Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Наш прогресс как нации полностью зависит от прогресса в сфере образования.
Джон Фицджеральд Кеннеди, 35-й президент США

Пресс-конференцию по социальной ответственности, проходившую в Московской школе управления «Сколково» в рамках празднования 20-летия работы Intel в России и других странах СНГ, я пропустил, отдав приоритет другим докладам. Но на следующий день 16 июня 2011 года, находясь в Санкт-Петербурге присутствовал на мероприятии Intel по этому вопросу, проходившему в рамках Международного экономического форума. Выступали вице-президент Intel генеральный менеджер по операциям в регионе EMEA Кристиан Моралес и региональный директор Intel в СНГ Дмитрий Конаш.

Кристиан Моралес,  вице-президент Intel генеральный менеджер по операциям в регионе EMEA; Дмитрий Конаш, региональный директор Intel в СНГ. 20-летие работы Intel в России и других странах СНГ. Санкт-Петербург. 16 июня 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Г-н Моралес начал своё выступление с цитаты главного исполнительного директора корпорации Пола Оттеллини: «Intel стремится соответствовать самым высоким стандартам во всём, что мы делаем: от инновационных продуктов до корпоративной ответственности». Также Кристиан Моралес отметил, что Intel ведёт свою деятельность по всему миру и везде старается проявлять ответственность, но этот доклад посвящён в основном работе корпорации в России и граничащими с Россией странами.

Замечу, что в деятельности корпорации социальная ответственность гармонично сочетается с коммерческой деятельностью. Причём происходит это по каждому направлению.

Intel производит продукцию, в которой в первую очередь нуждаются люди просвещенные. Соответственно, повышение уровня образованности увеличивает сбыт продукции в сфере информационных технологий. Поэтому с одной стороны, Intel Teach Program (Intel «Обучение для будущего») реализовывает стандарты корпоративной ответственности, а с другой – способствует увеличению объёма продаж. При этом, так уж получилось, большинство компьютеров для нужд общеобразовательных учреждений создано на платформе Intel.

В настоящее время Intel не только проводит обучение учителей, но и оказывает помощь в разработке контента и средств взаимодействия с учениками. Это является не менее важным, поскольку:

  • Повышение производительности компьютеров и пропускной способности каналов интернет-доступа позволяют использовать контент всё более высокого качества и информационной насыщенности. И создатели контента просто не поспевают за возможностями оборудования.
  • Внедрение программы «Один ученик – один компьютер» даёт возможность более тесного взаимодействия с учеником, что возможно только при внедрении новых методик преподавания. И учителя кроме получения навыков работы с компьютерами и сетями должны осваивать эти методики, модернизировать учебный процесс.

Оставлять учителей один на один с этими проблемами означает замедление процесса внедрения «цифрового образования», а ускоренное освоение новых методик и использование качественного контента вызовет как рост абсолютного числа компьютеров, так и их ускоренное обновление – ведь устаревшие машины не «потянут» современный контент. Так что опять полная гармония экономических интересов и этических норм. Цифры впечатляют: в мире прошли обучение 9 миллионов учителей, из них 700 тысяч в России. В 2010 году образовательные программы Intel были использованы в 135 образовательных учреждениях, на курсах повысили квалификацию 90 тысяч преподавателей и студентов. Дистанционно занимались 8000 человек. Проведено 270 обучающих мероприятий, в которых приняли участие более 25000 педагогов.

Кристиан Моралес,  вице-президент Intel генеральный менеджер по операциям в регионе EMEA. 20-летие работы Intel в России и других странах СНГ. Санкт-Петербург. 16 июня 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Важнейшей программой Кристиан Моралес назвал сотрудничество с российскими университетами. Intel организовал 7 лабораторий в лучших вузах страны, разработал несколько специальных программ, одна из которых – это взаимодействие студентов с ведущими инженерами Intel. Также разрабатываются программы, обеспечивающие взаимодействие студентов, исследователей и предпринимателей, которые уже активно работают на рынке и обладают практическими знаниями. Важной составляющей деятельности является предоставление вузам грантов на исследования, которые, по мнению экспертов Intel, имеют перспективы внедрения. Экономически важной программой Кристиан Моралес считает «Технологическое предпринимательство – от теории к практике». В Intel ценят российские научные и инженерные кадры, во многих инновационных компаниях мира руководящие посты занимают выходцы из России. Однако для бизнеса важна не только техническая грамотность, но и предпринимательская культура, которую Intel и старается развивать у молодых российских специалистов. Эта программа была запущена в 2005 году, покрывает 15 регионов страны и направлена на поддержку инноваций для развития экономики.

«Intel International Science and Engineering Fair (Intel ISEF)» – международная научная и инженерная ярмарка корпорации Intel, запущенная в 1998 году. Здесь старшеклассники и студенты всего мира соревнуются за крупные призовые фонды, одновременно получая исследовательские навыки. Два месяца назад прошла ярмарка 2011 года, и призы получили 12 российских представителей, их проекты были признаны одними из наиболее прорывных.

Ещё одним проявлением социальной ответственности корпорации является программа волонтёрства: добровольной бесплатной общественно-полезной деятельности. Выросший в СССР, я с детства слышал, что такое может быть исключительно под руководством Партии, что в несоциалистических странах человек человеку – волк. Не скрою, было непросто избавляться от советских стереотипов, и Intel помогает это делать. С точки зрения интересов корпорации здесь тоже никаких противоречий: в волонтёрской работе сотрудники лучше узнают друг друга, крепнет чувство коллективизма, растёт уважение, как к себе, так и к работодателю. С другой стороны, найти действительно общественно-полезную работу не совсем тривиальное дело: здесь тоже надо продумать точки приложения усилий, оптимизировать свою деятельность.

В 2008 году, когда корпорации Intel исполнилось 40 лет, программа волонтёрства была серьезно расширена. В корпорации решили: вместо того, чтобы тратить деньги на праздничные мероприятия, лучше инвестировать их в различные волонтёрские программы. Эта инициатива получила своё развитие и в последующие годы, 43% сотрудников российских подразделений Intel приняли в ней участие. Лично для меня эта цифра говорит о многом: в советское время на субботники нас заставляли выходить под страхом наказания и поэтому участвовали в них ровно 100% работников. А эта цифра говорит о добровольности. Хотя, конечно, корпорация работает над тем, чтобы процент охвата был выше.

Корпорация стремится с максимальной эффективностью использовать энергию в разработке, проектировании и производстве своей продукции, переходить на возобновляемые источники. Intel старается выбрасывать как можно меньше отходов и минимизировать своё воздействие на окружающую среду. Офис Intel в Москве в 2010 году стал участником программы Greenpeace «Зелёный офис». Больше всего возобновляемых энергетических ресурсов корпорация использует в США, но старается внедрить инновации, позволяющие экономить ресурсы во всех регионах, где ведёт деятельность. Кроме того, корпорация стремится выпускать энергоэффективные изделия, при равной вычислительной производительности потребляющие минимум энергии.

Одной из важных инициатив г-н Моралес считает предоставление устройств для подключения людей к интернету. Разумеется, речь идёт только о тех, кто финансово не может себе позволить приобрести такие устройства. К сожалению, в России к такой категории относятся и учителя. Дело ещё в том, что кроме образовательных программ для учителей и студентов, занимающихся по программе «Обучение для будущего», корпорация реализует программу «Intel Learn» – «Учимся с Intel», предназначенную для детей от 8 лет. Здесь уже без помощи учителей и родителей хорошего эффекта не достичь, поэтому все виды обучения составляют единый комплекс.

Программа «Intel World Ahead» призвана открыть доступ к цифровым технологиям ещё для одного миллиарда жителей нашей планеты. В рамках этой инициативы студенты смогут получать доступ к интернету, а учителя – разрабатывать контент и специальные образовательные программы. В рамках этого проекта также будут поставляться компьютеры, удовлетворяющие всем современным требованиям.

Г-н Моралес отметил деятельность ресурса «Intel Education Galaxy» – образовательной галактики Intel, которой исполнился год. Это сообщество учителей, и деятельность ресурса сегодня поражает своими масштабами и объёмом выложенного там контента. Доступ к этому контенту и возможность общения на ресурсе есть как у преподавателей, так и у студентов. Был показан слайд, в левой части которого – фотография класса, где училось доцифровое поколение, а на правой – то, что осваивает технологию «Один ученик, один компьютер». Интерактивность правой картинки была очевидна, действительно, лучше взаимодействовать с учителем на протяжении всего урока и после него, чем просто слушать и отвечать, когда спросят.

Региональный директор Intel в СНГ Дмитрий Конаш дополнил выступление Кристиана Моралеса.

Дмитрий Конаш, региональный директор Intel в СНГ. 20-летие работы Intel в России и других странах СНГ. Санкт-Петербург. 16 июня 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

По поводу смотра научно-технического творчества школьников ISEF, которая проводится в США и куда приезжают тысячи учащихся старших классов и студентов со всего мира: в этом году команда из России заняла II место в области информатики, IV место по физике и III место по химии.

Что касается программы «Один ученик – один компьютер», то ее самое интересное внедрение произошло в Татарстане: руководство республики приняло решение о реализации этой программы в младших классах всех школ. Это около 400 тысяч детей. В качестве первого шага в реализации этой программы все учителя республики, а это примерно 40 тысяч человек, уже оснащены ноутбуками за счёт государства.

С 1 сентября 2011 года вступает в силу постановление Правительства РФ о модернизации программы обучения для средних школ. На эти цели из госбюджета будет потрачено 20 миллиардов рублей, при этом одна из статей этого постановления рекомендует использование модели «Один ученик – один компьютер», из чего можно сделать вывод о том, что усилия корпорации Intel по внедрению этой модели нашли понимание у руководства нашего государства.

Отвечая на мой вопрос по поводу особенностей методики преподавания при внедрении технологии «Один ученик – один компьютер», Кристиан сказал, что эта система развивает чувство ответственности в детях. Если ребёнок при выполнении домашнего задания вдруг понимает, что он не запомнил что-то важное на уроке, теперь появляется возможность выйти в интернет и ещё раз прослушать объяснения учителя. Более того, можно задать вопрос учителю и получить ответ. Поэтому отговорки про «забыл» теперь не принимаются: забыл – вернись и тебе всё повторят. Также Кристиан привёл пример собственной дочери, которая после окончания университета Сорбонны при переезде в США и поступлении на работу должна была сдать некоторые экзамены. 4 часа в день в интерактивном режиме она слушала лекции, изучала интерактивные пособия, и делала это она самостоятельно и дистанционно. То есть эта идея значительно шире обучения в школе, более того, в корпорации Intel выступления руководителей и разного рода совещания также выкладываются на корпоративных ресурсах: сотрудники всегда могут увидеть их и вспомнить, если что забыли. Но начинать, конечно, лучше всего именно со школы.

Дмитрий Конаш добавил, что силами Intel методике преподавания предметов по технологии «Один ученик – один компьютер» было обучено 700 000 учителей. Рекомендации были разработаны специалистами корпорации, которые изучали лучший мировой опыт в разных странах, объединили это в целостную методику и сейчас этот курс преподаётся по всему миру. Эта методика в своей основе имеет аппаратной и программное обеспечение, созданные Intel: ведь необходимо чтобы все эти средства представляли функционирующий комплекс, позволяющий учителю взаимодействовать с детьми. Кроме этого комплекс включает методическое пособие и специализированное ПО, позволяющее ученикам младших классов получить базовые знания по предметам. Однако есть и локальная специфика: если математика универсальна, то литература или природоведение в каждой стране имеют свои уникальные особенности. Опыт реализации проекта в 18 регионах России показал, что каждый отдел народного образования также адаптируют методику с учётом местных традиций. Дмитрий считает это положительным явлением: методика не устоявшаяся, и есть возможность при каждом внедрении открыть в ней новые возможности, которые не увидели разработчики. Также это стимул для развития местных софтверных компаний, более тесное взаимодействие ИТ-сектора с народным образованием.

Начало реализации государственной программы компьютеризации образования не вызовет ухода корпорации Intel из этой области. Intel есть и будет социально ответственной компанией, и возможность принести пользу в этом направлении останется. Тем более что разработанная в Intel методика явно не последняя, корпорация продолжает разрабатывать новые технологии, которые будут опробованы в пилотных проектах. Нынешняя методика тоже не сразу стала именно такой, как сейчас, она постоянно адаптируется под новые платформы, создаваемые Intel.

Что касается регионов для внедрения программ: руководители образовательных учреждений подают заявки на сайте Intel Education Galaxy, в которых они излагают своё видение реализации проекта. Заявки рассматриваются соответствующими службами корпорации Intel. Конечно, для тестирования и внедрения новых методик выбираются наиболее активные и подготовленные школы, и нескольким лучшим проектам Intel дарит компьютерные классы. В упомянутых 18 регионах было подарено 6000 компьютеров, а всего закуплено уже несколько сот тысяч компьютеров.

Был задан вопрос и о том, какие направления социальной ответственности внедряются в работу и быт сотрудников Intel. Совершенствование технологии производства и оптимизация логистики позволяет сократить выбросы углекислого газа. Работа из дома экономит не только время сотрудников и затраты компании, но также снижает количество выбросов из его автомобиля. Широко практикуется виртуальная работа сотрудника в нескольких офисах, что сокращает количество командировок. Intel принял решение следовать директиве Евросоюза, вступающей в силу в 2013 году, которая предписывает сокращение выбросов углекислого газа. Также Intel инвестирует в компании, занимающиеся разработкой альтернативных источников энергии, не разрушающих окружающую среду. Виртуализированные ЦОДы нового поколения также являются более экологичными.

Ещё одна цель Intel: к 2020 году сократить выбросы углекислого газа в Европе на 20 %, в том числе с помощью использования «умных электросетей». В настоящее время 30 % электроэнергии теряется при её транспортировке, оптимизация передачи электричества могла бы значительно снизить эту цифру.

Дмитрий Конаш рассказал о способах экономии энергии в российских офисах Intel. Начинается экономия с традиционного лозунга «Уходя, гасите свет». Также офисы были переведены на гибкий режим кондиционирования/отопления: комфортная температура поддерживается только в рабочие часы, всё остальное время системы отключены.

Отвечая на вопрос Виктора Адронова, Дмитрий рассказал об особенностях внедрения программы «Один ученик – один компьютер» в разных странах. Часто это не зависит ни от уровня доходов, ни от технического уровня, главное – политическая воля. Первой программу поголовной компьютеризации внедрила Португалия (далеко не самая богатая страна Европы), в прошлом году такое решение приняла Грузия (до конца этого года компьютеры появятся у всех учеников от 7 до 10 лет), эту же цель поставил себе Туркменистан.

Вместо эпилога

По дороге из Питера в Самару прочитал в журнале «IT News» интервью с руководителем группы компаний ЛАНИТ Георгием Генсом и наткнулся на такие слова: «Рассуждения о социальной ответственности бизнеса – неверная постановка вопроса. Бизнесу проще откликнуться на конкретную просьбу о помощи, а принципиальные вопросы должно решать только государство». Я всего на пару лет старше господина Генса, мы с ним воспитывались в стране, где «их» бизнес противопоставлялся «нашей» морали, поэтому мне вполне понятны корни его позиции. Однако мне очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей поняли: бизнес может и должен быть социально ответственным, и Intel даёт возможность нам убедиться в этом.

Только образованные свободны.
Эпиктет, римский философ-стоик

Санкт-Петербург. 16 июня 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

----

Львовские имена

Львовские имена. Статья Владислава Боярова. 22.08.2023 г.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 6. Спецпроцессоры.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 6. Спецпроцессоры. Часть 5. Память. Статья Ильи Вайцмана. 15.03.2023 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Кому кризис, а кому окно возможностей

Кому кризис, а кому окно возможностей. Статья Владислава Боярова. 17.07.2023 г.