Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Википедия определяет аутсорсинг как передачу организацией определенных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1-2 лет).

– Так вы что, и конфеты за меня есть будете?!..
– АГА!!!
Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве»

Википедия определяет аутсорсинг как передачу организацией определенных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1-2 лет).

На самом деле весь ход развития цивилизации – это в том числе и последовательная передача работ специалистам. Мы давно не печём сами хлеб, не колем дрова, не ходим по воду. За нами вывозят мусор, нам подают электроэнергию, обеспечивают связью – всего просто не перечесть. Но если эта тенденция присутствовала всегда, почему вдруг о ней заговорили как о чём-то новом, модном и чуть ли не уникальном?

Может, причина в особой специфике информационных технологий? Да нет, очень часто можно услышать как сисадминов или вебмастеров называют программистами. Это рудименты того обстоятельства, что по общечеловеческим меркам не так давно, а по темпам развития ИТ – в далёком прошлом все компьютерные специалисты по «мягкой» части действительно были программистами. Директор ООО «Парус» Виктор Ломакин вспоминает, что лет 20 назад «в организациях держали штат программистов, которые каждый в меру своих способностей автоматизировал бухгалтерию, отдел кадров, складские системы». На предприятии, имеющем парк компьютеров (ЭВМ) обязательно было программистское подразделение. Кстати, было и подразделение «железячников», сотрудников которого уважали ещё и потому, что они всегда были при «жидкой валюте». Или спирт был всегда при них, что в принципе одно и то же. Где все они сейчас?

Видимо, аутсорсингом сейчас называют передний край передачи функций. То, что одни уже успели передать, а другие ещё нет.

По мнению директора фирмы «Геос» Виктора Матвеева, «теоретически все товары и услуги могут быть предметом аутсорсинга. Некоторые мировые фирмы вообще ничего сами не производят, размещая заказы на сторонних предприятиях». Виктор Ломакин говорит, что «аутсорсинг – оптимизация деятельности организации за счёт передачи непрофильной части должностных обязанностей своих сотрудников другой компании, которая специализируется на данных работах».

Однако не всегда причиной может быть оптимизация. Виктор Матвеев приводит пример, «когда сам не можешь выполнить, а кровь из носу надо выполнять, иначе заказчик уйдёт к конкуренту». Тут уж не до жиру: можно заработать штрафные санкции, поплатиться репутацией. Принципиально отказываются от привлечения сторонних специалистов, по мнению Виктора Матвеева, только в одном случае: «если фирма позиционирует себя как уникальную и единственную на рынке данной услуги». Правда, как правило, впоследствии «выясняется, что такое делает не только она, причём кто-то делает дешевле», но сколько-то компания зарабатывает на этой иллюзии.

Виктор Ломакин считает, что «иногда определяющим может выступать не цена, а качество работ или эксклюзивность оказываемых услуг. Например, компания «Парус» единственная в Самарской области оказывает услуги по пуско-наладке и сервису мощных источников бесперебойного электропитания масштаба здания и инженерной инфраструктуры ISX APC центров обработки данных». В принципе, ничего плохого в такой монополии нет: если качество и цены перестают удовлетворять клиентов, то перестаёт существовать и сама монополия.

Виктор Матвеев в качестве самого яркого примера приводит прокладку сетей. «Как правило, в штате фирмы есть хорошие специалисты по электронике, но заставлять их долбить стены при прокладке коммуникаций крайне нецелесообразно. Большинство компьютерных фирм для этого привлекают специальные бригады, оснащённые мощным и высокопроизводительным оборудованием, что значительно экономит силы и время IT-специалистов, которые проводят монтаж самих сетей, тестирование и настройку (самые сложные и дорогостоящие операции).

Что касается компьютерных фирм, то ещё не очень давно товар из Москвы все возили собственным транспортом с собственными же водителями. А сейчас Виктор Матвеев «подумывает перевести на аутсорсинг транспортные услуги внутри города и даже работу сервиса».

Ещё одну не сразу заметную причину перевода на аутсорсинг назвал Виктор Ломакин: «Очевидно, что если компания оказывает услуги аутсорсинга, то её квалифицированным специалистам видны все слабые места и проблемы клиента. В наши договора обязательно входят услуги разработки мероприятий и рекомендаций по модернизации и совершенствованию систем». Конечно, компания, оказывающая услуги многим организациям, имеет больше возможностей оптимизировать бизнес-процессы, чем те, кто не имеет возможности сравнивать и анализировать.

Руководитель отдела автоматизации и системной интеграции компании «Прагма» Валерий Серокуров называет целый ряд причин, по которым следует переходить на аутсорсинг. Это:

  • рост количества задач и их объёмов;
  • сокращение времени на их выполнение;
  • конкурентная борьба;
  • сложность информационных процессов и технических устройств;
  • увеличение объёма информации;
  • сложность обработки задач, нехватка знаний, специалистов.

Начальник отдела маркетинга и рекламы компании «Крафт-С» Людмила Князева сообщила, что их «клиенты в большинстве случаев все же имеют свой штат IT-специалистов. Видимо это объясняется тем, что крупные корпоративные клиенты боятся довериться сторонним фирмам (система безопасности и т.п.), а smb чаще прибегает к услугам частных сисадминов. Качество работы и профессионализм последних может служить темой горячего обсуждения». По-иному представляет соотношение сил местных сисадминов и аутсорсеров Валерий Серокуров: «типичное соотношение – аутсорсеры более квалифицированные. Квалифицированных штатных сисадминов мало. Существует привязка к специалисту и диктат условий». Виктор Матвеев тоже считает, что «по определению у аутсорсера квалификация должна быть выше. Содержать своего сисадмина целесообразно фирме с 40-50 ПК. Меньше – просто нерентабельно. Хороший админ требует высокой зарплаты, в результате обслуживание 1 ПК стоит дорого, плюс надо рабочее место. А работа плохого «дешевого» админа (хотя они всегда вначале требуют высокой зарплаты) может обойтись фирме гораздо дороже за счёт провалов в работе (падение серверов, вирусные атаки, поломка оборудования). Но всегда надо считать конкретно».

О влиянии аутсорсинга на построение инфраструктуры и закупку оборудования наиболее горячо высказался Виктор Матвеев: «Для формирования изначально правильной инфраструктуры предприятия надо привлекать высококвалифицированных специалистов – аутсорсеров, еще на стадии проектирования. При этом можно сэкономить кучу денег и времени. Однако, как правило, построение сети, включая закупку оборудования, идёт стихийно, по воле директора, а еще хуже, главбуха. И вместо одного на всех универсального мощного принтера или МФУ берутся каждому на стол дешёвые убогие принтеры с очень высокой стоимостью владения. Вместо офисных ПК берутся игровые, и т.д. Потом всем приходится расхлебывать эту ситуацию, что обходится в несколько раз дороже, чем изначальное привлечение специалистов со стороны». Про бухгалтерию могу добавить свои наблюдения: когда понадобился сервер, работающий с 1С в терминальном режиме, с подачи бухгалтерии и обслуживающего её 1С-ника была заказана машина с мощной игровой видеокартой. Через некоторое время вентилятор видеокарты стал сильно шуметь, однако заменить видеокарту «специалист» не позволил, таким образом, втянув организацию в новые расходы. Виктор Матвеев приводит пример, когда «в результате привлечения специалиста на стадии формирования заказа удалось сэкономить более 150 тыс. рублей от планировавшейся стоимости закупки за счёт оптимизации параметров оборудования. В данном случае работа была бесплатной, но такая платная услуга стоила бы 1-2 тыс. рублей».

На вопрос о клиентах и подробностях работы с ними ожидаемых ответов получить не удалось. Яснее всех сказал Валерий Серокуров: «Клиенты – самое большое достояние компании. Поэтому ими не хвастаются».

----

Куда движется розница?

Куда движется розница? Статья Владислава Боярова. 19.04.2024 г

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.