«Логистика 2023: вызовы и решения» – такое название издание «Коммерсантъ Волга» дало бизнес-дискуссии, организованной 29 марта 2023 года в самарской гостинице Лотте. Только вот что касается дискуссии…
Есть известная история о том, что при подготовке полёта станции Луна-9 в КБ Королёва велись жаркие дискуссии о том, что из себя представляет поверхность спутника Земли. Она может быть мягкая как сыр или покрыта толстенным слоем пыли. Обычно в этом месте восхищаются прозорливостью и смелостью Сергея Павловича, объявившим поверхность Луны твёрдой, но сейчас я бы хотел отметить другое. Во-первых, сам техсовет предусматривал открытость и борьбу мнений. Я сам не раз участвовал в техсоветах, пусть они были и не про полёты на Луну, но и на них принимались серьёзные и ответственные решения, и главное – мы все чувствовали себя совершенно свободно. Не боялись говорить то, что не совпадает с мнением начальства, а начальство само хотело услышать критику – лучше быть повергнутым в дискуссии, чем принять неверное решение. Во-вторых, важна сама идея прогнозирования, выдвижения гипотез. В случае с Королёвым, исходя из представлений о поверхности Луны, надо было конструировать станцию, в других случаях что-то другое, но главное – что гипотеза должна быть, пусть она будет даже неверной, но надо же из чего-то исходить в своих действиях.
На бизнес-дискуссии не было ни столкновения позиций, ни прогнозирования, и в этом нельзя винить организаторов и участников мероприятия – времена нынче такие, такая ситуация, что за «не тот» прогноз или позицию можно и «загреметь под фанфары». Вспоминается СССР, где за открыто выраженный скепсис по поводу построения коммунизма, который, как мы сегодня знаем, так и не был построен, могли много чего лишить.
Поэтому все, что можно было услышать на мероприятии, это некие попытки удержаться на плаву, не задаваясь вопросом о том, куда вообще несёт этот поток.
Открывая мероприятие, заместитель председателя Самарского отделения общественной организации «Деловая России» Наталия Медведева оптимистично объявила, что сейчас время возможностей, и это, конечно, соответствует реальности. При подобных тектонических сдвигах возможно если не всё, то очень многое.
Руководитель Центра поддержки экспорта Самарской области Александр Коротков отметил, что целями Центра являются содействие выходу малых и средних предприятий на внешний рынок и увеличение объёма несырьевого экспорта Самарской области. Одной из мер поддержки Александр назвал финансирование 80% затрат на перевозку грузов. Было упомянуто Мадридское соглашение (Мадридский протокол), но с этим сейчас тоже не всё однозначно. Ну, и, наконец, о том, кто сейчас видится в роли потенциальных импортёров российской несырьевой продукции. Тут даже комментировать не хочется.
Генеральный директор ООО «ВОКС ЛОГИСТИКА» Андрей Григоров указал на то, что в особых условиях мы живём с марта 2014 года, при том, что с марта 2022 года эти условия изменились ещё круче.
По его словам, трафик по Deep Sea (путь из Китая в Европу вокруг Индии, Суэцкий канал и Гибралтар) сильно упал, поскольку все порты отказались сотрудничать с РФ. Оказалось, что в некоторых случаях уже целесообразно использовать воздушный транспорт, так велики стали риски и сроки перевозки морем. Одновременно с появлением проблем активизировались мошенники, предлагающие «решить вопрос». Поэтому работать следует с проверенными логистическими компаниями, знающими рынок и берегущими свою репутацию, тщательно проверять контрагентов, уделять особое внимание оформлению документов. Логика здесь простая: если раньше на рынке присутствовали честные бизнесмены, стремящиеся получать выгоду от взаимовыгодных сделок, то теперь туда хлынули мошенники, надеющиеся облапошить партнёра.
В каком-то смысле дополнила его выступление заместитель начальника центра по транспортному обслуживанию железной дороги Оксана Ефремова, рассказав о ставшими актуальными маршрутами через Туркменистан, Иран, Азербайджан, Армению и Пакистан.
Перспективными стали восточные направления: в Находку, Достык, Гродеково.
Заместитель директора «Ингосстрах» Екатерина Савенко говорила о возросшей важности правильного страхования гражданской ответственности экспедиторов и перевозчиков. Она тоже говорила о риске мошенничества. Например, о том, что дополнительно, в рамках страхования ответственности экспедитора, можно застраховать риск мошенничества за груз при его утрате в результате мошеннических действий (выдача груза неправомочному получателю). Это отражает и статистика по убыткам: если в 2021 году убытки по причине противоправного действия третьих лиц составили 15% от общей суммы, то в 2022 уже 20%, то есть выросли на треть.
О тенденциях развития системы параллельного импорта рассказал начальник организационно-аналитического отдела Самарской таможни Приволжского таможенного управления ФТС России Александр Рыжов.
Резко изменившаяся ситуация породила большое количество постановлений правительства (ПП) РФ, каждое из которых в отдельности может ввести в заблуждение. Например, ПП № 311 регламентирует запрет вывоза определённых товаров за пределы территории РФ, при этом ПП №312 устанавливает Разрешительный порядок вывоза определённых товаров за пределы территории РФ, а ПП №213 вводит запрет вывоза определённых товаров не просто за пределы территории РФ, а в определенные страны. Отдельным исключением являются такие специфические иностранные государства как Абхазия, Южная Осетия и Белоруссия, а вот Приднестровскую Молдавскую республику почему-то к ним не присоединили. Запасные части, единичные экземпляры, комплектующие, компоненты, сырье и материалы для российского производства могут быть ввезены любыми лицами без представления таможенным органам документов о соответствии, при этом допускается ввоз товаров, предназначенных для обращения исключительно на территории Российской Федерации, без маркировки, предусмотренной техническими регламентами Союза («ЕАС»).
И ещё много всего, что ещё недавно было не только незаконно, но даже имело другие названия.
Добавил подробности о параллельном импорте директор макрорегиона «Волга» СТС Логистикс Самара Вадим Измайлов.
По его словам, параллельный импорт приводит к удорожанию товаров (например, на запчасти к грузовым автомобилям цены выросли втрое). С некоторым удивлением он говорил о том, что Китай не может поставлять в РФ товары, произведённые на его территории компаниями других стран. Например, шины для карьерных самосвалов приходится сначала завозить из Китая в Монголию, а уже потом в РФ, и при этом прятать российский след. Такой опыт есть у Ирана и сейчас российские компании успешно его перенимают.
Директор самарского представительства лизинговой компании CARCADE Николай Эльяров начал доклад с заявления о том, что его компания – самая популярная среди лизинговых компаний по количеству подписчиков в разрешенных на территории РФ социальных сетях. CARCADE является постоянным аккредитованным участником программы льготного лизинга с момента её старта в 2015 году и за это время, благодаря государственной поддержке, сэкономила своим клиентам более 2 миллиардов рублей.
Директор департамента логистики ООО «Вита Лайн» Игорь Боровиков старался перевести вызовы (буду использовать его термин) на язык цифр и это у него получилось:
- 49% - задержки в сроках доставки товаров из-за рубежа;
- 47% - существенное удорожание международной логистики;
- 36% - отказ зарубежных производителей от поставок в РФ;
- 34% - сложности по международным расчётам;
- 32% - существенное удорожание товаров;
- 24% - задержки в сроках производства товаров.
В числе принимаемых мер на первом месте поиск альтернативных вариантов доставки товаров из стран, ставших недружественными. Картина, прямо скажем, невесёлая: с тобой не хотят иметь дело, а ты пытаешься – нет, не заставить, это невозможно, а найти некие альтернативные варианты – нет, не чтобы тебе продали, это тоже невозможно… в общем, мне даже сложно это сформулировать приличными словами.
Ещё одна цифра: 70% руководителей знают, что среда быстро и непредсказуемо меняется, не даёт шансов на формирование эффективной стратегии, возможно только ситуативное реагирование на уже произошедшие изменения.
Докладчик считает, что провалы выполнения советских планов поставили под сомнение саму идею долгосрочного планирования, но ведь кроме советских планов были и другие. Например, Intel вкладывает десятки миллиардов долларов в новые производства, которые должны выпускать новые, ещё не созданные процессоры, и каждый раз эти планы успешно реализуются.
Что можно противопоставить неопределённости, так это именно наш советский опыт. Я люблю заснуть и проснуться среди запасов. Весь в продуктах. Хоть какое-то спокойствие на какое-то время. Так шутил одессит Жванецкий, а зал неизменно взрывался смехом после его шуток, потому что на самом деле там была самая настоящая правда. Горькая правда, потому что ничего хорошего в лишних запасах нет, наоборот, лучше в любое время иметь возможность купить несколько картофелин на суп, чем с осени покупать несколько мешков и смотреть, как эта картошка начинает прорастать в погребе.
Но в такой ситуации — это меньшее зло. Поэтому ещё несколько цифр, приведённых г-ном Боровиковым. В 2 раза увеличены мощности хранения на складах предприятий внутри РФ, в 12 раз они увеличены в Турции, Китае и Вьетнаме. Разумеется, при этом значительно выросли ставки аренды складов.
Подробнее о рынке складской недвижимости рассказала директор по работе с ключевыми клиентами ООО «СамараТрансАвто-2000» Мария Шахнович. Здесь тоже интересные цифры: в 2022 году введено в строй на 6% больше складских площадей, чем в 2021, из них 58% в Москве, 16% в Санкт-Петербурге и 26% в остальной России, что явно не соответствует ни количеству населения, ни промышленному потенциалу, ни логистическим возможностям. При этом по России больше всего складских площадей введено в Самаре – 19%, на втором месте Казань с 13%, третье место с 11% делят Воронеж и Ростов-на-Дону. Самой большой проблемой строительства новых складов являются те же санкции: в первую очередь на автоматику и холодильное оборудование.
Генеральный директор АО «ПромПарки» Сергей Евсеев говорил, по сути, о тех же складах, только назывались они логистические парки.
Повторю, что на мероприятии не было речи ни об анализе ситуации, ни о прогнозировании её развития (кроме дежурных и ничем не аргументированных слов о том что, во-первых, мы научимся абсолютно всё делать сами, а во-вторых, что Европа сама приползёт к нам на коленях), ни слов о попытках лоббирования собственных интересов. Собственно, не было и хоть в какой-то степени сформулированных интересов. Исключением, пожалуй, были только слова Андрея Григорова о том, что если уж не получается развивать производства, то надо развивать хотя бы инфраструктуру, чтобы когда (или если) инвесторы захотят вернуться в нашу страну, то чтобы возвращались они в более комфортные условия.