Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

С 22 по 24 ноября 2011 г. в Москве состоялась двенадцатая конференция Cisco Expo. В течение трёх дней мероприятие посетили 3104 специалиста в области ИТ.

Летом 2007 года компания Cisco показала потрясающее решение под названием TelePresence. Передача звука и изображения настолько отличалась от всего существовавшего до этого, что не жалко было даже построить отдельные комнаты со специальными столами.

Время стремительно бежит вперёд, доступ в сеть становится всё более быстрым, мониторы – широкими, веб-камеры – многомегапиксельными. Соответственно, технические средства и пропускная способность коммуникаций позволяют нам наслаждаться качественным изображением собеседника уже и на обычном оборудовании. Разумеется, крупные компании, большие офисные центры, дорогие гостиницы могут позволить себе строить специальные переговорные комнаты, но с общим улучшением качества мониторов, видеокамер и каналов связи, картина несколько изменилась – у сотрудника появилась возможность проведения видеосеансов непосредственно со своего рабочего места. Ситуация аналогична той, в которую попал кинематограф: наличие в доме телевизора высокой чёткости и хорошего многоканального звука сильно снижает желание пойти в кинотеатр.

Понимая эту ситуацию, Cisco приобрела компанию Tandberg, интегрировала её решения и теперь имеет достаточно полную линейку устройств для видеосвязи. Дополняют эти решения унифицированные коммуникации Cisco (Unified Communications – UC), и сегодня уже трудно сказать, где кончается TelePresence и начинаются UC. На сегодняшний день это зрелые, прекрасно работающие технологии, они приносят «успехи в работе и счастье в личной жизни», но как раз их зрелость и наводит на мысль – а что дальше? Чего этим технологиям всё ещё не хватает, и что хотели бы пользователи?

Поиск ответа на этот вопрос заставил меня вспомнить о проблемах в другой области ИТ – взаимоотношений контента и носителя. Ведь как просто было раньше: книга, виниловый диск, киноплёнка являлись носителями информации с намертво привязанным к ним содержимым, как сейчас принято говорить – контентом. Современные информационные технологии поставили на этой простоте крест – теперь контент в виде файлов определённого формата живёт сам по себе: его покупают на оптических дисках, копируют на носители любой физической природы, передают по сетям, воспроизводят где угодно, когда угодно и на чём угодно. Прогресс ИТ превратился в головную боль владельцев контента, ибо проконтролировать его распространение и взять деньги со всех пользователей стало технически невозможно.

В коммуникационной сфере долгое время была весьма похожая картина: единственным средством связи был телефон с номером, выданным оператором связи. Телефонная компания могла контролировать все соединения абонента и тарифицировать разговоры. Заметим, что доступ и единственный сервис были столь же неразрывно привязаны друг к другу, как шрифт к страницам книги. С интернетом с самого начала всё было не так: провайдер выпускал абонента на простор и… Сначала он брал плату за время и объём нисходящего трафика, впоследствии всё свелось к безлимитным тарифам с ограничением скорости. А вот сервисы, которые получает посетитель интернета, многочисленны и бесплатны, провайдер бы и рад как-нибудь отщипнуть себе кусочек – да как его отщипнёшь от бесплатной услуги? Что касается мобильной связи, то здесь провайдер интернета и телефонный оператор, как правило, является одним лицом. Пока мобильная связь была медленной и позволяла пользоваться только электронной почтой, никакого конфликта интересов не возникало: разговаривать всё равно приходилось по-старинке с гарантированным биллингом. Но повышение скорости доступа до «разговорной» и появление ощутимого процента смартфонов «отрывает» голосовой сервис от классической телефонной связи. Процесс ещё не зашёл так далеко, как с контентом, но тенденция явно наметилась. Кроме чисто технических проблем есть очень серьёзная организационная проблема. Номер в телефонной сети общего пользования (ТфОП) равно как и адрес электронной почты (точнее, сами телефонная связь и электронная почта), является стандартом, который поддерживают все аппаратные и программные средства. А вот видов «продвинутой» связи огромное количество и пользователь Skype в настоящее время не может установить сеанс связи с абонентом TelePresence. В ответ на мои вопросы о всеобщей стандартизации видеосвязи, специалисты Cisco загадочно улыбались и предлагали внимательнее следить за сообщениями: мол, скоро узнаете. Впрочем, большого секрета здесь нет: надежды возлагаются на усовершенствованные продукты Jabber и WebEx, соответствующие плагины, встраиваемые в браузеры, и Jabber SDK, позволяющий независимым разработчикам создавать собственные приложения. Продумана и система идентификаторов – это будут адреса электронной почты, одно из достоинств которых – уникальность. Пока же гарантированные видеокоммуникации ограничены корпоративным сегментом и совершенствуются именно в этой рыночной нише.

Пропагандируя общение где угодно и с чего угодно, Cisco, тем не менее, всегда подчёркивает, что удобнее и эффективнее всего использовать специализированные устройства, изначально содержащие в себе необходимый софт, оптимизированный именно под каждое из них. В демозоне Cisco представила большую линейку «коробочных» решений для видеосвязи. Кроме удобства интерфейса (планшетик на столе перед терминалом и есть специализированный пульт управления), времени монтажа и настройки (достал из коробки и подключил к сети) специализированные устройства имеют ещё одно важное преимущество перед программными клиентами – это гарантированное качество связи. Даже на моём далеко не самом слабом ноутбуке некоторые запущенные приложения вызывают прерывание звука, но я хотя бы знаю, как с этим бороться. «Обычный» пользователь в такой ситуации может и не понять причин «кваканья» динамиков. К тому же не всегда есть время на анализ, особенно если это важные переговоры, на которых надо сосредоточить всё своё внимание.

На мой вопрос о дальнейшем развитии топовых решений видеосвязи, системный инженер Cisco Михаил Барышев ответил, что, скорее всего это будет объёмное изображение. Cisco уже сегодня готова передавать и декодировать необходимый для 3D трафик, требуются только экраны, позволяющие воспроизводить объём без необходимости надевать очки. Ибо разговор с глазу на глаз, когда глаза закрыты поляризационными очками, очевидно, не имеет смысла.

Однако только решениями Cisco всё не исчерпывается: российская компания S-Terra показала решения по защите видеотрафика, а компания Plantronics – гарнитуры для работы с UC.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г.

Цена некоторых моделей превышала 10 тысяч рублей, и я сначала искренне не понимал, чего же можно на такую сумму вложить в беспроводную гарнитуру. Оказалось, можно, и сотрудники, постоянно работающие с UC, покупали их в магазине, работающем на Cisco Expo.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г.

Аллан Бьёрнстад. Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

На круглом столе по бизнес-видео Аллан Бьёрнстад рассказал о новых методах совместной работы, предлагаемых Cisco, и о развитии рынка видеокоммуникаций в России. Следуя интерактивности, Аллан предложил задавать ему вопросы по ходу доклада, не стесняясь прерывать его выступление. Замечу, что говорил г-н Бьёрнстад не просто о способах контактов, а о методах совместной работы.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г.

Было перечислено четыре основных тенденции:

    1. Люди, использующие методы совместной работы, перестают быть привязаны к офису и становятся мобильными сотрудниками.
    2. Сотрудники общаются не только с коллегами из своей компании, но и с партнёрами, специалистами других фирм. Это явление получило название социализации сотрудников.

 

  • Передаётся не только статичная информация (письма, документы), но и всё в большей мере динамичные видео- и звукозаписи. При этом видеоконтент занимает всё большую долю трафика.
  • Виртуализация устройств, увеличение их числа у каждого пользователя. Пользователь входит в сеть с того устройства, которое наиболее удобно ему в данный момент. В общем случае это выглядит так: чем мобильнее состояние пользователя, тем более компактным устройством он пользуется.

 

Важно то, что в любом месте и с любого устройства сотрудник может получить доступ к необходимой ему информации. По приходу в офис можно залогиниться на стационарном устройстве и получать все вызовы через офисную сеть, вне офиса использовать иные способы подключения. Было сделано важное заявление: все клиентские устройства, которые планирует разрабатывать Cisco в дальнейшем, будут обладать функцией видео, а «обычные» телефоны исчезнут из номенклатуры. Это позволит Cisco и в дальнейшем оставаться лидером в области коммуникаций.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

В настоящее время Cisco не может предложить только системы мгновенных сообщений и организации чатов, однако компания и здесь планирует стать лидером в течение ближайших трёх лет. Говоря о взаимоотношениях с компанией Microsoft, Аллан отметил, что это одновременно и конкуренция, и взаимодействие: каждая из компаний хочет увеличить свою долю рынка, но при этом старается сделать это так, чтобы пользователи не страдали. Собственно, такое сотрудничество-конкуренция является едва ли не единственным способом существования на современном ИТ-рынке.

Ясно одно: оторвавшись от конкретного способа доступа, видеосервисы будут развиваться взрывными темпами. В настоящее время Cisco развивает множество направлений: различные протоколы, различные типы устройств (по степени специализации, по размеру, по дизайну), различные области использования. Отвечая на мой вопрос, г-н Бьёрнстад выразил уверенность, что в дальнейшем мы будем иметь единую видеосеть примерно так же, как сегодня мы имеем единую телефонию. Но когда это случится и сколько шагов придётся сделать для этого, сказать пока невозможно.

 

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.