Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

3 и 4 апреля 2012 года компания Microsoft провела в Самаре два мероприятия. Они отличались своей направленностью, однако центральное место в обоих занимала «облачная» тема.

Термин «Cloud Computing» на русский переводится как «облачные вычисления», хотя Computing – это не совсем вычисления, и лучше было бы этот термин вообще не переводить, как, к примеру, не стали переводить Printer. Однако возникновение термина Computing пришлось на эпоху холодной войны, когда их рок-группам противопоставлялись наши ВИА, их культуризму – наш атлетизм, а их компьютерам – наши ЭВМ.

Сегодня облачные вычисления зачастую считают чисто маркетинговым приёмом, однако, это не так. Началось всё с фундаментальных технических основ, то есть с аппаратной платформы. Появление многоядерных и многопоточных (многопоточность или виртуальную многоядерность корпорация Intel представила на 3 года раньше «физической» многоядерности) процессоров, совершенствование связей между несколькими процессорами на материнской плате, повышение производительности каждого ядра и потока, рост объёмов оперативной памяти: всё это привело к избыточной производительности серверов для выполнения одной задачи. Запускать же несколько различных приложений под одним экземпляром операционной системы достаточно опасно, а иногда и невозможно – это дало толчок к появлению виртуализации, когда на одном физическом сервере запускаются несколько виртуальных (обычно применительно к виртуальным говорят не «серверы», а «машины» - Virtual Machine). А поскольку аппаратные решения всегда работают эффективнее программных, то производители платформ стали закладывать компоненты виртуализации непосредственно «в железо». Виртуальность предполагает гибкость: виртуальному серверу программным путём можно дать больше или меньше ядер, оперативной памяти, дискового пространства, сетевых ресурсов. Более того, виртуальный сервер может переехать с одного физического сервера на другой.

Такие эти возможности вызвали к жизни консолидацию ресурсов, объединение всех физических серверов в пул, внутри которого могут жить своей жизнью виртуальные ресурсы. Наиболее наглядное свидетельство такой консолидации – блейд-системы, крупнейшим производителем которых сегодня является компания HP. Следует отметить, что консолидация была бы невозможна без стандартизации всех компонентов систем, и в первую очередь платформы архитектуры x86. Компания HP, по-моему, первая стала называть свои серверы на процессорах x86 серверами стандартной архитектуры.

2 года назад консолидация ресурсов перешла на новую ступень с появлением Cisco Unified Computing System: с помощью этой системы под единым началом объединялись уже не десятки, а сотни серверов.

Ещё одна тенденция – общий рост предоставляемых услуг компьютинга. Первый хостинг сайта SPTC.ru выглядел так: в ЦОД провайдера мы поставили собственный десктоп, а провайдер только подключил его к сети. Когда сервер становился недоступен, начинались мучительные выяснения того на чьей стороне проблема. При этом нас в ЦОД не допускали, подключить монитор к компьютеру мы не могли. Сотрудники ЦОДа нам его выносили, мы компьютер включали – всё работало. Уносили – через некоторое время сайт опять пропадал. Сейчас такая ситуация представляется просто нереальной.

Однако общий смысл остался прежним: сначала слепить все ресурсы в единый ком, а потом виртуально нарезать его на кусочки, предоставляя пользователям ровно столько, сколько каждому из них требуется в данный момент. Виртуально – значит программно, здесь уже появляется фронт работ для софтверных компаний, и в финале пользователь облачного сервиса (делающий запрос в поисковике или создающий собственный интернет-ресурс) имеет дело только с программной оболочкой, абстрагированной от своей физической основы.

Очень важный момент: никаких чудес пользователю облака не принесут – всё, что можно сделать на виртуальных серверах, делалось и на физических. Разница – в гибкости, эффективности использования аппаратных ресурсов, что для пользователя отражается как на снижении цены, так и на изменении модели использования: покупать виртуальный сервер, создание которого почти ничего не стоит, было бы странно, поэтому остаётся только вариант аренды. В свою очередь, возможность более дешёвого и гибкого использования вычислительных ресурсов вызывает к жизни новые способы работы, делает выгодным то, что до этого было нецелесообразным.

Наверное, все ИТ-профессионалы привыкли к тому, что им приходится иметь дело с чёрными ящиками: никто не может точно сказать, как устроен тот или иной продукт. Облака и, находящиеся в них виртуальные сущности, с точки зрения пользователей представляют всего лишь новый вид чёрных ящиков.

Собственно, вокруг всего этого и разворачиваются события в современном мире, свидетельством чему были мероприятия Microsoft.

Кирилл Семенихин, директор макрорегиона Волга Microsoft в России. Самара. 3 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Открывший крупнейшую региональную конференцию Microsoft, посвящённую теме веб-разработки директор макрорегиона Волга Microsoft в России Кирилл Семенихин рассказал о том, что сегодня компания присутствует в 70 городах России – это наибольшее присутствие среди всех ИТ-вендоров.

Александр Ложечкин, директор департамента стратегических технологий Microsoft в России. Самара. 3 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Директор департамента стратегических технологий Microsoft в России Александр Ложечкин говорил в первую очередь о приверженности компании открытости и следованию стандартам. Microsoft приветствует использование своих операционных систем для продуктов любых вендоров и портирует свои приложения под другие ОС. Интероперабельность и взаимодействие со многими партнёрами (в том числе и конкурентами в отдельных областях рынка) объявлено официальной стратегией. Приводился пример с Samba – некоторое время назад Microsoft старался его задавить, а сейчас напротив – способствует развитию. Особое внимание уделено развитию и поддержке стандарта HTML 5 как главной платформе, объединяющей все программные продукты.

Доступность компьютеров, средств разработки и возможности публикации своих продуктов привели к снижению барьера входа: теперь популярные программы создают даже дети, не достигшие 10-летнего возраста. Главное – чтобы была свежая интересная идея.

Напомнил г-н Ложечкин о концепции «три экрана и облака»: Microsoft стремится к тому, чтобы все программные решения, объединённые облачными сервисами, можно было бы одинаково эффективно использовать на компьютерах, телефонах и телевизорах. В принципе, всё здесь правильно, только «экранов» вместе с их комбинациями сегодня значительно больше трёх. Например, ещё осенью 2010 года корпорация Intel представила технологию WiDi – беспроводную передачу изображения и звука от ноутбука к телевизору. А в феврале 2012 состоялась презентация ещё более впечатляющего решения: изображение и звук HD-качества передавались на телевизор уже со смартфона, созданного на платформе Intel Atom. А на этой конференции один из докладчиков Microsoft демонстрировал планшет на платформе Intel, который лёгким движением руки устанавливался в док-станцию и превращался в ноутбук (если продолжать использовать его экран и штатную клавиатуру с тачпадом) или десктоп (если использовать стационарный монитор, полноразмерную клавиатуру и мышь). Это ни в коем случае не критика усилий Microsoft по унификации интерфейсов и облачных сервисов, а только констатация резко выросшего количества форм-факторов и моделей использования девайсов.

Отсюда так же следует, что даже состоятельный человек не будет покупать себе всю гамму устройств – это просто нецелесообразно. Лично я отказался от использования стационарного компьютера после появления ноутбука Fujitsu ESPRIMO Mobile U9210 с док-станцией, также я использую смартфон и не вижу необходимости в планшете: в карман его не положишь, а если всё равно доставать из сумки, так пусть это лучше будет полноценный ноутбук. Хотя на трансформеры типа того, что упоминал выше, поглядываю с интересом.

В плане интерфейса попыткой объять необъятное является Microsoft Metro, который один из участников конференции назвал «книгой без оглавления». Так это или нет, станет понятно только по мере его использования, однако есть подозрение, что универсальный интерфейс создать так же сложно, как и универсальный форм-фактор устройства. Но оказалось, что соломка всё же подстелена: на уже упоминавшемся планшете «книга без оглавления» переключалась на старый добрый структурированный рабочий стол. Вспоминается, что когда-то ОС вообще не имела графического интерфейса и его писали независимые разработчики. Может быть, двигаясь в сторону открытости, Microsoft вернётся к этой ситуации, и тогда мы опять сможем выбирать интерфейс?

Кроме Metro-интерфейса было рассказано и о других особенностях Windows 8, на которую предлагается ориентироваться, в первую очередь, при разработке нового софта. Говорилось, что новая ОС работает быстрее, чем Windows 7 и менее требовательна к аппаратным ресурсам, запускается даже на старом «железе», что «восьмёрочный» штатный браузер превосходит по скорости все остальные, поскольку максимально использует ресурсы ОС, а та в свою очередь – аппаратные ресурсы. Кроме того, HTML 5 является для браузера и ОС нативным.

Windows Phone обгоняет Android по темпам роста. Но темпы роста – вещь относительная, если же говорить о долях рынка смартфонов, занимаемых различными ОС, то по прогнозу IDC, приведённому издательством 3DNews, в 2012 году доля Windows Phone вырастет с 3% до 14%, а доля Android – с 32% до 43%. Понятное дело, пятикратный рост Android с 32% нереален – не могут же телефоны с этой ОС занимать 150% рынка!

О насущном: универсальным средством разработки облачных приложений, по мнению докладчиков, является новая Visual Studio 11, бета-версия которой доступна для бесплатного скачивания.

Само облако реализовано компанией Microsoft с помощью платформы Windows Azure. Честно говоря, я не сразу понял, что кроме программной платформы Microsoft владеет ЦОДами, в которых всё это развёрнуто. Для потребителя такое решение имеет множество преимуществ: весь сервис он получает из одних рук, очень сложным (если не полностью невозможным) становится предъявление обвинений в использовании нелицензионного софта, гарантируется доступность сервисов на уровне 99,95%. Использование распределенного кэширования или сети кэширующих серверов (CDN) позволяет сократить задержку и улучшить временные характеристики приложения во всех точках земного шара.

Для владельца программного обеспечения появляется возможность продавать его в виде работающего сервиса. Точнее, это будет уже не продажа товара, а оказание услуги: вещь значительно более интересная как исполнителю, так и заказчику.

Таким образом, с появлением облачных вычислений полностью меняется парадигма разработки и реализации продукта. И если на начальном этапе создатели ПО и сервисов использовали преимущества облачной модели, продвигаемой производителями аппаратных платформ, то теперь уже создатели устройств будут вынуждены ориентироваться в своих разработках на новую реальность – взаимодействие клиентских девайсов с облачными сервисами.

Самара. 3 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Самара. 3 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

На сладкое. Был продемонстрирован Kinect: устройство, самостоятельно распознающее жесты и голос и подключаемое к компьютеру по стандартному интерфейсу USB. Уровень распознавания впечатлил, «железка» действительно понимала всё, что вытворяли перед ней. Демонстрация проводилась на играх, но мне интереснее было бы увидеть его в виде 3D-манипулятора в программах объёмного проектирования. Как сказал региональный представитель Microsoft по работе с образовательными учреждениями ПФО Максим Мучкаев, технических препятствий здесь нет, все интерфейсы открыты, осталось только дождаться, когда разработчики соответствующих систем пропишут реакцию приложений на определённые жесты и слова пользователей. Это сколько же здоровья можно сохранить, если вместо сидения за столом в статичной позе с обычной мышкой или 3D-манипулятором, можно будет стоять перед большим экраном и движениями тела создавать трёхмерные объекты! С нетерпением жду!

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.