Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Этот обзор сразу про два устройства – автомобильные навигаторы фирмы Lexand: STR-6100 HDR и STR-7100 PRO HD. Позывные на время теста – «Шестой» и «Седьмой». Оба они имеют GPS-модуль и работают под управлением ОС Windows CE, но на этом сходство заканчивается. Шестой оснащен видеокамерой с разрешением 720p, поэтому может служить не только навигатором, но и видеорегистратором. У Седьмого имеется GPRS-модуль, и одна из его дополнительных возможностей – это работа с сервисом Яндекс.Пробки.

Сначала был протестирован Шестой. Как обычно, начну с внешнего вида: всю переднюю панель навигатора занимает шестидюймовый экран с разрешением 800*480, на задней панели расположены объектив видеокамеры и динамик. На левой грани размещены USB-порт, 3,5 мм выход и слот под MicroSD-карточку, на верхней – кнопки включения и записи видео, а также ещё один слот для второй карты памяти.

В комплекте с навигатором идет крепление на лобовое стекло или переднюю панель, состоящее из двух элементов. Первый – это пластиковая рамка, в которой фиксируется навигатор. Второй элемент – присоска с направляющими, на которые и устанавливается рамка с навигатором. Между присоской и направляющими расположен шаровой шарнир с винтом-зажимом. Угол поворота в шарнире, по вертикали или горизонтали – около 40 градусов. Присоска достаточно мощная для того, чтобы навигатор держался на лобовом стекле без проблем, а вот направляющие оказались неудачными: в одном из положений (к счастью, неправильном) в них был достаточно заметный люфт. В комплект входят также USB-кабель для подключения к компьютеру и USB-адаптер для питания от прикуривателя.

Автомобильный навигатор Lexand STR-6100 HDR. Фото: Константин Бояров.

Навигатор Lexand STR-6100 HDR оборудован двумя слотами под microSD-карты, которые маркированы по-разному. Первый слот – на боковой грани – для карт с мультимедиа, второй – для записи видео с регистратора. При этом, даже если в первый слот установлена карта памяти – запись видео производиться не будет – она возможна только на карту во втором слоте. С этим и возникла первая проблема: из-за неточно написанной инструкции записать видео удалось не сразу.

Итак, работа в качестве навигатора. Установка последнего обновления с сайта – и в машину. Первым делом – закрепить навигатор на лобовом стекле: с этим не было никаких проблем. Потом – подключение к питанию, запуск и открытие программы Navitel. Поиск спутников занимает около пяти минут, после чего навигатор обеспечивает высокую точность определения как положения, так и скорости.

Lexand: STR-6100 HDR и STR-7100 PRO HD. Фото: Константин Бояров.

Сама программа Navitel оказалась удобной. Существует возможность создать несколько маршрутных точек, после чего запустить прокладку маршрута до одной из них. Маршрут строится меньше чем за пять секунд и отображается на карте, а в случае ухода с него строится новый. При движении навигатор оповещает о предстоящих поворотах как сообщениями на экране, так и голосом; кроме того, для перекрестков показаны знаки, обозначающие направление движения с каждой полосы. Кроме этого, на экран выводится информация о расстоянии до ближайшего поворота или кольца, расстояние до конечной точки, а также прогноз оставшегося времени и времени прибытия. Программа умеет также предупреждать о превышении скорости как знаком на экране, так и звуковым сигналом. Существует возможность информирования о камерах контроля скорости, но в Самаре этого увидеть не удалось – ни об одной стационарной камере навигатор не предупредил.

Стоит отметить, что программа в случае приближения к кольцу предупреждает о маневре словами типа «Круговое движение, второй съезд». Однако это происходит в том числе и на перекрестках, где кольцо по факту присутствует, а знака «Круговое движение» нет. В качестве примера можно привести перекресток Антонова-Авсеенко и Авроры, хотя в Самаре таких колец штук пять. Поэтому водителям, использующим навигаторы, следует быть особенно внимательными, не принимать сообщения на веру и следить за знаками.

Отмечу также и некоторые ошибки при работе с картами: например, перекресток улиц Мориса Тореза и Советской Армии в Самаре. Программа почему-то считает левый поворот с Мориса Тореза на Советской армии движением по прямой и игнорирует его в оповещениях – получается расхождение траектории и оповещений.

Lexand: STR-6100 HDR и STR-7100 PRO HD. Фото: Константин Бояров.

Работа Lexand STR-6100 HDR в качестве видеорегистратора. Видеозапись начинается автоматически при включении навигатора и продолжается до его выключения, если ее не остановить. Видео записывается фрагментами по 40 секунд, при этом объем такого фрагмента – порядка 65 мегабайт. Таким образом, на 4 Гбайт microSD-карту (а больше устройство не поддерживает) можно записать около сорока минут видео.

Навигатор Lexand STR-7100 PRO HD (Седьмой). В отличии от Шестого, в нём отсутствует камера регистратора, но установлен телефонный модуль, который предназначен для выхода в Интернет и работы с сервисом Яндекс.Карты и Яндекс.Пробки в режиме online через специальную программу. Также на него установлен Навител Навигатор, но он работает так же, как и на Шестом.

Внешний вид почти не отличается от Шестого – такая же плоская коробочка с экраном во всю переднюю панель. На задней грани остался только динамик. На нижней панели находится слот под SIM-карту, закрытый крышкой, на верхней – кнопка включения, а слева – слот под microSD-карту, порты mini-USB и 3,5 мм.

Система крепления Седьмого и комплектация – такие же, как у Шестого, с небольшим отличием: вместо одного шарнира используются два, каждый из которых имеет одну степень свободы. А вот с рамкой, в которую устанавливается навигатор, возникла проблема: усилие, которое надо приложить для фиксации рамки на навигаторе, слишком большое. Люфт в направляющих между рамкой и креплением – уже не в одном положении, как у Шестого, а в двух. Поэтому при езде он ощутимо трясётся.

Автомобильный навигатор Lexand STR-7100 PRO HD. Фото: Константин Бояров.

Направляющие у Шестого и Седьмого выполнены одинаково, поэтому был проверен также вариант с заменой рамок. Люфта не было в одном положении из четырех – с кронштейном Шестого и рамкой Седьмого.

Lexand: STR-6100 HDR и STR-7100 PRO HD. Фото: Константин Бояров.

Одна из особенностей навигатора Lexand STR-7100 PRO HD – это GSM-модуль: поддерживается возможность совершать звонки, отправлять и получать SMS, а также выходить в Интернет через GPRS. Качество звука при телефонных вызовах высокое – собеседника слышно без проблем. А вот скорость работы с Интернетом очень низкая – около четырех килобит в секунду, судя по времени загрузки страниц и статистике Яндекс.Карт. Отмечу, что при запуске навигатора с SIM-картой не происходит запрос PIN-кода, а Яндекс.Карты не умеют его запрашивать – поэтому, если PIN-код на карте не сброшен, соединение в этой программе не устанавливается без видимых причин. Присутствует также интересная настройка – включение/выключение режима полета (GSM-модуля), однако назначение ее на автомобильном навигаторе вызывает вопросы. Сложно представить ситуацию, в которой может понадобиться работающий навигатор (причем автомобильный), но запрещена работа сотовых телефонов.

Lexand: STR-6100 HDR и STR-7100 PRO HD. Фото: Константин Бояров.

Предварительная загрузка карт с компьютера не предусмотрена, карта подгружается исключительно через GPRS-соединение, но низкая скорость соединения не позволяет ей загрузиться за приемлемое время: за полчаса пути карта той части города, через которую мы ехали, полностью так и не загрузилась. Качество проложенного маршрута также неудовлетворительно: предложенный навигатором маршрут оказался на два километра длиннее того, по которому мы обычно ездим, при том, что пробок ни на том, ни на другом маршруте не было. Маршрут навигатора при этом строился на белом поле незагруженной карты. Кроме того, подсказок при движении по маршруту нет никаких – только линия на карте, ехать по которой невозможно.

Lexand: STR-6100 HDR и STR-7100 PRO HD. Фото: Константин Бояров.

Из дополнительного ПО присутствует браузер Internet Explorer, а также FM-трансмиттер для передачи аудиопотока на автомобильную магнитолу. Кроме того, как и на Шестом, возможно воспроизведение музыки и видео, а также просмотр картинок.

Для сравнения была протестирована программа Яндекс.Навигатор под Android на смартфоне и планшете. Здесь есть и предварительная загрузка полной карты города, и возможность проложить маршрут до ближайшей точки выбранного типа (например, заправки), и оперативная информация о пробках и дорожных ситуациях. Присутствует также и голосовое уведомление о следующем повороте, причем текст точно такой же, как и в Навителе – те же слова, те же выражения. Разница в интерфейсе есть, но она не сильно ощутима – по удобству Яндекс.Навигатор и Navitel находятся примерно на одном уровне. Сочетание «смартфон плюс Яндекс.Навигатор» в итоге оказалось лучше, чем «навигатор плюс Navitel» – в основном за счет качества экрана и загрузки информации об изменениях дорожной ситуации через Интернет.

И, тем не менее, автомобильным программам навигации не хватает достаточно многого. Нет информации о скоростном режиме на данной дороге – только предупреждение о превышении, причем иногда данные навигатора и знаки не соответствуют друг другу. Присутствует и проблема с кольцами – физически круг может присутствовать, но без знака «Круговое движение» - и приоритет проезда перекрестка меняется. Желательна также и информация о типе перекрёстка и приоритете на нем – особенно при любви дорожных служб к установке знака «Уступи дорогу» на второстепенной дороге без знака «Главная дорога» на главной. Один водитель при этом будет уступать из-за знака, второй – из-за правила «Помеха справа». Остается и вопрос для неопытных водителей: навигатор вроде и помогает, но город запоминать проще, если маршрут прокладывается самостоятельно. Да и не всегда навигатор дает самый рациональный и короткий путь – к тому же у каждого водителя есть нелюбимые перекрестки, да и количество левых поворотов желательно сводить к минимуму.

Lexand: STR-6100 HDR и STR-7100 PRO HD. Фото: Константин Бояров.

В общем, вывод получается неутешительный для производителей навигаторов: с развитием мобильных устройств использовать программу с постоянным автоматическим обновлением и информацией о дорожной ситуации предпочтительнее, чем навигатор со статичной картой, которую надо обновлять вручную. Дополнительные функции вроде видеозаписи специализированные устройства также выполняют лучше – хотя бы за счет меньшей массы и, соответственно, вибрации.

Вывод получается весьма неоднозначным. Например, в рамках Lexand STR-7100 PRO HD программа Яндекс.Карты показала себя не с лучшей стороны, фактически она малопригодна к использованию. В то же время в модель можно установить «ПРОГОРОД» или «СитиГид» - параллельно с Navitel. Тогда по GPRS мы получаем информацию как о пробках, так и об авариях и происшествиях. Учитывая заранее загруженную карту, скорости GPRS для этих задач вполне хватает. Следует отметить и преимущества большого экрана – пользоваться программами навигации на планшете удобнее, чем на смартфоне – соответственно, при достижении высокой производительности навигатор будет лучше смартфона. Кроме того, навигатор более адаптирован к автомобилю – например, за счет FM-трансмиттера.

Что касается Lexand STR-6100 HDR, то отсутствие беспроводной связи (т.е. пробок и обновлений дорожных данных) в нем компенсируется пусть и вторичной, но по факту реализованной функцией регистратора. В конце концов, не стоит забывать о том, что далеко не все автомобилисты предпочитают 4,5-5 дюймовые смартфоны, способные составить конкуренцию навигаторам – некоторые пользуются телефонами.

----

«я-ИТ-ы» в Самаре – слагаемые карьеры

«я-ИТ-ы» в Самаре – слагаемые карьеры. Статья Владислава Боярова. 29.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.