Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!
Александр Шибаев

В субботу, 16 мая 2015 года, в Самарском государственном университете в рамках Всероссийского фестиваля науки прошла «Выставка инновационных достижений: учеба, работа, развлечения».

У входа в корпус университета нас встречала кузня и гончарная мастерская, призванные, видимо, служить контрастным фоном для инноваций. Лозунг «Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке» сменился более современным.

Хотя и не очень. Робот – это, где-то из 60-х. Только тогда мечталось, что они будут совсем как люди, а этот больше напоминал детский трансформер. Внутри «робота» был человек, что усиливало сомнения: это выставка инновационных достижений или слёт кружков «умелые руки»?

Демонстрация работы объёмных принтеров компаний Ultimaker и Zortrax. Умение работать с принтером, конечно, важно сегодня, но в чём инновации? Или имеются в виду инновации компаний Ultimaker и Zortax?

Был ещё принтер явно самодельного вида, будто бы сколоченный из остатков деревянной тары, но и здесь, понятное дело, деревянной была только рама, а начинка как у всех.

Из этой же серии КИМ – не тот, что в Корее, а координатно-измерительная машина ROMER шведской компании Hexagon Metrology.

Мне это было интересно, поскольку координатно-расточные станки, которыми я много лет занимался, произошли именно от измерительных приборов – КИМ. И вот сейчас эти приборы из станины с точными линейками и стрелочным индикатором превратились в «руку» с угловыми датчиками и записью измерений в файл объёмной модели. Точность у них, правда, соточная, а не микронная – для микронной точности продолжают выпускаться модели традиционной компоновки – но всё равно здорово.

Инновационный двигатель, поршневой и реактивный одновременно. На предпринятые мной попытки узнать, как это работает, был послан ребятами из СГАУ в интернет.

К сожалению, ни один запрос не дал вменяемых результатов – в основном выходили пульсирующие ВРД, которым примерно столько же лет, что и известному по Ё-Мобилю роторно-лопастной двигателю. Полученное на 2 факультете образование и лекции В. П. Лукачёва по ДВС не помогли.

Ещё одно широко представленное направление: беспилотные вертолёты. Некоторые даже летали по помещению.

Однако в разговоре выяснилась интересная деталь: у нас нет свободных легальных радиочастот для управления такими беспилотниками. Что называется, до первого милиционера. При попытке полетать над площадью Куйбышева тут же появился специальный человек и потребовал заглушить передатчик. Единственным исключением была съёмка на площади Славы в годовщину аннексии Крыма. Конечно, хотелось бы, чтобы вместо игры в кошки-мышки государство определило правила использования мелких беспилотников или, на худой конец, официально бы их запретило. А то выходит, правая рука не знает, что делает левая: с одной стороны поощряется техническое творчество в этом направлении, с другой – все эти творцы немедленно становятся нарушителями закона.

Однако наибольшее впечатление на меня произвела компании SLM Solutions.

До этого мне неоднократно встречались заявления о том, что на объёмном принтере можно печатать всё, что угодно, и оно потом будет работать. Однако каждый раз оказывалось, что это только пластмассовый макет, а не настоящее изделие, и что оптимизм докладчиков, мягко говоря, преувеличен. А тут – реальные изделия из различных металлов: титановая челюсть, алюминиевая решётка, турбинная лопатка из жаропрочной стали.

Особенно меня потрясла челюсть. Кости устроены довольно сложно: внутри пористая структура, снаружи твёрдое «покрытие», а в челюсти ещё и слюнные протоки. На демонстрационном экземпляре сделаны специальные выровы, на реальных протезах мы эти поры не увидим. Если турбинные лопатки ещё можно отливать по выплавляемым моделям, то такую «внутрипористую» деталь до реализации этой технологии невозможно было получить вообще ничем. А технология эта заключается в спекании материала лазерным лучом (как в традиционных лазерных принтерах, только мощнее) в среде аргона. На поверхность насыпается металлический порошок, разравнивается до толщины несколько десятков микрон (режимы подбираются), затем в нужных местах проходит лазерный луч, и так слой за слоем. Правда, поверхности получаются довольно шероховатыми и требуют обработки, но главное, что они вообще получаются!

Вот такой путь: от традиционной ковки, появившейся восемь тысячелетий назад, до лазерного спекания под управлением компьютера. Причём, что самое главное, промышленного изготовления, со стабильным качеством, которое не зависит от оператора. Конечно, у нас до сих пор не перевелись умельцы, способные подковать блоху, один такой починил мне флешку, выпаяв под микроскопом негодный элемент (кажется, это была ёмкость) и установив на его место исправный. Отдельные умельцы никогда и не переведутся – биологически мы такие же люди, как англичане или немцы. И такие выставки, безусловно, нужны. Однако, ещё важнее понимание того, что только за счёт отдельных умельцев инновационной экономики не будет – тут нужная среда, почва, атмосфера интеграции в мировые процессы.

----

Куда движется розница?

Куда движется розница? Статья Владислава Боярова. 19.04.2024 г

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.