Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей.
Белеет мой парус такой одинокий
На фоне стальных кораблей.
Геннадий Гладков, Юлий Ким

Некоторое время назад меня угораздило встрять в дискуссию по поводу бесславной кончины фирмы Nokia (не будем же мы остатки бренда считать тем самым гигантом, делавшим погоду на рынке мобильных клиентских устройств). Мы явно не помещались в формат комментариев, и поэтому я пообещал написать связную историю этого этапа жизни Nokia, точнее, её агонии. Тем более что, судя по комментариям френдов, вокруг этих событий спекуляций не меньше, чем вокруг кончины СССР с его вкусным пломбиром.

Но для начала немного теории.

У ИТ-индустрии есть принципиальное отличие от всех остальных областей техники, это, так можно выразиться, перевёрнутость. Если, говоря о стиральных машинах, автомобилях или самолётах, специалисты упоминает прежде всего компанию, лейбл которой красуется на фасаде изделия (справедливости ради надо отметить, что для самолётов иногда вспоминают ещё и производителя двигателей), то в мире ИТ главные не они.

Первые – это создатели аппаратных платформ. Чаще говорят о процессорах, но после появления Intel Centrino правильнее всё же говорить о платформе, которая включает в себя и интерфейсы взаимодействия с другими компонентами устройства.

Вторые (не по важности, а по порядку) – это создатели операционных систем. Они находятся в сложных отношениях с создателями аппаратных платформ: с одной стороны, на одну и ту же аппаратную платформу можно установить несколько ОС, с другой стороны одна и та же ОС может быть установлена на несколько аппаратных платформ.

Третьи – это многочисленные создатели универсальных компонентов, без которых невозможно сделать «готовое к употреблению» устройство. Оперативная и «дисковая» память, адаптеры проводной и беспроводной связи, модули, отвечающие за изображение и звук, блоки питания, экранные матрицы, аккумуляторы – всего не перечесть, но насколько упала бы потребительская ценность смартфона без возможности определения местоположения!

Наконец, четвёртые – это создатели упомянутых «готовых к употреблению» устройств, работающие на конечного потребителя. Здесь важна не столько способность создавать собственные технологии, сколько техническая грамотность в самом широком её понимании, умение оценить всё, что создано в мире и оптимальным образом сочетать это в своём изделии, придав компонентам новое качество, сделав ценность их сочетания намного больше арифметической суммы.

К этому следует добавить контрактных производителей: компаний, занимающихся исключительно тиражированием того, что разработали (создали) другие: под брендом создателей, по заказу создателей, на деньги создателей. И это не какие-то придатки: создатели напрямую зависят от технологических возможностей контрактных производителей, которые те наращивают самостоятельно, а капитализация, к примеру, TSMC составляет более шестисот миллиардов долларов.

Вот примерно в таком гомеостазе существует эта экосистема, которая, в отличие от природных экосистем изменяется, развивается и растёт с огромной скоростью. Она зародилась лет сорок назад и принципиально отличается от всего, с чем человечество имело дело ранее уже упомянутой перевёрнутостью, когда производители готовых изделий не заказывают по своим требованиям компоненты на стороне, а на правах младших партнёров сотрудничают с производителями компонентов. Сравните: капитализация Microsoft более двух триллионов долларов, Google – более двух триллионов долларов, а Lenovo, производящей широчайший спектр готовых устройств – около шестидесяти миллионов долларов, то есть в 30 раз меньше.

А теперь можно перейти и непосредственно к истории падения Nokia, которую я начну с того, как в феврале 2008 года корпорация Intel презентовала Mobile Internet Device (MID). Концептуально это именно то, что сегодня стало обыденностью: постоянно подключенное к интернету устройство, предназначенное для потребления контента и разного рода коммуникаций. Разумеется, как лидер ИТ-рынка, совсем недавно осчастлививший человечество концепцией Centrino, Intel намеревался сделать вполне логичный шаг – обеспечить людей не только ближней, но и дальней (операторской, сотовой) беспроводной связью и клиентскими устройствами меньшего, чем ноутбук, размером. Технически всё работало, правда, непонятно на какой операционной системе, кто из операторов связи собирался поддерживать WiMax, но ведь если дело стоящее, все должны наперегонки кинуться за своей долей рыночного пирога.

Я не сказал главного: интеловский MID базировался на принципиально новом процессоре: достаточно мощном для работы с браузерами и прочими приложениями для чтения (воспроизведения) и в то же время достаточно экономном для того, чтобы обеспечить длительную работу компактного устройства.

Но что-то не срослось, триумф Centrino корпорация Intel повторить не смогла. Думаю, потому что слишком многим пришлось бы пожертвовать, слишком многое менять, идти на слишком большие риски. Тем более, что летом того же 2008 года компании Nokia, Sony Ericsson, Motorola и NTT DOCOMO официально заявили об объединении Symbian OS, S60, UIQ и MOAP(S) с целью создания единой открытой мобильной платформы на процессорах ARM, и это были именно несколько поумневшие телефоны.

С горя Intel начал разрабатывать для нового процессора, получившего название Atom, собственную ОС, которую назвал Moblin. Точнее, этот проект был инициирован российским подразделением Intel ещё в 2007 году, но острая потребность в нём появилась только после того, как ни одна софтверная компания не захотела стать партнёром по этому процессору. Понятное дело, что о партнёрстве с производителями законченных устройств без ОС не могло быть и речи.

Но и Moblin, честно говоря, не взлетел, и тогда Intel передал его некоммерческой организации под названием The Linux Foundation.

А в это время Symbian, на который Nokia сделала ставку, потихоньку загибался, всё же решила обратить свои взоры на творение корпорации Intel, в результате чего Moblin трансформировался в MeeGo, а сама Nokia объявила его своим светлым завтра.

Nokia: Sic transit… Статья Владислава Боярова. 24.01.2022 г.

Но тут незаметно подкралась компания Microsoft, и Nokia заключила союз с ней, изменив Intel, и оставив её одну куковать с MeeGo.

Надо напомнить, что Microsoft ещё в 1996 году выпустил ОС для карманных компьютеров под названием Windows CE, которая не имела ничего общего с «большим» Windows, с тех пор предпринимала неоднократные попытки захватить этот рынок, поэтому привлечение на свою сторону такого заметного на тот момент игрока, как Nokia, представлялось ценным приобретением. Для достижения этой цели Microsoft в 2010 году даже десантировала на должность главы Nokia сотрудника Стивена Элопа, который должен был выполнять роль пятой колонны. Результатом этой спецоперации стала продажа компанией Nokia в 2013 году своего телефонного бизнеса компании Microsoft, то есть последний гвоздь в крышку гроба Nokia как телефонной компании, был забит.

В качестве эпилога добавлю, что и для Microsoft эта сделка не принесла удачи: новые модели смартфонов под брендом Lumia выходили до 2016 года, последние – под ОС Windows 10 Mobile. Одним из негативных последствий попыток совместить мобильную и компьютерную версии Windows был плиточный интерфейс Windows 8, вызвавший недоумение и отторжение до такой степени, что Intel даже не стала устанавливать его на свои корпоративные компьютеры, чего никогда более не случалось.

Что же касается Intel, то она всё же портировала на Atom ОС Android, в лице компании ASUS нашла серьёзного партнёра для выпуска смартфонов, но дальше второго поколения ZenFone, представленного в 2015 году, дело не пошло – 3-е поколение 2016 года вернулось на процессоры ARM.

В чём здесь может быть мораль? Для меня прежде всего в сложности выхода на рынок и сложности там выжить. Если хотите, в умении править своим кораблём в тех штормах и водоворотах, из которых состоит ИТ-индустрия. И ещё – не забывать, что вся интуиция держится на технической грамотности, потому что, если не понимать сути всех этих технологий, то о каком осмысленном выборе вообще может идти речь?

И, пожалуй, главное: на глобальном ИТ-рынке можно быть или лидером, или никем. Если вы не можете сделать высокотехнологичный конкурентоспособный продукт, то делайте что-нибудь менее технологичное, с чем сможете на рынок выйти. И не обязательно ИТ: плавьте чугун, прокатывайте стальной лист, штампуйте по заказу заготовки – это, хоть и не так круто и прибыльно, но хотя бы не позорно.

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.