26 мая 2016 года в Самару прибыл технологический тур компании HPE.
В 2015 году в HP было принято решение о разделении на две компании. С тех пор HP Inc – это персональные компьютеры и принтеры (клиентское, консьюмерское направление), а HPE – серверы, системы хранения и прочие продукты для корпоративных клиентов. Им и были посвящены доклады.
Открыл конференцию территориальный менеджер Приволжского и Уральского ФО Станислав Овсянников.
Несколько лет назад мои знакомые купили домой МФУ HP, и оно не заработало. Сразу. Запускал его мой сын, потом подключился я, убедился, что неисправно, повёз в гарантийный сервис. Я совершенно нормально отношусь к тому, что даже у самых лучших производителей встречается брак – дело только в проценте, которого мы всё равно не знаем. Но что сервис «Прагмы» вместо того, чтобы ремонтировать аппарат, стал над нами буквально издеваться, было для меня неприятной неожиданностью. И тогда ситуацию спас именно Станислав Овсянников: мои знакомые получили исправный аппарат, а я не потерял лицо. На таких людях, собственно, и держатся компании.
Доклад шёл на фоне обратного отсчёта, как при запуске ракеты. Запомнилось, что 8 лет HPE (вместе с HP) лидирует в блейд-решениях, за 6 часов (благодаря собственному складу) гарантированно восстанавливают системы в Самаре, научились в 5 юнитах размещать 180 серверов, в 3 раза снижаются затраты на питание и охлаждение при использовании системы HP Apollo.
Доклад бизнес-аналитика (а также бизнес-тренера, коуча, MBA IT management, к.т.н) Александра Парамонова назывался «Я, робот: цифровая революция в российском бизнесе».
Он привёл множество примеров того, как ИТ трансформировали традиционные виды человеческой деятельности. Первый пример был такси, и поскольку мне как раз недавно довелось узнать об этой работе изнутри, могу не просто подтвердить, но и сам рассказать, как это всё работает.
А работает всё через приложения на смартфоне. Перед выходом на смену водитель обязан в определённом ракурсе сфотографировать автомобиль и отправить диспетчеру. Грязный – смена не будет открыта. Заказ клиента автоматически отправляется ближайшему к нему свободному автомобилю, а ближайший определяется по спутниковой навигации, которая опять же должна быть включена на смартфоне водителя. Если водитель берёт заказ, адрес клиента можно переслать в Яндекс-Навигатор, который проложит маршрут (никакое знание города не сравнится с возможностями Яндекс-Навигатора, хотя в отдельных случаях опытный водитель и может знать более короткий путь). Подъехав, водитель через приложение сообщает клиенту о прибытии (при этом номер телефона клиента остаётся ему неизвестен). И, наконец, таксометр, включаемый в приложении, также использует данные о километраже спутниковой навигации.
Если ближайший водитель отказался от заказа, он поступает в свободный доступ и другие водители могут видеть, в каких районах города они нужнее. Как видим, ИТ используются по полной, а без современного смартфона водителю не обойтись в принципе: и приложение, и Яндекс-Навигатор не будут работать на «обычном» сотовом телефоне.
Таким образом, классическое такси вроде бы никуда и не делось, оно по-прежнему доставляет клиента по нужному адресу, но эффективность работы возросла многократно. Сведены к минимуму простои и холостые пробеги, а значит, снижена себестоимость обслуживания, что позволяет опустить цены до каких-то неприличных значений: 30 рублей за вызов и 14 рублей за километр пути. Кстати, сама пропорция говорит о том, что ехать до клиента машина будет около (а скорее всего – не более) 2 километров.
Не могу понять «ностальгии» молодого поколения по советской власти: мои родители стояли в очереди на телефон 35 лет, так и не достоялись, и у меня самого мобильный телефон появился раньше стационарного в квартире. И появился потому, что мобильные операторы с самого начала стали работать по рыночным принципам, а «проводные» продолжали жить как при советской власти.
Специалист по развитию сектора малого и среднего бизнеса HPE в России Мария Фофанова выступила с докладом «ИТ в эпоху экономики идей: как приблизить будущее». Основная идея была в том, чтобы превратить ИТ-службу из подразделения, которое тратит деньги, в то, которое зарабатывает их для компании. Идея, на мой взгляд, странная. Если посмотреть на рассмотренную выше работу такси – конечно, деньги в компанию привозят водители. Но столь же очевидно, что они не могли бы работать столь же эффективно без использования ИТ, а эти технологии кто-то должен внедрять, совершенствовать, непрерывно держать систему в работоспособном состоянии. Доказывать необходимость существования ИТ-службы – это всё равно, что доказывать необходимость каждого колеса у автомобиля. Или каждого агрегата: сколько прибыли даёт мотор, сколько тормозная система…
Понятно и желание показать важность ИТ-службы и необходимость склонить руководство к затратам, обеспечивающим надёжность и непрерывность работы информационной инфраструктуры, восстановление после сбоев. Не сделаешь этого – нанесёшь ущерб компании, когда в один момент всё остановится, и даже страховых копий не будет. Но пытаться перевести это на деньги, которые ИТ-служба зарабатывает для компании… Не так уж и давно появилось электрическая энергия. И поначалу это могла быть лампа на столе у директора, которую легко можно было заменить керосиновой, потом ещё что-то и, в конце концов, без электропитания стала невозможной работа любого предприятия. И какую конкретно прибыль компании приносит электрик? Уборщица, вахтёр? А ведь без них тоже нельзя.
Все эти рассуждения заставили задуматься – откуда корни? Может, в коммунистической теории, многие годы бывшей официальной в нашем государстве? Там ведь исполнители и организаторы вообще были отнесены к разным классам, причём теория «доказывала» непримиримость противоречий (они назывались антагонистическими) а заодно и возможность (даже необходимость!) существования работников, непосредственно производящих продукт, без предпринимателей. Те же, кто обеспечивал производство (вроде диспетчеров в службе такси), назывались вспомогательным персоналом, в отличие от персонала основного (в нашем примере – водителей). Может, корень вот в этом советском менталитете, когда специалистов унижали и низкими (против тех, кто выполнял простую монотонную работу) зарплатами, и книгами-фильмами-плакатами, где специалист был в лучшем случае недотёпой типа Шурика, а представитель класса-гегемона, напротив, выглядел сильным, уверенным и всегда правым? Так или иначе, но мне представляется, что роль ИТ и вообще интеллектуального труда в современной экономике нужно просто поднимать всеми доступными способами.
Очень интересной была панельная дискуссия с участием Александра Парамонова, Станислава Овсянникова, руководителя ГК АКСУС Максима Афонасьева, заместителя ИТ-директора «Русфинансбанка» Олега Щепалина и руководителя отдела поддержки и внедрения сервисов торговой сети Hoff Максима Бобылёва.
Денис Бобылёв рассказал о миграции всей серверной части ИТ-инфраструктуры компании в Россию, пояснив, что её причины носили как экономический, так и политический характер.
Станислав Овсянников – что в кризис продажи HPE сместились в область продуктов, требующих минимального участия оператора, то есть максимальная экономия получается на зарплате, а не на оборудовании. В определённом смысле это расширение понятия TCO, когда оценивается стоимость эксплуатации системы вместе с обслуживающим персоналом.
Обсуждалась тенденция перехода от терминального доступа к VDI. Это вообще очень интересная тема. Ведь изначально были мейнфреймы с терминальным доступом, и персональные компьютеры не воспринимались как нечто серьёзное. Потом в представлении обывателя «правильный» компьютер был именно ПК, потом клиент-сервер… В общем, маятник всегда качался, но каждый раз отношения между пользовательским устройством и большой системой переходили на новый уровень, и важно оперативно использовать все преимущества каждой ситуации. Олег Щепалин отметил, что сегодня использовать новые ИТ дешевле, чем старые и деньги, истраченные на закупку, компенсируются снижением затрат на эксплуатацию.
В своём докладе «Решения HPE: цена, гибкость, совместимость» Олег Щепалин также отметил такое качество продуктов компании, как обеспечение высокой скорости внедрения и обучения персонала: всё просто и логично. Также отсутствуют проблемы с инсталляцией оборудования: процесс запуска продуман вендором до мелочей и остаётся только следовать инструкции, точнее, интерфейсу. Наконец, новые решения HPE хорошо совместимы как с прежними решениями, так и с решениями других вендоров.
Менеджер по продуктам HPE группы компаний ХОСТ Юрий Осенков рассказал об успешном внедрении СХД HPE 3PAR StoreServ 7200c,
заместитель директора по корпоративным продажам ГК Аксус Олег Гоголев – о построении для государственного заказчика с распределённой филиальной структурой вычислительного кластера на основе решений HPE MSA.
А вот Максим Бобылёв в докладе «Почему я полюбил HPE», на мой взгляд, местами перегибал палку, чем только подрывал доверие.
Например, когда говорил о некачественной локальной сборке, огульно обвиняя всех локальных производителей. Конечно, гигант HPE, в отличие от локальных производителей, имеет авторизованный сервис по всему миру и в том числе по всей России, и это большой плюс. Но вот что касается самой сборки, диагностики и ремонта – российские специалисты, работающие в самарских компаниях (Аксус, Киберкуб, КОСС Плюс и другие), делают это вполне квалифицированно и качественно. Заявляю это ответственно, потому что постоянно с ними контактирую по разным поводам и пользуюсь их услугами.
Один из самых интересных докладов сделал менеджер по решениям в области информационных систем HPE в России Николай Кычанов. «HPE Moonshot для повседневных задач. Решение по виртуализации рабочих мест пользователей».
Хотя, получается какая-то антивиртуализация: вместо небольшого количества мощных физических серверов с большим объёмом оперативной памяти, порезанных как в лапшу на множество виртуальных (логических) машин, предлагается большое количество маломощных физических серверов, каждый из которых можно отдать в полное распоряжение одного пользователя или приложения.
По-новому решён вопрос коммутации внутри корзины (шасси) и управления этим хозяйством.
Конечно, монопольное использование сервера гарантирует, что все его ресурсы достанутся одному или небольшому числу клиентов, но тогда как же быть с идеей динамического разделения ресурсов, повышающего степень использования оборудования? Наверное, каждое решение найдёт свою нишу, надо только понять – какую.
Интересно, что картриджи HPE разработаны под процессоры Intel Atom, Intel Xeon, AMD, ARM – выбирай любой!
«Беспроводные решения HPE – эра мобильных коммуникаций» – такова была тема архитектора сетевых решений компании Алексея Цемаркова. В основном это были решения, созданные в компании Aruba Networks, которую HPE купила в прошлом году.
Согласно оценке Gartner, в 2012 году компания Aruba, основанная в 2002 году, наступала на пятки лидерам: HP и Cisco. Теперь же, после покупки, как утверждает тот же Gartner, HPE бьёт Cisco по всем позициям, кроме корпоративного сетевого доступа, да и там HPE отстаёт совсем немного.
Обеспечение связи на стадионах – это что-то вроде «Формулы-1» для производителей беспроводных решений.
В любом случае присмотреться стоит – не каждый день на рынке беспроводной связи появляется крупный игрок.
О самой традиционной продукции HPE – серверах, рассказал руководитель направления BladeSystem в России Александр Светлаков.
Хотя насчёт традиционных – это как сказать. Например, уже упомянутые ещё более тонкие, чем «лезвия», серверы-картриджи Moonshot. При этом Александр допустил, что и на Moonshot придёт виртуализация. Скорее всего так и будет: через несколько поколений процессоры, потребляющие мало мощности, по производительности догонят те, что сегодня стоят в мощных серверах, а конструкция «нанолезвий» останется.
Обращает на себя внимание двусторонний монтаж материнских плат, впервые широко использованный в Intel NUC.
Александр посоветовал при заказе серверов 9-й серии консультироваться, будут ли они работать в старом окружении.
Не был обойдён вниманием и Superdome X: сервер для критически важных приложений на «стандартных» процессорах Intel Xeon. Надо сказать, что первое воплощение этой идеи я увидел 5 лет назад, когда компания Fujitsu показала свой Primequest, переехавший с Intel Itanium на Intel Xeon. Однако долгое время меня мучили сомнения: правильным ли было такое решение, нет ли у него подводных камней, последуют ли другие вендоры примеру Fujitsu. И вот оно, подтверждение. Конечно, в деталях серверы отличаются, но главное сделано – доказано, что «стандартная архитектура» подходит для критически важных приложений.
«Оптимальное управление как залог эффективной защиты данных» – доклад технического консультанта HPE в России Александра Аверина.
Завершал мероприятие ещё один доклад Николая Кычанова, посвящённый работе с большими данными.
Экпоненциальный рост продолжается, растут объёмы, растёт трафик, растёт количество устройств. Опять вспомнился пример про такси: они ездят целыми днями и генерят эти данные. И это далеко не единственный бизнес, активно использующий интернет.
Конечно, звучали слова о неструктурированных данных, но в версии г-на Кычанова, в отличие от того, что звучало на недавнем семинаре в СГАУ (простите, уже не СГАУ, но новой аббревиатуры пока нет) к неструктурированным относились тексты, картинки, видео – то есть на самом деле неструктурированные данные.
Разъяснялась суть объектного хранения данных, в чём его отличия от блочного и файлового. Далее – программно-определяемая система хранения данных, которая сглаживает различия между СХД разных вендоров.
Здесь HPE нашла себе партнёра в лице компании Scality. Система хранения на базе серверов HPE Apollo и ПО Scality RING получается настолько необычная, что я не берусь её здесь описывать (это тянет на отдельный большой материал). Общая идея – в распределённом хранении данных, где они резервируются как на локальном, так и на глобальном (оборудование предполагается размещать в разных географических точках) уровне.
При этом доступ к данным может осуществляться клиентами и приложениями напрямую. Насколько эффективен такой способ хранения, покажет время, пока же надо хотя бы знать о его существовании.
Мероприятие получилось очень насыщенным и разнообразным по содержанию, за что большая благодарность его организаторам, докладчикам и участникам.