Мишку мучает вопрос:
Кто здесь враг таинственный?
А ответ ужасно прост —
И ответ единственный.
Владимир Высоцкий
Отступление первое. В советское время в ходу был такой термин, как «очернительство». Это когда, к примеру, вместо осторожного «в нашем магазине нет докторской колбасы» человек говорил «невозможно купить ничего мясного, отовариваются в своих спецраспределителях, а на народ им наплевать». Ещё одно важное выражение из этой серии – «зачем же обобщать?». Для тех, кто не мог удержаться от анализа и обобщений, существовала даже специальная статья УК РСФСР 190-прим – «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».
Так вот, сразу скажу, что я с глубоким и искренним уважением отношусь к деятельности компаний Microsoft и Acer, очернять не собираюсь, тем не менее, за своим частным случаем вижу тенденцию, которая мне откровенно не нравится.
Отступление второе. История нашей страны такова, что до 90-х годов ни один изобретатель в принципе не мог создать предприятия, реализующие придуманные им решения. Когда же это стало возможным, оказалось, что главным является не способность что-то придумать и запустить это в производство, а умение дружить с различными (точнее, со всеми) государственными органами. Поэтому компании, умеющие производить качественные и дешёвые компьютеры, не вышли за пределы своей маленькой ниши, а не умеющие это делать, стали «федеральными брендами». Когда в 2006 году самарская редакция журнала «Компьютерра» проводила конкурс на лучший домашний компьютер, то вполне ожидаемо «самосборные» машины самарских компаний оставили позади те, что под рекламируемыми на всю страну марками продавались в торговых сетях. Что было для меня тогда неожиданным – это величина разрыва: лучший (произведённый локально) компьютер превосходил худший (из торговой сети) на некоторых тестах в 50 раз!
Всё это обусловило в нашей стране популярность бизнес-модели компьютеров с открытой архитектурой и ОС, устанавливаемой на месте. Появление ноутбуков с предустановленной ОС нанесло удар по «самосбору», однако оказание услуг клиенту по диагностике, реанимации ОС и лечения от вирусов нисколько не пострадало. А ведь диагнозы бывают совсем не очевидными: на этой неделе у одного из моих знакомых принтер начал «печатать» чистые листы, а решилась проблема заменой материнской платы.
Здесь я подхожу к важному моменту: весь компьютер видится специалисту как сумма компонентов, одним из которых является операционная система. Соответственно, её можно «починить», заменить на другую, переинсталлировать и т.д., только в том случае, если дистрибутив ОС доступен. А вот по новой моде потребитель, заплативший свои кровные за право эксплуатировать Windows, дистрибутива на руки не получает, теперь этот дистрибутив (а точнее, образ, с которого производится развёртывание), лежит на защищённом разделе винчестера. Вроде бы, какая разница, но вот что делать, если при развёртывании появилась вот такая картинка,
а перезапустить программу переустановки не удаётся. Строго говоря, здесь имеет место ошибка программы, поскольку вместо того, чтобы вывести диалоговое окно с предложением переустановки (Перезапустить, Не перезапускать), она тупо зависла, не реагирует ни на клавиатуру, ни на мышку, и выключить компьютер можно только кнопкой питания. При последующем запуске опять появляется этот же экран, комбинация клавиш восстановления системы тоже ничего не даёт. Не помогло и обращение к коллегам из сервисных служб нескольких самарских компаний – случай науке не известный, что делать – непонятно. А дистрибутива на отдельном носителе, с которого можно было бы запустить процесс установки с нуля, как я уже говорил – нет.
Техподдержка Microsoft не говорит ничего внятного, и их можно понять – ситуация явно нештатная, тут надо уже компьютер в руках держать, да и не факт, что проблема в софте. Но советуют обратиться в «Ситилинк», где покупали компьютер, и вернуть его, пока не прошло 15 дней. Обращаемся – там немедленно ставят диагноз, что виноват пользователь, случай не гарантийный, следует обращаться в авторизованный центр Acer. На том конце провода не глядя ставят тот же диагноз («приложите трубку к больному месту») и заявляют, что восстановление системы к исходному (то есть неразвёрнутому) состоянию будет стоить 1750 рублей.
Весёленькое получается дело! Выходит, что защищённый раздел диска, на котором находится образ системы, совсем не защищён, и пользователь одним неверным движением может привести систему восстановления к краху? Но что из этого следует? Что, заплатив за Windows 8, покупатель вполне официально может его и не получить, нечаянно убив в «защищённом» разделе?
Или это установщик кривоватый, если не может выйти из тупика и вернуться на самое начало, а покупатель должен своими кровными расплачиваться за его кривизну? Впрочем, истинная причина неудачи вызывает чисто академический интерес, а делать-то что? Например:
- Заплатить сервису 1750 рублей и платить каждый раз при возникновении проблем с ОС.
- Пойти в магазин, заплатить на 500 рублей больше, стать обладателем дистрибутива Windows 8 и больше не кормить сервис.
- Поставить левую систему и при этом не испытывать угрызений совести, поскольку за ОС один раз уже было уплачено.
- Выбросить ноутбук на помойку.
- Ввязаться в судебную тяжбу.
Но все эти решения плохие.
А ведь хороший выход совсем рядом: предоставить покупателю компьютера с предустановленной системой дистрибутив ОС в виде компакт-диска, возможности скачать его с официального сайта или любым другим способом. И вернуть ключ продукта на наклейку, чтобы была возможность активировать Windows. Можно, конечно, не возвращаться к старой модели, а придумать совершенно новую (например, зашить ключ в «железо», чтобы при установке система запрашивала его оттуда), но только эта новая система должна быть как минимум не хуже старой и не причинять покупателю дополнительных неудобств.