Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Заключительная пресс-конференция проводимого газетой «Компьютерра+Самара» конкурса «Домашний компьютер 2006» состоялась 8 августа 2006 года в ресторане «Бора-Бора».

Зал этого ресторана пришёлся нам как раз в пору, не было ни тесноты, ни пустоты. Я бы сказал, что он был незаметен, как незаметна удобная обувь.

Открыл пресс-конференцию главный редактор газеты «Компьютерра+Самара» Андрей Болдырев. Поблагодарив администрацию интернет-центра «Форум» за помощь в проведении тестирования, г-н Болдырев сказал, что главным отличием третьего конкурса от первых двух было присутствие на нём торговых сетей. По его мнению, исключение из участников некоторых компьютерных фирм и замена их торговыми сетями адекватно отражает картину компьютерного рынка.

Далее, в соответствии с хронологией проведения конкурса, был мой доклад о закупке компьютеров. Отметив вежливость и доброжелательность продавцов во всех точках, где закупались компьютеры, я вынужден был констатировать бросающуюся в глаза разницу в квалификации. Эта разница была не в пользу торговых сетей и объяснялась отсутствием в необходимости высокой квалификации, поскольку как-то повлиять на конфигурацию продаваемого компьютера продавец торговой сети всё равно не может. Выливалось это в рекомендации на уровне рассуждений, что дорогой компьютер лучше дешёвого.

Следующим было выступление Алексея Самсонова. Алексей рассказал о методиках тестирования, отметил, что по качеству сборки конвейерный способ производства (Бренды из торговых сетей) не показал каких-либо преимуществ.

В отличие от образцов прошлогоднего тестирования у всех компьютеров на передней панели присутствовали разъёмы USB, у большинства были и картридеры под носители фотоаппаратов. Также 9 из 10 компьютеров имели «полный привод», позволяющий и читать и писать CD и DVD. Докладчик отметил, что, в отличие от прошлогоднего тестирования, лучший мультимедийный компьютер должен был не только обладать выдающейся производительностью в соответствующей категории тестов, но также вписываться в интерьер квартиры и не раздражать своим шумом. Тестирование вызвало больше вопросов, чем закупка. На вопрос об отметке в таблицах непройденных тестов, Алексей сказал, что это происходило как в силу отсутствия принципиальной возможности пройти тест (аппаратная конфигурация не предусматривала возможности его выполнения), так и из-за сбоев. Сбоев было два: на процессорном тесте дал сбой Kraftway от «М.Видео» и тест памяти не смог пройти компьютер от «Геоса». Следует ещё раз отметить принципиально разную реакцию этих двух фирм: если работники «Геоса» изо всех сил продолжали борьбу (Попросил разрешения заменить планки памяти (не помогло), а на следующий день нашёл и устранил причину сбоя, хотя это уже не могло повлиять на результаты), то представители М.Видео даже не пытались что-нибудь предпринять. Такой вот получился незапланированный тест на реакцию продавца.

На вопрос о субъективных тестах Алексей ответил, что, хотя они и имели место, оценки обсуждались коллегиально, и больших расхождений не было. Например, компьютер Excimer, купленный в «Эльдорадо», один шумел больше, чем все остальные вместе взятые, и ему единодушно был поставлен 0, хотя шкала была трехбалльная (1, 2, 3). По мнению Самсонова в этом году комиссия выставляла более адекватные оценки, не было неаргументированных особых мнений, контрастирующих с выводами большинства.

На вопрос о возможной дискриминации московских торговых сетей Андрей Болдырев ответил, что закупка и тестирование проводились по одинаковым для всех правилам. Объединение фирм в группы произошло естественным путём в ходе конкурса, настолько сильно отличались по компетентности менеджеров и конфигураций компьютеров. Он также добавил, что на прошлогоднем конкурсе, где торговые сети отсутствовали, самарские сборщики уже не представляли таких слабых конфигураций, которые были закуплены в этом году в торговых сетях. Скорее всего, их не было и два года назад. Алексей Самсонов добавил, что разница между компьютерами из торговых сетей и лидерами конкурса доходило до 50 раз (не процентов, а именно раз, это не опечатка). Высказался и Дмитрий Веретенников, отметив, что разницу в производительности компьютеров все присутствовавшие на тестировании видели невооружённым глазом: если у всех компьютеров самарской сборки на экранах была плавная анимация, то на машинах из торговых сетей наблюдалось слайд-шоу. Я добавил, что группы распределились не по принципу Москва - Самара, а в соответствии с бизнес-моделями. Например. Sunrise является московской фирмой, но принимаются заказы и собираются компьютеры (а также обслуживаются) на месте, силами этой же самой фирмы. В этом отношении Sunrise ничем не отличается от «Геоса» или «Прагмы», вот и компьютеры у них получаются близкими по характеристикам (Практически полное совпадение конфигураций компьютеров Sunrise и «Геоса» - это, конечно, просто совпадение, но совпадение знаменательное).

На вопрос о личных впечатлениях от закупки я ответил, что моему сыну больше всего понравилось в «Геосе». Возможно потому, что он хоть и старшеклассник, но всё равно ещё ребёнок, а в «Геосе» с ним ласковее разговаривали, вот и причина. Мне лично проще (поэтому и приятнее) было в «Крафт-С»: там менеджер наиболее подробно объяснял про мою конфигурацию, провёл даже небольшой ликбез, и мне в роли чайника было комфортнее держаться. Но я не хотел бы раздавать места: разговор везде складывался по-разному, и многое зависело от нас с сыном. Алексей Самсонов добавил, что и в прошлом году «Крафт-С» была единственной фирмой, где возникало слово “upgrade”, и менеджер объяснял слабые места конфигурации. Далее он добавил, что, хотя ему лично подход «Крафт-С» и симпатичен, на рынке, видимо, должны быть и фирмы, где менеджер просто снимет с полочки компьютер и без лишних слов отдаст его покупателю.

Андрей Болдырев отметил, что менеджеры торговых сетей среди прочих компьютеров выделяют Kraftway. Причина, видимо в том, что именно эта фирма вела наиболее интенсивную работу по продвижению своей торговой марки. Аргументировать свои предпочтения ни в одной торговой сети менеджеры не смогли, да и по количеству больше всего получилось компьютеров Excimer. Впрочем, такой небольшой объём закупки не может претендовать на корректные статистические данные по маркам продаваемых компьютеров.

Говоря о тенденциях, Алексей Самсонов отметил прежде всего полную победу процессоров AMD над Intel`ом в этом сегменте рынка. Объяснил он это ценовой политикой фирмы, в результате которой разница в цене между Athlon`ом и Sempron`ом так мала, что не одного Sempron`а в тестах не попалось. В противоположность этому, в лидирующей группе компьютеры Intel`овской платформы были представлены исключительно Celeron`амии. Вторая тенденция – это возвращение лидерства компании nVidea. Если в прошлом году соотношение ATI/nVidia было 7/3, то в этом году ровно наоборот.

Наступила самая приятная часть мероприятия – награждение победителей. И хотя имена победителей уже опубликованы, следуя известной пословице «Кашу маслом не испортишь» оглашаем ещё раз.
Номинация «Лучший игровой компьютер»: «Sunrise»
Номинация «Лучшая сборка»: «Крафт-С», «Sunrise»
Номинация «Лучшая эргономика»: «Крафт-С»
Номинация «Лучший мультимедийный компьютер»: «Геос»
Специальный приз за перспективную конфигурацию: «Бит»
Главный приз «Лучший домашний компьютер 2006 года»: «Sunrise»

Комментируя награждение, Алексей Самсонов сказал, что если в прошлом году победитель был в отрыве, то теперь группа лидеров была достаточно плотной, а компьютер от «Геоса» вполне мог бы претендовать на первое место, если бы не ошибка памяти. Выступивший с ответным словом Виктор Матвеев объяснил, что причиной сбоя была заводская ошибка BIOS`а материнской платы. Он сказал также о пользе конкурса для самарского компьютерного рынка и поблагодарил организаторов.

Надо сказать, что самарский компьютерный конкурс – это далеко не олимпийский вид спорта, правила только формируются, к тому же динамика отрасли вынуждает что-то на ходу менять, поэтому слова благодарности, произнесённые не победителем конкурса, были нам очень приятны. Значит, и в самом деле удалось соблюсти объективность. Наверное, не идеально, но, похоже, что «судью на мыло!» кричать уже не будут. Речь г-на Матвеева была встречена аплодисментами.

Следующим было выступление директора фирмы Sunrise Дмитрия Жукова. Было такое ощущение, что в первом месте он не сомневался и никаких эмоций по этому поводу не испытывает, а вот то, что не случилось отрыва от группы, его расстроило. Вот это амбиции!

Представительница фирмы «Крафт-С» Людмила Князева сказала, что результаты конкурса не повлияют на техническую политику фирмы, «как работали на Intel`е, так и будем работать». Она предложила в следующем году поручить закупку людям, которые действительно не разбираются в компьютерах.

Не удержусь от комментария: пьяных всегда играли трезвые артисты, не надо быть пьяным, чтобы сыграть пьяного. Притворяясь чайниками, мы могли, не выходя из роли, по настоящему экзаменовать менеджеров (посмотрите эпизод с покупкой компьютера Kraftway в М.Видео). Настоящему чайнику такие тесты просто недоступны.

Прозвучал вопрос о том, почему из прошлогодних участников осталось всего трое: «Крафт-С», Sunrise и «Прагма». «В конкурсе участвовали только те, кто сегодня реально влияет на самарский рынок», - был ответ Алексея Самсонова.

На самом деле список участников для нашего города, наверное, маловат. Не могу сказать, что «Оргпанорама», участвовавшая в прошлогоднем конкурсе, сдала свои позиции, а не участвовавший «Геос» за год сильно вырос. На большее количество участников просто не хватило сил, организаторы сделали столько, сколько смогли. К тому же идея включения в список участников представителей торговых сетей бытовой электроники оказалось очень зрелищной. Хорошо, что протестированы были все крупные сети, это позволило оценить не только конкретную сеть, но и проследить тенденцию.

На вопрос о конкурсе следующего года Андрей Болдырев ответил так: «Неизвестно какие будут компьютеры, неизвестно какие тесты, неизвестно какие фирмы, поэтому где-нибудь в июне-июле мы соберёмся и обсудим. Что могу сказать твёрдо: пока у нас есть компьютерный рынок и есть «Компьютерра», мы будем стремиться проводить такого рода тесты». Мария Елисеева добавила, что пожелания можно будет присылать по электронной почте, все они будут рассмотрены.

Из кулуарных разговоров больше всего запомнилась инициатива Дмитрия Веретенникова о повышении цены закупки, что дало бы возможность протестировать «полноценные» домашние компьютеры. Наверное, это было бы правильно и с точки зрения разнообразия конкурса, а то скоро уже менеджеры всех фирм при словах «пятнадцать тысяч» будут срываться с места и бежать к начальству советоваться: а вдруг «к нам едет ревизор»? Интересной была дискуссия Веретенникова и Самсонова о больших и маленьких фирмах. Сошлись на том, что останутся компьютерные супермаркеты с низкими ценами и небольшие магазины «с человеческим подходом». Но все мы понимаем, что делать прогнозы даже на год вперёд в динамично развивающейся компьютерной отрасли не менее опасно, чем предсказывать погоду.

Говорим СУБД – подразумеваем Oracle!

«КРОК Поволжье» зовёт к диалогу