить - только если виски пить.

«Лимонадный Джо»

Эх, были времена! Чехи ставили пародию на увлечение Кока-Колой, а мы её тогда даже и не пробовали. Это уже потом Филиппенко в своём блестящем монологе произнёс эти слова: «оказалось, что Кока-кола – это просто лимонад». Насчёт виски у нас таких заблуждений не было, знали, что это сорокоградусная жидкость, но попробовать не было возможности. Но об этом позже.

12 ноября 2014 года компания RRC организовала для своих партнёров в Самаре семинар Cisco, темой которого стали Unified Computing System (UCS). Чаще всего это переводят как унифицированные вычисления, однако, во-первых, Computing – это не совсем вычисления, а во-вторых, UCS – это также управление системами хранения данных и сетями.

Здесь надо сделать ещё одно отступление. Сначала компьютеры занимали комнаты (из экскурсии в КуАИ в 1970 году я запомнил такую комнату с рядами электронных ламп на стенах), потом шкафы. На следующем витке миниатюризации (вместе с повышением производительности – в ИТ это так), когда в шкаф помещалось несколько серверов, была придумана стоечная (рэковая) конструкция. Однако на этом прогресс не остановился, дальнейшее снижение габаритов и увеличение общего количества устройств сделало целесообразным объединение нескольких серверов в одном корпусе с общим питанием и сетевым подключением – так называемые бдейд-серверы. С аппаратной точки зрения, это был огромный шаг вперёд, однако архитектурно так ничего и не изменилось: серверы, конечно, не совсем «одноранговые», но специализированного устройства, принимающего на себя управление «зверинцем» не появилось.

На одном из первых слайдов презентации Евгения Лагунцова, которую нам докладывал Ярослав Краснов, изображён традиционный подход к построению архитектуры ЦОДа:

Несколько сетей различного предназначения, большое количество коммутаторов разного типа, множество точек управления и сложное кабелирование всего этого хозяйства.

Взамен всего этого в 2008 году компания Cisco явила миру принципиально иную концепцию, в которой присутствовал головной элемент: специализированная подсистема под новым именем Unified Fabric, называемая ещё унифицированной матрицей коммутаций. Об этом нам подробно рассказывали специалисты Cisco на заседании клуба ProCisco в марте 2009 года, и для ознакомления с идеей создания UCS я рекомендую пройти по ссылке и прочитать тот материал.

Следует напомнить, что до того момента компания Cisco отсутствовала на рынке серверов, поэтому первое время от лидеров серверного рынка можно было услышать даже не скепсис, а полное недоумение, смешанное с агрессией: да куда они вообще полезли, да что они в этом понимают, да кому нужна такая архитектура, да мы их… Помнится, на семинаре одной уважаемой компании больше говорилось не о собственных достижениях, а о том, как они уничтожат Cisco в этом сегменте рынка – у меня даже не получилось написать отчёт по семинару.

Сегодня все сомнения уже позади: в США, где рынок наиболее динамичен, Cisco уже вышла на первое место, в остальном мире наблюдается бурный рост. При этом только в одном поколении Cisco предлагала своё оригинальное решение по увеличению оперативной памяти, в остальном же это были «серверы стандартной архитектуры», разработанной корпорацией Intel без особых оригинальностей. Конечно, не хуже, чем у других, но причина успеха не в самих серверах и не в компоновке корзин (здесь тоже за 15 лет всё вылизано), а именно в архитектуре всей системы и едином центре управления всеми её компонентами.

При этом за счёт улучшения «связности» и снижения коммуникационной нагрузки на процессоры повысилась эффективность использования серверов, то есть при прочих равных они смогли выполнять больше полезной работы.

При этом внутренние сетевые порты не являются объектами регулирования, поскольку настраиваются автоматически. Серверные настройки также отвязаны от «железа», физические серверы перестают быть объектами конфигурирования, а становятся частью общего ресурсного пула, появляется понятие сервисного профиля. Вся серверная ферма (привет сельскому хозяйству!) настраивается в одном шаблоне при полном абстрагировании от конкретного оборудования.

Интересно, что в эту концепцию прекрасно вписываются и стоечные (рэковые) серверы, которые чаще всего бывают нужны при необходимости иметь большой дисковый объём непосредственно на сервере. Модели обновляются по мере появления новых процессоров: на этом уровне всё зависит от того, что сделает Intel.

Сначала концепция Cisco UCS, как и положено, была опробована на заказных конфигурациях, создаваемых под заказчика, затем появились большие «коробочные» решения Vblock, для реализации которых совместно с EMC и VMWare было создано совместное предприятие VCE. Другим подобным решением стал набор конфигураций серверного и сетевого оборудования и программного обеспечения для центров обработки данных FlexPod, созданный вместе с компанией NetApp.

К этим решениям недавно добавилась «коробка» «для самых маленьких» - UCS Mini, не требующая для своего монтажа даже стойки 42 юнита.

В UCS Mini использована специальная Fabric Interconnect 6324, имеющая ограничения по количеству управляемых серверов, однако поддерживающая ту же идеологию, что и «большая» UCS.

Ещё одно направление: Cisco UCS Invicta Series Solid State Systems с использованием технологии купленной в прошлом году компании Whiptail. Как следует из названия, это СХД на твердотельных накопителях, и служит она для ускорения работы с приложениями, интенсивно использующие данные. Пока это направление представлено двумя моделями: UCS Invicta Series Solid State Systems C3124SA Appliance с объёмом до 24 ТБ и 250/200 (R/W) тысяч IOPS и более крупной Cisco UCS Invicta Scaling System с объёмом до 144 ТБ и производительностью до 1,2 миллиона IOPS.

В другую сторону система с помощью USC Director растёт до глобального ЦОДа и управления конвергентной инфраструктурой в целом,

вплоть до внешних облаков, которые мне больше нравится называть коммерческими (public cloud).

Кроме технических параметров Cisco UCS было рассказано об особенностях работы с партнёрами, защите проектов, условиях гарантии, сервиса и других организационных моментах. С сообщениями на эти темы выступили менеджер по работе с партнёрами и заказчиками сервисного департамента Cisco Павел Махорин,

менеджер по развитию бизнеса Cisco в ПФО Ольга Кеклис,

менеджер Cisco по работе с партнерами Михаил Чурсин,

Accaunt manager RRC Павел Валявский,

менеджер по работе с партнерами ПФО Дмитрий Кабешев.

Семинар проходил в деловой и вместе с тем непринуждённой обстановке, докладчики сами просили задавать вопросы по принципу «чем неудобнее вопросы сейчас, тем удобнее будет работать дальше». В частности, был вопрос про обновление компонентов системы: если ранее элементы ЦОДа не были столь тесно связаны между собой, то в случае с Cisco UCS напрашивается некая (хотя и отдалённая) аналогия с апгрейдом компьютера, когда разные поколения компонентов несовместимы между собой.

Самым неудобным был вопрос, который поднял Алексей Станкул: поскольку уже почти все самарские предприятия и организации управляются из Москвы и снабжаются техникой оттуда же, что остаётся на долю региональных ИТ-компаний? Тем более, когда речь идёт о таких серьёзных системах, как Cisco UCS. Разумеется, проблема «вертикализации» России выходит далеко за пределы не только Cisco UCS, но и вообще всего ИТ-бизнеса, но здесь она проявилась как-то особенно остро.

Также были и вопросы про возможные санкции, которые могут помешать поставкам Cisco в Россию, но здесь с одной стороны всё абсолютно непредсказуемо, а с другой – американское правительство вряд ли будет ограничивать поставки Cisco, предоставляя, таким образом, преимущество китайским компаниям. Если уж что и сделают, то запретят поставку современных процессоров – не следует забывать, что процессора Intel 286 наша страна дожидалась целых 5 лет, и только переход от конфронтации к сотрудничеству ликвидировал этот временной лаг. Кроме того, Россия в бизнесе Cisco занимает менее 1%: конечно, терять и его жалко, но точно не смертельно.

Менеджер RRC по развитию регионов РФ Максим Сальников рассказал о социальной инициативе компании: готовности поддержать местные проекты, направленные на организацию соревнований, создание или модернизацию объектов инфраструктуры, благоустройство мест отдыха, восстановление культурного наследия. Всех, у кого есть идеи, прошу изложить их в комментариях к материалу, обязуюсь довести до сведения организаторов.

Закончилось мероприятие дегустацией различных сортов виски и выступлением замечательного дуэта: килты и шотландская волынка присутствовали.

----

Куда движется розница?

Куда движется розница? Статья Владислава Боярова. 19.04.2024 г

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.