Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.
Виктор Гусев

Наверное, это очень хорошо, что компьютерная отрасль (1) развивалась двумя разными путями, и мы имеем счастливую возможность эти пути сравнивать. Так называемые IBM-совместимые компьютеры базировались на принципе открытой архитектуры: никто не обладал авторскими правами на них, и для их производства не требовалось никакого специального разрешения. Вторую линию развития представляет фирма Apple, рассуждающая иначе. Переход фирмы Apple на процессоры Intel фактически поставил точку в этом споре.

компоненты для самосбора

Но ничто не стоит на месте. Первые компьютеры, с которыми мы могли познакомиться в конце 80-х годов собирались не у нас. Азиатские тигры тогда тоже были ещё котятами и их изделия, как правило, уступали фирменным американским, откуда и пошли термины «белая сборка» и «жёлтая сборка». Своя собственная «красная сборка», как и полагается, рождалась в муках в начале 90-х. Здесь необходимо отметить две наши уникальные особенности: отсутствие в СССР фирм как таковых (2) и огромное количество безработных специалистов. Причём эти специалисты и в лучшие-то свои времена привыкли довольствоваться просто нищенской зарплатой (3). Всё это способствовало появлению огромного количества крошечных фирм по производству, продаже и ремонту компьютеров. Разумеется, у всех была разная коммерческая хватка, умение взаимодействовать с государством и техническая квалификация. Естественный отбор шёл ударными темпами, и потребитель терялся от мелькающих названий. Такую ситуацию грех было не использовать, и здесь появилась возможность помочь покупателю с выбором. Проблема только в одном: если производители лимонада могут разработать секретную формулу, придающую их продукции уникальный вкус, то любая компьютерная фирма производит типовую продукцию, характеристики которой зависят от производителей компонентов. И здесь надо изобретать ходы. Один из них заключается в том, чтобы искусственно отделить собственно производство от продажи. Находка здесь, пожалуй, вот в чём: если дома мама намажет масло на хлеб, а сверху положит кусок колбасы, ей очень трудно объяснить ребёнку, что бутерброд, сделанный у него на глазах, какой-то особенный. Если же отделить поваров от раздачи и сдобрить это дело хорошей порцией рекламы, результат может быть поразительным. В случае с компьютерами нужны компании посредники, которые и будут объяснять покупателю, что они продают компьютеры, кухня производства которых непохожа на «обычную». И что брендовые производители знают какие-то секреты, неведомые производителям обычным.

Например, самарское представительство благовещенской (4) компании GST делает это так:

5 отличий компьютеров Kraftway от самосбора

Kraftway Самосбор
1. Закупка комплектующих
Отлаженная система закупок напрямую у производителя. Комплектующие только класса А* Серые схемы ввоза товара в Россию (возможность подделки известных марок комплектующих) Зачастую комплектующие класса С
2. Контроль комплектующих
Входной контроль комплектующих. Тестирование совместимости работы всех комплектующих (опытный образец собирается из комплектующих той партии, которую планируется применить в серии и исследуется специалистами тестовой лаборатории) Отсутствие входного контроля и совместимости комплектующих из за дороговизны содержания специалистов
3. Производство
Партии от 50 штук однотипных компьютеров собираются конвейерным методом (один человек выполняет строго одну операцию), а более меньшие партии собираются стапельно-конвейерным методом. Все работы выполняются высококвалифицированными специалистами, к которым при приеме на работу предъявляются жесткие требования, учитывая опыт профессиональной сборки компьютеров не менее 1 года в профильной компании. Сборка компьютеров “на коленях”.
Часто в качестве сборщиков нанимаются студенты.
Сборка ведется по принципу “Я его слепила из того, что было”.
4. Готовое изделие
Трехступенчатый контроль, который включает нагрузочные испытания изделий при повышенных температурах (уникальная термокамера с постоянной температурой 40 градусов Цельсия)
Тестирование персональных компьютеров- 24 часа
Тестирование серверов- до 5 суток
Проверка готового изделия по принципу “работает- не работает”, отсюда потеря производительности, как следствие: частое обращение потребителей в сервис для решения возникающих проблем, трата времени и денег
5. Гарантия на изделие
З-х летняя гарантия, в течении которой Вам бесплатно заменят вышедшею из строя деталь, наличие которой не вызывает сомнения (даже при утере гарантийного талона!) + телефон горячей линии (8 800 200-1991) Отсутствие через 1,5- 2 года совместимых с вашими комплектующих, как следствие- доплата за ремонт. Потеря гарантии при утере гарантийного талона.

*Одни и те же комплектующие, например, материнская плата, бывают трех классов:
класс А - комплектующие высокого качества, к которым предъявляются жесткие входные параметры, выпускаются для крупных производителей компьютерной техники. Проходят жесткий выходной контроль у производителя 
класс Б - комплектующие для менее требовательных покупателей
класс С - комплектующие низкого качества (“ширпотреб”), слабый контроль входных элементов. Одна и та же марка может выпускаться на разных заводах. Отсутствие выходного контроля.

Вышеперечисленные отличия, дают неоспоримое преимущество компьютера “Kraftway” перед самосбором- компьютер “Kraftway” работает на 10-15% стабильнее и производительнее.

Итак, почему самосбор дешевле:

  1. Более дешевые и менее качественные блоки питания и корпуса
  2. Использование комплектующих класса С
  3. Отсутствие затрат на тестирование и экспериментальные проекты
  4. Малоквалифицированный, низкооплачиваемый персонал на сборке
  5. Слабый сервис и гарантийное обслуживание

Начнём с самого термина «самосбор». В технической терминологии, знакомой каждому инженеру, есть понятия изделий собственного изготовления и покупных изделий. Нетрудно заметить, что «самосбор» был придуман маркетологами для придания негативной окраски нейтральному «изделию собственного изготовления». Но здесь авторы, можно сказать, вырыли себе яму. Если отвлечься от эмоций, то для фирмы Kraftway самосбором являются компьютеры Kraftway, а для GST соответственно компьютеры, произведённые самой GST. Получается, что в этой таблице фирма GST сравнивает свои компьютеры с компьютерами Kraftway? Нашли, чем хвастаться!

Хотя понятно, что в GST имели в виду совсем другое. А именно: что благовещенская фирма GST (сама или ее филиал) прекратила (или никогда и не начинала) собственное производство компьютеров, а термин «самосбор» относится ко всем самарским фирмам, которые производят компьютеры самостоятельно. Для коренной самарской фирмы такая позиция была бы непатриотичной, но какое дело Благовещенску и Москве до нашего производства. Если же такие действия принесут пользу самарским потребителям, это полностью оправдывает позицию GST-Самары.

Рассмотрим содержание таблицы:

1. Во-первых, мелкие производители вообще не используют никаких схем ввоза комплектующих по той простой причине, что не ввозят их самостоятельно в Россию, а покупают у крупных московских оптовиков. Во-вторых, под «серыми» схемами ввоза понимается ввоз обычного кондиционного товара с «оптимизацией» налогообложения, что никак не отражается на характеристиках изделий. В-третьих, никаких классов комплектующих в природе не существует. На этом пункте следует остановиться подробнее. Организация массового производства, каковым является изготовление комплектующих, требует очень больших затрат на свою подготовку. Техпроцесс обязательно включает в себя входной контроль, межоперационные проверки и тестирование на выходе. После того, как он отлажен, что-либо менять в нём весьма затратно. Само же «клепание» конкретного экземпляра на потоке стоит копейки. Брак проще выкинуть из потока, чем «вручную» с ним заниматься, поэтому никто не будет выяснять степень работоспособности некондиционных изделий для того, чтобы потом продать их по дешёвке с ущербом для собственной репутации.

2. О полном отсутствии входного контроля мелкими производителями говорить, безусловно, нельзя. Глубина тестирования, разумеется, имеет значение и нуждается в оптимизации. Тестировать компьютер, продаваемый для потребителей (геймеров) своего города ни в коем случае нельзя столь же тщательно, как для полёта на Луну. Очевидно, что для поставок по всей России оптимальная глубина тестирования лежит где-то между упомянутыми вариантами.

3. Законы производства таковы, что при увеличении объёмов углубляется и разделение труда. Об этом писал ещё Генри Форд, и с тех пор ничего принципиально не изменилось, добавилось только использование механических роботов вместо роботов-людей. То есть выполнение небольшой операции на потоке требует меньшую квалификацию, чем штучная работа («профессиональную» работу на конвейере показал ещё Чарли Чаплин в «Новых временах»). Меньшая квалификация конвейерных рабочих требует меньшего размера оплаты, а разделение процесса на операции повышает производительность труда. Оба этих фактора во многих областях производства снизили цену продукта и сделали штучную работу невыгодной (5). И если в производстве компьютеров переход на конвейерную сборку не даёт тех же результатов, что и в других отраслях, надо просто признать уникальность этого производства, где квалифицированный высокооплачиваемый сборщик с отвёрткой может конкурировать с конвейером. Сам процесс сборки компьютеров не требует дорогостоящего оборудования типа прокатных станов или ректификационных колонн. А отвёртка и удобный стол найдётся в фирме любого размера, «на коленях» никто не собирает. Что касается комплектующих, то от заказа до доставки проходит 2-3 дня, и сборка ведётся не «из того, что было», а из того, что заказали и привезли. Таким образом, мелкие производители могут обеспечить не только более гибкую работу с клиентом, но и ускорить оборачиваемость средств и продавать «свежие», «с пылу, с жару», компьютеры.

4. Это автомобиль (как пример аналогового устройства) может работать лучше или хуже, а компьютер действительно или работает или нет. Поэтому ни о каких процентах потери производительности говорить нельзя: процессор имеет фиксированную частоту, жёсткий диск – обороты и т.д. Повторять об оптимизации тестирования нет нужды: выходное тестирование принципиально не отличается от входного. Тестирование в течение одних или пяти суток отнюдь не является панацеей: существуют дефекты, которые в принципе невозможно выявить при тестировании. Самыми громкими были массовые «вспухания» электролитических конденсаторов, дефекты в дисках IBM со стеклянными пластинами, которые проявлялись только через месяцы и даже годы эксплуатации. А самое интересное заключается в том, что подавляющее большинство простоев компьютера связано с программным обеспечением и коммуникациями. На этом фоне разница в надёжности работы компьютера, которая достигается за счёт суточного прогона вместо обычных 2-3 часов (меньше не бывает) может составить не более долей процента, и будет находиться за пределами нашего восприятия.

5. Вести учёт комплектующих по серийным номерам необходимо, но это правило, а не исключение. Маленькая фирма ценит своих клиентов не меньше, чем большая, и если по номерам выясняется, что компьютер гарантийный, странно было бы фирме отказать в бесплатном ремонте и этого клиента лишаться. Что касается наличия комплектующих для замены, то здесь опять ситуация ничем не отличается от сборки: те же 2-3 дня — и они на складе. Доплатить иногда предлагают, и делается это примерно так: «мы можем бесплатно поставить Radeon 9200, который вышел из строя на Вашем компьютере, но за это время видеокарты подешевели, и замена на Radeon 9600 обойдётся всего в 500 рублей». Причём такую индивидуальную работу с клиентом скорее можно ожидать от маленькой фирмы, большая фирма «на автопилоте» просто произведёт гарантийную замену.

Примечания к таблице также представляют интерес для анализа.

1. Если работникам GST удалось проследить зависимость между величиной фирмы и мощностью блоков питания выпускаемых ей компьютеров, это очень любопытно. Одна беда, такое оригинальное утверждение требует доказательств.

2. Миф о «комплектующих класса С» у производителей также не выдерживает никакой критики.

3. Любой человек, ввернув лампочку, щёлкнет выключателем, чтобы проверить. Это и есть, выражаясь по-научному, тест. Утверждение об отсутствии проверок произведённых изделий противоречит п. 4 таблицы, в котором написано, что тесты (проверки) всегда проводятся.

4. О зависимости между разделением техпроцесса на операции и необходимой квалификации работников можно прочитать в любом учебнике по организации производства. Более строгая регламентация операций, пределом которой является конвейерная сборка, предполагает самую низкую квалификацию персонала. Ничего страшного в этом нет, просто нельзя рекламировать одновременно конвейерную сборку и высокую квалификацию сборщиков – надо выбрать что-нибудь одно.

5. На самом деле, если сервис, сборка и торговля находятся рядом друг с другом и дружат – это очень хорошо. Они все сильны. Другое дело, что при росте объёмов производства возникает нужда в укрупнении и разделении этих служб. Возникающее при этом ослабление связей очевидно, должны появиться достоинства, компенсирующие эти недостатки. Обычно в качестве такого достоинства выступает снижение себестоимости и более низкая цена. Но если и этого добиться не удаётся, то, что же мы тогда имеем?

А имеем мы реально концентрацию ресурсов и возможность выделения значительных сумм на рекламу бренда, достижения его узнаваемости. И Kraftway, безусловно, является на сегодняшний день узнаваемым брендом. Кроме того, все, кто имел дело с подобными брендами, выделяют Kraftway из этого ряда; именно его чаще всего ставят на первое место. Те, кто по привычке советских времен до сих пор воспринимают слова фирменный и качественный, как синонимы, и те, кто хочет купить компьютер обязательно в большом торговом центре, пусть покупают «фирменный» компьютер Kraftway. Надеемся, что он не принесёт им неприятных неожиданностей.

(1) Имеются в виду персональные компьютеры. Большие машины и различного рода специализированные устройства здесь не рассматриваются. Вторая необходимая оговорка: речь идёт исключительно о системных блоках.

(2) Не только компьютерных, но и станкостроительных, пивных и т.д.

(3) Это не преувеличение. Джинсы стоили тогда 100 рублей, а за изобретение (а это мировая новизна и полезность) полагалось 25 рублей.

(4) Это не печально известный башкирский, а амурский Благовещенск.

(5) Тот же Форд гордился тем, что смог снизить цену автомобиля с $2000 до $300, то есть почти в семь раз!

Владислав Бояров, конструктор 1-й категории, изобретатель СССР

Искусственный интеллект от Intel: мечты и реальность

Искусственный интеллект от Intel: мечты и реальность. Статья Владислава Боярова

16-я ежегодная конференция «КОСС Плюс» – возраст зрелости

16-я ежегодная конференция «КОСС Плюс» – возраст зрелости. Статья Владислава Боярова