Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

«Логистика 2023: вызовы и решения» – такое название издание «Коммерсантъ Волга» дало бизнес-дискуссии, организованной 29 марта 2023 года в самарской гостинице Лотте. Только вот что касается дискуссии…

Есть известная история о том, что при подготовке полёта станции Луна-9 в КБ Королёва велись жаркие дискуссии о том, что из себя представляет поверхность спутника Земли. Она может быть мягкая как сыр или покрыта толстенным слоем пыли. Обычно в этом месте восхищаются прозорливостью и смелостью Сергея Павловича, объявившим поверхность Луны твёрдой, но сейчас я бы хотел отметить другое. Во-первых, сам техсовет предусматривал открытость и борьбу мнений. Я сам не раз участвовал в техсоветах, пусть они были и не про полёты на Луну, но и на них принимались серьёзные и ответственные решения, и главное – мы все чувствовали себя совершенно свободно. Не боялись говорить то, что не совпадает с мнением начальства, а начальство само хотело услышать критику – лучше быть повергнутым в дискуссии, чем принять неверное решение. Во-вторых, важна сама идея прогнозирования, выдвижения гипотез. В случае с Королёвым, исходя из представлений о поверхности Луны, надо было конструировать станцию, в других случаях что-то другое, но главное – что гипотеза должна быть, пусть она будет даже неверной, но надо же из чего-то исходить в своих действиях.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

На бизнес-дискуссии не было ни столкновения позиций, ни прогнозирования, и в этом нельзя винить организаторов и участников мероприятия – времена нынче такие, такая ситуация, что за «не тот» прогноз или позицию можно и «загреметь под фанфары». Вспоминается СССР, где за открыто выраженный скепсис по поводу построения коммунизма, который, как мы сегодня знаем, так и не был построен, могли много чего лишить.

Поэтому все, что можно было услышать на мероприятии, это некие попытки удержаться на плаву, не задаваясь вопросом о том, куда вообще несёт этот поток.

Открывая мероприятие, заместитель председателя Самарского отделения общественной организации «Деловая России» Наталия Медведева оптимистично объявила, что сейчас время возможностей, и это, конечно, соответствует реальности. При подобных тектонических сдвигах возможно если не всё, то очень многое.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Руководитель Центра поддержки экспорта Самарской области Александр Коротков отметил, что целями Центра являются содействие выходу малых и средних предприятий на внешний рынок и увеличение объёма несырьевого экспорта Самарской области. Одной из мер поддержки Александр назвал финансирование 80% затрат на перевозку грузов. Было упомянуто Мадридское соглашение (Мадридский протокол), но с этим сейчас тоже не всё однозначно. Ну, и, наконец, о том, кто сейчас видится в роли потенциальных импортёров российской несырьевой продукции. Тут даже комментировать не хочется.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Генеральный директор ООО «ВОКС ЛОГИСТИКА» Андрей Григоров указал на то, что в особых условиях мы живём с марта 2014 года, при том, что с марта 2022 года эти условия изменились ещё круче.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

По его словам, трафик по Deep Sea (путь из Китая в Европу вокруг Индии, Суэцкий канал и Гибралтар) сильно упал, поскольку все порты отказались сотрудничать с РФ. Оказалось, что в некоторых случаях уже целесообразно использовать воздушный транспорт, так велики стали риски и сроки перевозки морем.  Одновременно с появлением проблем активизировались мошенники, предлагающие «решить вопрос». Поэтому работать следует с проверенными логистическими компаниями, знающими рынок и берегущими свою репутацию, тщательно проверять контрагентов, уделять особое внимание оформлению документов. Логика здесь простая: если раньше на рынке присутствовали честные бизнесмены, стремящиеся получать выгоду от взаимовыгодных сделок, то теперь туда хлынули мошенники, надеющиеся облапошить партнёра.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

В каком-то смысле дополнила его выступление заместитель начальника центра по транспортному обслуживанию железной дороги Оксана Ефремова, рассказав о ставшими актуальными маршрутами через Туркменистан, Иран, Азербайджан, Армению и Пакистан.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Перспективными стали восточные направления: в Находку, Достык, Гродеково.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Заместитель директора «Ингосстрах» Екатерина Савенко говорила о возросшей важности правильного страхования гражданской ответственности экспедиторов и перевозчиков. Она тоже говорила о риске мошенничества. Например, о том, что дополнительно, в рамках страхования ответственности экспедитора, можно застраховать риск мошенничества за груз при его утрате в результате мошеннических действий (выдача груза неправомочному получателю). Это отражает и статистика по убыткам: если в 2021 году убытки по причине противоправного действия третьих лиц составили 15% от общей суммы, то в 2022 уже 20%, то есть выросли на треть.

О тенденциях развития системы параллельного импорта рассказал начальник организационно-аналитического отдела Самарской таможни Приволжского таможенного управления ФТС России Александр Рыжов.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Резко изменившаяся ситуация породила большое количество постановлений правительства (ПП) РФ, каждое из которых в отдельности может ввести в заблуждение. Например, ПП № 311 регламентирует запрет вывоза определённых товаров за пределы территории РФ, при этом ПП №312 устанавливает Разрешительный порядок вывоза определённых товаров за пределы территории РФ, а ПП №213 вводит запрет вывоза определённых товаров не просто за пределы территории РФ, а в определенные страны. Отдельным исключением являются такие специфические иностранные государства как Абхазия, Южная Осетия и Белоруссия, а вот Приднестровскую Молдавскую республику почему-то к ним не присоединили. Запасные части, единичные экземпляры, комплектующие, компоненты, сырье и материалы для российского производства могут быть ввезены любыми лицами без представления таможенным органам документов о соответствии, при этом допускается ввоз товаров, предназначенных для обращения исключительно на территории Российской Федерации, без маркировки, предусмотренной техническими регламентами Союза («ЕАС»).

И ещё много всего, что ещё недавно было не только незаконно, но даже имело другие названия.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Добавил подробности о параллельном импорте директор макрорегиона «Волга» СТС Логистикс Самара Вадим Измайлов.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

По его словам, параллельный импорт приводит к удорожанию товаров (например, на запчасти к грузовым автомобилям цены выросли втрое). С некоторым удивлением он говорил о том, что Китай не может поставлять в РФ товары, произведённые на его территории компаниями других стран. Например, шины для карьерных самосвалов приходится сначала завозить из Китая в Монголию, а уже потом в РФ, и при этом прятать российский след. Такой опыт есть у Ирана и сейчас российские компании успешно его перенимают.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Директор самарского представительства лизинговой компании CARCADE Николай Эльяров начал доклад с заявления о том, что его компания – самая популярная среди лизинговых компаний по количеству подписчиков в разрешенных на территории РФ социальных сетях. CARCADE является постоянным аккредитованным участником программы льготного лизинга с момента её старта в 2015 году и за это время, благодаря государственной поддержке, сэкономила своим клиентам более 2 миллиардов рублей.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Директор департамента логистики ООО «Вита Лайн» Игорь Боровиков старался перевести вызовы (буду использовать его термин) на язык цифр и это у него получилось:

  • 49% - задержки в сроках доставки товаров из-за рубежа;
  • 47% - существенное удорожание международной логистики;
  • 36% - отказ зарубежных производителей от поставок в РФ;
  • 34% - сложности по международным расчётам;
  • 32% - существенное удорожание товаров;
  • 24% - задержки в сроках производства товаров.

В числе принимаемых мер на первом месте поиск альтернативных вариантов доставки товаров из стран, ставших недружественными. Картина, прямо скажем, невесёлая: с тобой не хотят иметь дело, а ты пытаешься – нет, не заставить, это невозможно, а найти некие альтернативные варианты – нет, не чтобы тебе продали, это тоже невозможно… в общем, мне даже сложно это сформулировать приличными словами.

Ещё одна цифра: 70% руководителей знают, что среда быстро и непредсказуемо меняется, не даёт шансов на формирование эффективной стратегии, возможно только ситуативное реагирование на уже произошедшие изменения.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Докладчик считает, что провалы выполнения советских планов поставили под сомнение саму идею долгосрочного планирования, но ведь кроме советских планов были и другие. Например, Intel вкладывает десятки миллиардов долларов в новые производства, которые должны выпускать новые, ещё не созданные процессоры, и каждый раз эти планы успешно реализуются.

Что можно противопоставить неопределённости, так это именно наш советский опыт. Я люблю заснуть и проснуться среди запасов. Весь в продуктах. Хоть какое-то спокойствие на какое-то время. Так шутил одессит Жванецкий, а зал неизменно взрывался смехом после его шуток, потому что на самом деле там была самая настоящая правда. Горькая правда, потому что ничего хорошего в лишних запасах нет, наоборот, лучше в любое время иметь возможность купить несколько картофелин на суп, чем с осени покупать несколько мешков и смотреть, как эта картошка начинает прорастать в погребе.

Но в такой ситуации — это меньшее зло. Поэтому ещё несколько цифр, приведённых г-ном Боровиковым. В 2 раза увеличены мощности хранения на складах предприятий внутри РФ, в 12 раз они увеличены в Турции, Китае и Вьетнаме. Разумеется, при этом значительно выросли ставки аренды складов.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Подробнее о рынке складской недвижимости рассказала директор по работе с ключевыми клиентами ООО «СамараТрансАвто-2000» Мария Шахнович. Здесь тоже интересные цифры: в 2022 году введено в строй на 6% больше складских площадей, чем в 2021, из них 58% в Москве, 16% в Санкт-Петербурге и 26% в остальной России, что явно не соответствует ни количеству населения, ни промышленному потенциалу, ни логистическим возможностям. При этом по России больше всего складских площадей введено в Самаре – 19%, на втором месте Казань с 13%, третье место с 11% делят Воронеж и Ростов-на-Дону. Самой большой проблемой строительства новых складов являются те же санкции: в первую очередь на автоматику и холодильное оборудование.

Логистика 2023: вызовы и решения. Статья Владислава Боярова. 04.04.2023 г.

Генеральный директор АО «ПромПарки» Сергей Евсеев говорил, по сути, о тех же складах, только назывались они логистические парки.

Повторю, что на мероприятии не было речи ни об анализе ситуации, ни о прогнозировании её развития (кроме дежурных и ничем не аргументированных слов о том что, во-первых, мы научимся абсолютно всё делать сами, а во-вторых, что Европа сама приползёт к нам на коленях), ни слов о попытках лоббирования собственных интересов. Собственно, не было и хоть в какой-то степени сформулированных интересов. Исключением, пожалуй, были только слова Андрея Григорова о том, что если уж не получается развивать производства, то надо развивать хотя бы инфраструктуру, чтобы когда (или если) инвесторы захотят вернуться в нашу страну, то чтобы возвращались они в более комфортные условия.

----

Куда движется розница?

Куда движется розница? Статья Владислава Боярова. 19.04.2024 г

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.