Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

15 октября 2015 года в областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина по инициативе агентства коммуникаций «ПРАТОН» состоялся форсайт проекта «Самара – запасная столица». Фактическая сторона подробно изложена в прекрасно составленном пресс-релизе, и здесь просто нечего добавить, а как-то перекомпоновывать его, выдавая за своё творчество, было бы нечестно.

Но вот что подумалось. Сталинскую эпоху я почти не застал, хотя помню статую, где сначала были Ленин со Сталиным в обнимку, а потом только один Ленин – Сталина просто отпилили. А дальше вся жизнь до конца СССР проходила под Лениным, и Ленин был главной достопримечательностью города Куйбышева: улица Ульяновская, улица Ленинская, проспект Ленина, памятник Ленину на площади Революции, и апофеоз – Ленинский мемориал, построенный в конце 80-х, уже под занавес. Самым важным в истории Самары было: где жила семья Ульяновых, где учился, где работал, где читал книги и куда ходил в гости «вождь мирового пролетариата». И главное – деление истории Самары на две части – мрачные времена царизма без единого светлого пятна и светлые – социализма, когда всё расцвело и заколосилось.

И вдруг в 90-е главный советский, как теперь говорят, бренд, как-то скукожился. Городу вернули историческое имя, и даже здание Ленинского мемориала стало музеем Алабина. Независимые историки и краеведы наперебой рассказывали о людях, чьими стараниями Самара стала тем, чем она стала, о домах, ими построенных и предприятиях, ими созданных. Разумеется, многое было создано и в советскую эпоху, и этого тоже никто не забыл, только если в советское время это трактовалось исключительно как следствие стараний КПСС, то в 90-е – как свидетельства технического прогресса, который не то, чтобы не обошёл Самару, но именно Самара во многих случаях и двигала этот прогресс, была «впереди планеты всей», в том числе, и впереди Москвы. Сравнить хотя бы наш завод координатно-расточных станков, где мне повезло работать, и московский – это наши куйбышевские, а не их столичные станки были на уровне лучших мировых образцов, и нам точно нечему было учиться у москвичей. Наши авиадвигатели, наши ракеты, наше пиво, наши набережные – да много в Куйбышеве/Самаре такого, чего нет нигде, и в чём мы были первыми или есть единственные.

И вдруг мы – запасные, и только потому, что во время войны приютили структуры союзного уровня: министерства, посольства. Конечно, это приятно, что они приехали именно к нам, но здесь ведь значительную роль сыграло наше географическое положение и направление главного удара немецкой армии, и ни в том, ни в другом нет нашей особой заслуги.

На мероприятии «Самара – запасная столица» много говорилось о «столичности» Самары, которая, на мой взгляд, не столько настоящая «столичность», сколько «московскость», желание подражать Москве, одновременно демонстрируя понимание своего подчинённого положения в иерархии, которую сегодня часто называют вертикалью власти. Идея об уникальном имидже Самары как запасной столицы вообще, на мой взгляд, содержит в себе противоречие – уникальность никогда не подразумевает вторичность.

Важный, если не ключевой, элемент всех этих изменений в позиционировании – милитаризация сознания последних лет, попытка пробросить мостик между той войной и сегодняшними войнами, и таким образом освятить нынешние действия.

Та война попеременно упоминалась на мероприятии то как Вторая Мировая (ВМВ), то как Великая Отечественная (ВОВ) – и это сам по себе интересный феномен. Потому что с одной стороны статус эвакуированной столицы Самара получила во многом по причине нахождения здесь посольств союзников по ВМВ, с другой, с каждым годом всё мощнее отмечаемый День Победы определяется как «праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» – и никаких союзников в этом определении не упоминается. Более того, в последнее время предпринимаются активные попытки отодвинуть на задний план остальные союзные республики. Как сказал президент Путин 9 мая 2014 года, Вторую Мировую войну, мы бы выиграли не только без союзников, но и без Украины, потому что наибольшие потери в ВМВ понесла именно РСФСР.

Маленький штрих истории войны. На одном из слайдов было указано, что ввод в эксплуатацию первого в СССР газопровода (Куйбышев - Похвистнево) состоялся 15 сентября 1943 года. Однако, это не так. В 1924-м был построен газопровод «Дашава-Стрый-Дрогобыч», а в 1929-м были сооружены газопроводы «Дашава-Николаев-Львов» (82 км) и «Стрый-Моршин-Долина-Выгода» (50 км). На тот момент это была Польша, но после того, как в сентябре 1939 года «ничего не осталось от этого уродливого детища Версальского договора», эти газопроводы оказались на территории СССР. Мало того, что они прекрасно функционировали: в 1951 году газопровод из Дашавы дотянули до Москвы, которая потом много лет пользовалась газом из Львовской области.

Но главное в современной внешней политики российского руководства – это попытка представить нынешние действия РФ за границей как продолжение той борьбы с фашистами, и появление неприличных наклеек на автомобилях со словами «Можем повторить» совсем не случайно.

На мероприятии тоже был слайд, призванный формировать этот ассоциативный ряд.

Вот от всего этого тоже хотелось бы уйти. Вторая Мировая война, конечно, очень важное и трагическое событие в истории человечества, но позиционировать Самару в первую очередь как город ВМВ – слишком много для войны чести. А уж привязывать Самару к войне на Украине – это и вовсе перебор.

Мне представляется, что нам надо устроить здесь свою, самарскую, а не московскую или какую-то другую, жизнь. В мире есть много городов, известных не менее столиц своих государств: Сидней, Барселона, Рио-де-Жанейро, Сан-Франциско, Львов. И это ни в коем случае не конфронтация с центром, хотя, несомненно, некоторое перераспределение прав необходимо, чтобы не давали нам с барского плеча ресурсов на подготовку города к мундиалю, а мы сами могли развивать свою территорию так, как считаем нужным. Чтобы Самара гремела именно как Самара, а не запасная Москва – место, где могли бы отсидеться знатные москвичи, когда в Москве станет плохо.

----

О пешеходах на дороге, и не только

О пешеходах на дороге, и не только. Статья Владислава Боярова. 30.07.2021 г.