По крайней мере, именно так я воспринял победный рапорт о запуске сети WiMAX под брендом Yota. Сколько ожидания, волнения, слухов – и счастливый конец. Разумеется, только для первой фазы развития, когда WiMAX от красивой идеи дошла до стадии массового применения.
По этому поводу главный организатор и вдохновитель идеи WiMAX компания Intel и компания Скартел, запустившая сеть под брендом Yota устроили 4 июня 2009 года пресс-конференцию в Санкт-Петербурге, в гостинице «Ренессанс».
О развитии технологии WiMAX доложил исполнительный вице-президент. генеральный менеджер подразделения Sales and Marketing Group корпорации Intel Шон Мэлоуни (Sean M. Maloney). В первую очередь он рассказал о собственном тестировании сети Yota, с удовлетворением заметив, что WiMAX в Питере работает во всех местах, где ему пришлось побывать быстро и стабильно.
Любую группу объектов можно классифицировать по различным основаниям. Здесь главное, чтобы основание было единым, классификация была корректной, и не получилось что-то вроде «Чашка – это когда с ручкой, а стакан – когда прозрачный» (и куда девать прозрачную чашку?). Показывая место WiMAX в контексте усилий компании Intel в области коммуникаций, г-н Мэлоуни не говорил о различных «G», а выводил WiMAX из Ethernet и Wi-Fi. Это и правильно, и интересно: классическая телефония (в том числе и беспроводная, доросшая до «3G») и компьютерные (информационные) коммуникации долгое время развивались независимыми путями. Точнее, так уж вышло, что телефония, заточенная под передачу голоса, не могла предоставить цифровым устройствам готовой системы связи, и ИТ-отрасль была вынуждена изобретать и развивать собственную систему коммуникаций. Даже цифровая мобильная телефонная связь (как GSM, так и CDMA) не смогли избавиться от своих наследственных болезней, и, хотя Yota представляет юзерам WiMAX, как интернет новейшего поколения 4G, это всего лишь маркетинговый ход. Наверное, как раз с точки зрения маркетинга, Yota сделала всё правильно, но становится обидно, когда революционные изменения рядятся под косметические.
Интересен также аспект интеграции полупроводниковых компонентов. Сейчас уже начинает забываться то время, когда видеокарта, а также сетевая и звуковая карты присутствовали в компьютере исключительно в виде автономных устройств, потому что не все пользователи были готовы потратиться на столь дорогие компоненты. Intel предпринял большие усилия по интеграции компонентов. Особенно это запомнилось, когда компания предоставила создателям материнских плат своё решение Azalia, а пользователям – почти бесплатный качественный звук. Так и здесь: интегрированный модем всегда будет предпочтительнее внешнего как по цене, так и по компактности, что должно способствовать повышению популярности стандарта WiMAX. На сегодняшний день 16 OEM-производителей объявили о поддержке WiMAX: Acer, ASUS, Clarion, Dell, Epson, Fujitsu, HP, Lenovo, MSI, NEC, Onkyo, Panasonic, Samsung, Sharp, Sony, Toshiba. Интересно, что кроме чисто компьютерных компаний (Fujitsu) и компаний, которые занимаются всем вообще (Samsung) в эту группу входят и те, кто не от мира сего, т.е. кто не числится в разделе ИТ-индустрии – например Onkyo или Clarion. Это говорит о том, что наряду с тенденцией интеграции компонентов существует и тенденция интеграции компаний, занимающихся любым контентом, в цифровые технологии.
Что касается попыток организовать высокоскоростной обмен данными в телефонных сетях, то, по сообщению TechWorld от 27.11.2008 «Развитие сетей 3G приостановилось и даже пошло вспять. Эти в общем-то обычные телефонные сети были спроектированы для узкополосной связи, а сегодня абоненты загружают через них видео на iPlayer. В Лондоне телефонный разговор может прерваться на полуслове, а на автостраде между ячейками сети связь отсутствует».
Ещё один слайд из презентации Шона Мэлоуни даёт представление о том, что сегодня для внедрения технического решения необходимо взаимодействовать как с партнёрами по рынку, так и с государственными структурами, без которых невозможна сертификация устройств или выделение частот для их работы.
В завершение г-н Мэлоуни сказал, что Intel активно поддерживает развертывание сети Yota и предлагает аппаратные решения для пользователей, а в основных российских розничных сетях в Москвы и Санкт-Петербурга ведущие международные компании предлагают новые модели ноутбуков с «бортовым» комбинированным адаптером Intel®WiFi/WiMAX.
Затем виновник торжества – генеральный директор компании Скартел Денис Свердлов выступил с докладом «Yota – провода, прощайте навсегда». Компания Скартел была основана в мае 2007 года, общие инвестиции в проект составили $470 млн., из них $300 млн. – в 2008 году. Компания имеет 5 офисов в Санкт-Петербурге, Москве, Сочи, Уфе, Краснодаре, 850 сотрудников и всероссийскую лицензию на Mobile WiMAX на частоте 2.5 ГГц. Компания предоставляет бесплатный роуминг, хотя к телефонному роумингу роуминг WiMAX имеет примерно такое же отношение, как 4G к 3G. Поясню: при телефонном роуминге оператор гостевой сети сообщает оператору домашней сети о том, что абонент зарегистрировался у него и все звонки надо переводить сюда. При WiMAX-роуминге абсолютно никаких технических манипуляций не требуется, поскольку в любом случае абонент получает динамический IP-адрес, по которому «дозвониться» до него невозможно, а какие-либо статические идентификаторы в ICQ, Skype, eMail и прочих системах абонент получает независимо от того, каким образом он вошёл в интернет. Соответственно, единственная процедура, которая проводится при WiMAX-роуминге – это тарификация абонента с последующей пересылкой счёта за услуги домашнему оператору. И вот здесь, на мой взгляд, кроется главная интрига: сейчас телефонным роумингом пользуются главным образом для того, чтобы не потеряться, чтобы партнёры всегда могли дозвониться. Операторы ломят с гостей раз в десять больше, чем с домашних клиентов, а гостям особо некуда деваться – заключив прямой договор, они теряют номер, известный всем партнёрам. Поэтому я полагаю, что WiMAX-роуминг будет предоставляться по ценам если и не равным, то незначительно отличающимся от домашних, иначе абонент просто заключит прямой договор без всякого ущерба для своих контактов. Хотя, надо сказать, интерфейса выбора сети WiMAX, аналогичного выбору Wi-Fi , я так и не увидел. Не факт, что его нет, но показать никто не смог.
Хорошо зная о решении Cisco по базовым станциям с фазированными решётками, я поинтересовался, почему Yota не стала его применять. Денис ответил, что это решение, на его взгляд, хорошо будет при редком размещении станций в малонаселённых территориях. В условиях города это решение создаёт сильно меняющееся во времени электромагнитное поле, и вместо пользы приносит вред. Разумеется, потребитель, которым в данном случае является Yota, может устанавливать базовые станции любого производителя, и я не столь самонадеян, чтобы давать советы директору компании Yota в выборе оборудования. Но чисто технически мне стало интересно, и при первой же возможности я задам вопрос специалистам Cisco о работе фазированных решёток в условиях плотного размещения базовых станций.
Больше всего вопросов вызвали тарифы Yota. Мне и сейчас не верится, поэтому на всякий случай я привожу слайд презентации г-на Свердлова: 500 рублей в месяц при скорости доступа до 10Мбит/с, полный безлимит (не режут по достижении определённого объёма), полный пакет коммуникационных и развлекательных сервисов (VoIP, IPTV). Не удивительно, что каждый день в сети Yota регистрируется 1300 новых абонентов и на 31 мая их уже более 80 тысяч. При этом рекорд скачивания по сети составил 1.82Тб за месяц. Конечно это рекорд ради рекорда, но цифра весьма впечатляет: максимальная скорость интернета от самарского JDSL составляет 2 Мбит/с при цене 850 руб/месяц. Откуда же такие сказочные условия? Денис Свердлов объясняет это возможностями оптимизации WiMAX-трафика, недоступной в предшествующих технологиях (в том числе и проводных) без ущерба для экономической эффективности оператора. Грубо говоря, абоненты делят канал связи так, что не замечают присутствия «конкурентов». Здесь надо учесть, что терабайты трафика мало кому нужны, а если всё же возникнет дефицит ресурсов, то в первую очередь пострадают торрент-клиенты, а в последнюю (надеемся, что до них очередь так и не дойдёт) пользователи голосовых сервисов.
Большим достижением считают в Yota (и здесь не поспоришь) средний трафик на одного пользователя в 10,3 Гб в месяц, что на 20% больше среднего трафика пользователя ADSL/кабельного ШПД в Москве и Санкт-Петербурге, и в 100 раз больший, чем средний показатель GPRS/EDGE/3G 4-х операторов в России. Отсюда ясно, вопрос о конкуренции WiMAX с телефонными операторами в сфере передаче данных некорректен: как это ни удивительно, конкурентами Yota являются проводные сети. Получается, что им уже сейчас надо что-то делать с тарифами и отпускать абонентов на полный анлим, ограниченный лишь возможностями используемой технологии. То есть даже тем, кто не захочет использовать подключение от Yota всё равно будет польза от её прихода на рынок.
Интересно наблюдать, как процесс «распробования» WiMAX пользователями: упало стационарное использование соединения при резком увеличении доли роуминга. И ведь это касается в первую очередь не интернета от Yota, а образа жизни, способа ведения бизнеса нашими соотечественниками. И главные изменения, к тому же во всероссийском масштабе, произойдут в ближайшем будущем.
При полном анлиме уже можно вовсю потреблять медиаконтент – и Yota предусмотрела соглашения с его главными мировыми владельцами. Конечно, это за дополнительную плату, но и существующие кабельные сети не бесплатны. Впрочем, плата невелика тариф Yota Mini, позволяющий скачивать свыше 700 000 композиций из каталога Yota Музыка стоит 900 рублей в месяц.
Наверное, всё это похоже на сон или на чудо. Наверное, поэтому нас и позвали в таком количестве, чтобы мы подтвердили: WiMAX от Yota – это факт. И точка.