И телефон у него был такой старый, что даже камера там стояла плёночная.
Народное
29 ноября 2010 года в самарской гостинице Ренессанс состоялся Nokia Developer Breakfast – завтрак для разработчиков Nokia. В мероприятии принимали участие: Алексей Кокин (менеджер по работе с разработчиками, Nokia), Александр Труфанов (Senior Technical Consultant, Nokia) и Юлия Юрченко (продюсер, Alawar Entertainment).
Накануне я закончил подготовку материала по медиаплеерам, которые использовали контент, хранящийся на винчестерах медиасерверов. Получалась обширная домашняя фонотека и видеотека в небольшой коробке, с которой можно воспроизводить записи в любом месте квартиры. И вот в процессе тестирования обнаружилась одна вещь, о которой я раньше не думал: медиасерверы разных производителей показывали своё содержимое по-разному. Если у одного это были просто папки или весь контент одним алфавитным списком, то другой мог давать сначала перечень жанров, а в каждом жанре – список альбомов. Или мог, к примеру, давать список исполнителей.
Получалась интересная картина: к выбору медиасервера надо было относиться едва ли не столь серьёзно, как к выбору жены. Конечно, «развестись» никто не запрещает, даже не требуется согласия второй стороны, но от каких-то своих привычек придётся отказаться. То есть привык открывать свою фонотеку списком исполнителей, а в новом медиасервере его и не оказалось – ищи по жанрам или насвисти ему мелодию.
Вспомнил я об этом потому, что с телефонами/смартфонами та же история: «железка» уже не является простым вместилищем списка контактов, софт её сложен, изощрён и индивидуален, поэтому уж если связал свою жизнь с брендом Nokia, то разрыв отношений вряд ли будет безболезненным.
Фантазии о мыслящих «железках» уходят в далёкое прошлое, а слово «робот» появилось в 1920 году. В 1942 году были сформулированы три закона роботехники, но до последнего времени казалось, что всё это только книжки, не имеющие непосредственного отношения к реальной жизни. Однако примеры с медиасерверами и телефонами показывают, что умные железки – это не только терафлопсы производительности и терабайты хранимой информации, но ещё и индивидуальность, характер, заложенный создателями устройства. Если это касается серьёзного бренда, выпускающего десятки моделей, то возникает задача сохранения преемственности, целостности всего модельного ряда: устройства могут быть умнее или глупее, но очень желательно, чтобы они не сильно отличались по своему характеру, бренд должен быть узнаваем не только по внешнему виду устройств, но и по их внутреннему миру. Хотя понятно, что при смене парадигмы такое единство в полной мере обеспечить всё равно не удастся, и компания Nokia естественным образом делит свои телефоны на 3 большие группы в соответствии с установленными на них операционными системами.
Однако, как следует из приведённого рисунка, разработка приложений на Qt или WRT может осуществиться как для Symbian, так и для MeeGo. Последняя ОС интересовала меня особо, поскольку во многом именно с ней корпорация Intel связывает свои надежды на успех платформы Atom. И надо сказать, здесь меня ожидало разочарование: ни о каких совместных проектах с Intel по созданию кроссплатформенной ОС MeeGo узнать ничего не удалось – сотрудники Nokia просто отказывались комментировать эти тему. Единственное, что они сказали твёрдо: первый планируемый к выпуску планшет Nokia с ОС MeeGo будет не на платформе Intel Atom, а на традиционном телефонном (смартфонном) процессоре.
Смысл самого мероприятия был в том, чтобы привлечь к разработкам софта для телефонов Nokia как можно больше программистов, и при этом не держать их на зарплате, а выплачивать процент с реально проданных экземпляров написанных ими программ. В качестве едва ли не главного аргумента такой работы на свой страх и риск приводилась диаграмма, показывающая, что Nokia занимает лидирующее положение на рынке смартфонов, следовательно, и количество потенциальных клиентов будет максимальным, если писать программы именно для Nokia. Только в 2008-2009 году продано уже 250 миллионов устройств с доступом к магазину софта Nokia Ovi Store – это действительно очень большая аудитория. Количество ежедневных скачиваний программ составляет 3 миллиона.
Что касается способа оплаты, то практика показала желание клиентов использовать для этого СМС-ки и переводить деньги со своего счёта у оператора связи. Комиссия при этом больше, чем при оплате с кредитных карт, но безопасность платежа выше, поскольку нет нужды раскрывать свои данные. Правда, за счёт увеличение комиссии операторам, которую берёт на себя Nokia, уменьшается процент выплаты владельцу программы: если при отплате по картам соотношение был 70/30, то при оплате с помощью СМС – 60/40. Убраны все препятствия на пути к зарабатыванию денег независимыми программистами. Nokia позволяет бесплатно подписывать приложения, заводить аккаунты по символической цене в 1 евро, использовать микроплатежи.
Александр Труфанов остановился на технической стороне вопроса:
- чем нативные приложения на Qt лучше якобы универсальных, написанных на Java;
- что принесёт использование MeeGo;
- что даёт использование векторной графики;
- как с помощью QML можно переложить часть разработки на веб-дизайнера;
- что даст переход на HTML 5.
Следует заметить, что разработчик софта для устройств Nokia вовсе не должен давать подписку о том, что он не будет разрабатывать софт для других платформ, вход в сообщество – бесплатный, так что нет причин не попробовать.