Тема облачных вычислений (Cloud Computing) присутствует на всех серьёзных ИТ-мероприятиях последних 2-х лет. Однако разговоры, как правило, идут об облаке вообще, как некоей абстракции. Разумеется, существуют отдельные приложения, способные работать в облаке, но каждое из них существует само по себе, поэтому про облако приложений пока говорить не приходится.
Заседание Клуба Pro Cisco, состоявшееся 23 ноября 2010 года в московской гостинице «Ренессанс» как раз было посвящено инициативе компании Cisco Systems по созданию такого всеобъемлющего облачного приложения, которое правильнее, на мой взгляд, было бы назвать концепцией, потому что значение слова «технология» в русском языке очень сильно отличается от английского Technology. Однако, по уже сложившейся традиции, чтобы не создавать ещё бОльшей путаницы, придётся использовать кальку. Итак, первая представленная тема: «Виртуализация рабочего места – инновационная технология Cisco VXI».
Приветствуя собравшихся членов Клуба, глава пресс-службы ООО «Сиско Системс» Александр Палладин заметил, что руководство компании просит воздерживаться от употребления затёртых эпитетов типа «революционный» при рассказах о новинках компании. Однако в данном случае речь идёт о технологии, которая при её внедрении должна перевернуть привычные представления об использовании клиентских устройств. Написал, и подумал о том, что развитие коммуникаций уже привело к тому, что устройства, на которых мы работаем, из персональных компьютеров превратились в «клиентов», что подразумевает их подключение к сети и работу с сервисами, серверами, облаками и всем тем, что может находиться в сети. И здесь опять вопрос терминологии, которая не всегда поспевает за изменениями ИКТ- сферы. Дело в том, что привычное разделение на клиента и сервер сегодня теряет смысл, поскольку клиентская машина контактирует уже не с сервером, а с некоей информационной абстракцией, которую с аппаратной точки зрения создают всё те же серверы. Хотя это уже не имеет ровно никакого значения, настолько сильно отделены они от клиента виртуализационным слоем.
Различные режимы работы операционных систем, когда конфигурационная информация и (или) данные находятся на стороне сервера – совсем не редкость. Также не могут считаться чем-то особенным терминальные режимы, когда клиент видит только сформированную удалённо картинку и имеет возможность давать команды серверу. Но принципиальная новизна подхода Cisco заключается в том, что технология Cisco® Virtualization Experience Infrastructure (VXI) инвариантна по отношению к клиентским устройствам и инсталлированным на них операционным системам.
Cisco привнесла в эту технологию все свои достижения по организации совместной работы: голос, видео, интерактивность, возможность выбора средства коммуникаций.
Очевидно, что клиентская часть технологии представляет собой надводную часть айсберга, которая, как мы знаем, относительно невелика. Фундамент же технологии представляют масштабируемые ЦОДы на платформе UCS, решения по потоковому интерактивному видео. Однако не надо думать, что использование серверов Cisco является обязательным условием работы VXI: в принципе может использоваться любое оборудование, просто в Cisco считают, что именно эти серверы лучше всех справятся с поставленной задачей.
Внедрение Cisco VXI – процесс долгий, поэтому его разделили на целых 5 этапов и привлекли к его реализации многочисленных партнёров.
В качестве одного из устройств доступа (возможно, и основного) предлагается использовать созданный на платформе Intel Atom семидюймовый планшет Cisco Cius с разрешением экрана 1024*600 и поддержкой multi-touch. Устройство работает под ОС Android 2.2 (Froyo), имеет камеру с поддержкой HD видео 720p 30-fps и множество других «вкусностей». К сожалению, увидеть устройство нам пока не удалось, вся информация – с сайта, посвящённого устройству.
Как видно на картинке, Cisco Cius интегрируется с телефонами Cisco, что совсем не удивительно, а даже очень ожидаемо.
Поскольку Cisco Cius с точки зрения платформы является полноценным компьютером, то у меня не могли не возникнуть вопросы, навеянные пропагандой корпорации Intel использования в качестве клиентских устройств именно компьютеров, а не терминалов или тонких клиентов. Главные аргументы Intel заключаются в том, что при наличии соответствующего ПО:
- Компьютер, потерявший связь с сервером, может работать автономно. При восстановлении связи компьютер синхронизируется с общей базой.
- Аппаратные ресурсы компьютера позволяют распределить выполнение задачи так, что часть работы будет производиться на клиенте. Это минимизирует как сетевой трафик, так и время выполнения задачи. Разумеется, облачный софт должен уметь анализировать возможности клиента для оптимального распределения вычислений.
Оказалось, что в Cisco полностью разделяют позицию корпорации Intel по этим вопросам, только эти опции будут реализованы не на первом этапе, а несколько позже. Прежде планируется обеспечить принципиальную возможность доступа к своему виртуальному рабочему столу с любого устройства, а уж потом заняться оптимизацией работы. Соответственно, на начальных этапах территория работы с VXI будет ограничена зонами, имеющими надёжную связь с серверами. Справедливости ради надо отметить, что связь, как и сами устройства, может быть любого вида: Ethernet, Wi-Fi, WiMAX, 3G или LTE, когда она появится.
Следующая важная тема заседания Клуба: «Доступное видео – TelePresence везде, TelePresence каждому, TelePresence как стандарт».
На самом деле это не совсем так: мобильные устройства и сети с малой пропускной способностью не позволят использовать многочисленные преимущества TelePresence. Поэтому всю видеосвязь, предлагаемую компанией Cisco можно разделить на две больших категории.
Начальная – когда качество адаптируется под производительность сети. В этом случае может быть урезано разрешение изображения или звуковой диапазон, но как изображение, так и звук, будут плавно воспроизводиться. Разумеется, до какого-то предела, за которым в принципе невозможно обеспечить работу в реальном времени.
TelePresence – когда есть гарантированное качество канала и спецификация оборудования. Наиболее бюджетные версии TelePresence смыкаются с начальным уровнем: используются те же аппаратные средства, но при ином качестве канала. А вот топовое решение осталось практически таким же, как и на момент появления: это специализированные переговорные комнаты с эффектом присутствия. Разумеется, по результатам эксплуатации интерфейс был несколько усовершенствован, появилась «картинка в картинке», улучшившая, в том числе работу и на одном экране, но принципиально всё осталось как в начале.
Я бы не назвал это застоем, просто решение было столь удачным и имело такой отрыв от всех остальных систем видеосвязи, что жизнь потребовала продолжения линейки «вниз».
И вот на этом этапе вместо того, чтобы изобретать велосипед, Cisco прикупила компанию Tandberg и интегрировала оба решения. Оконечное оборудование, полученное при приобретении Tandberg, будет соединяться с Cisco Unified Communications Manager.
Здесь можно вернуться к докладу по VXI и отметить, что эта технология предусматривает также отделение медиаданных от тех, что не требуют режима реального времени.
Облачный TelePresence позволяет увеличить количество соединений, конфигурировать группы пользователей, обеспечивает возможность саморегистрации и доступа к помещениям Cisco и Tandberg.
Более того, технология Cisco VXI умеет передавать медиапоток непосредственно между абонентами, не пропуская его через ЦОД (или облако, как угодно).
Решения Cisco могут работать и на универсальном оборудовании, однако во избежание неожиданностей компания рекомендует использовать законченные аппаратно-программные решения. Например, Cisco TelePresence EX60 в своём составе содержит специальную сенсорную панель, упрощающую управление конференциями и презентациями.
Работающим с веб-камерами наверняка известна проблема освещения: если направить свет в лицо, то будет невозможно работать, а если не направлять, то собеседник будет плохо видеть Ваше лицо. В Cisco TelePresence System 500 32 дюйма предусмотрена, в том числе, подсветка рассеянным светом, решающая эту проблему.
Знаковым событием я бы назвал появление домашней версии Telepresence под названием umi.
Комплект оборудования включает в себя собственно консоль, камеру и пульт дистанционного управления, что подразумевает использование обычного телевизора (а на сегодня «обычный» телевизор имеет разрешение Full HD). Приятно, что решение предусматривает возможность вызова с umi на Google Chat с использованием PC.
Мне осталось только представить докладчиков: о Cisco VXI нам рассказывал системный инженер-консультант Cisco Константин Грибах, о новинках Cisco TelePresence – директор по развитию бизнеса технологической группы Cisco TelePresence в России Борис Попов, общий обзор визуальных сетевых технологий сделал менеджер Cisco по развитию бизнеса Павел Теплов.
Очень хочется надеяться, что презентованные планшет Cisco Cius и домашний Telepresence umi в скором времени появятся в России.