- У нас с вами самые нужные профессии.
- Судя по зарплатам - нет.
«Ирония судьбы или С лёгким паром», 1975 г.
Форум включал четыре последовательно проходящих (поэтому побывать можно было на всех) секции:15 мая 2012 года в лектории Политехнического музея, г. Москва, при генеральном партнёрстве компании Cisco состоялся международный форум «Инновации в образовании» - YEES 2012(Your Education Enables Success). Вряд ли найдётся ещё одна область человеческой деятельности, отношение к которой образованных людей будет столь же положительным. Впрочем, это уже начинает походить на тавтологию.
- Форсайты в образовании.
- Стандарты в образовании. Современные вызовы.
- Роль национальных технологий в образовании.
- Неформальное образование и его роль в устойчивом развитии.
Сразу окунулся в незнакомую для себя среду со своими целями, приоритетами, терминологией и образом мышления её членов. Открываю Вики и читаю: «Форсайт (от англ. Foresigh — «взгляд в будущее») — инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Является одним из важнейших инструментов инновационной экономики». Видимо, за каждым словом здесь стоят какие-то смыслы, которых я попросту не знаю.
Потому что формирование приоритетов – это определение целей, а мобилизация участников – одно из средств достижения целей. Вещи не то, чтобы противоположные, но настолько разные, что объединение их одним термином я счёл бы неуместным.
Старший управляющий по корпоративным вопросам Cisco Systems Лора Кинтана в своём докладе «Тенденции и технологии, влияющие на образование», говорила о современных изменениях в организации образования, происходящих в результате развития информационно-коммуникационных технологий: возможность получать знания дистанционно, в любом месте, в любое время, на любом подходящем для этого устройстве (смартфоне, планшете, ноутбуке, десктопе, терминале TelePresence и пр.). Такая свобода выбора приводит к росту разнообразных интернет-курсов неформального обучения. Насколько я понимаю, во времена моей юности подобные задачи выполняли научно-популярные журналы («Наука и жизнь», «Знание - сила», «Квант», «Техника - молодёжи»), однако очевидно, что теперь и конкуренция становится более честной и открытой, и никакой бумажный журнал не может предложить анимацию, интерактивность (разве можно письма в редакцию сравнить с нынешними онлайн-форумами), корректировку курса. Многие университеты предлагают сегодня как платные, так и бесплатные образовательные ресурсы, и здесь довольно сложная бизнес-модель: повышая репутацию, университет может рассчитывать как на увеличение пожертвований и/или государственного финансирования, приток большего количества студентов и другие преимущества. Современные модели образования предполагают его непрерывность вне зависимости от времени и места нахождения участников процесса. Парадигма включает в себя онлайн-присутствие, смешанное образование и совместную деятельность. Технологически все эти возможности обеспечиваются облачными вычислениями: для пользователя, на первый взгляд, не будет иметь значения, работает сервис на отдельном физическом сервере или в облаке, однако использование облаков значительно удешевляет эксплуатацию сервисов, а значит, делает их доступными для большего количества пользователей. Особое значение это имеет для «тяжёлого» контента: видео, платформ для совместной работы. Все эти процессы приводят в том числе к глобализации образования: теперь ВУЗы борются за будущих студентов (а абитуриенты – за право поступления в ВУЗы) уже не на уровне города или страны, а всей планеты. Кроме чисто образовательных преимуществ это позволяет гражданам разных стран лучше узнавать друг друга, уничтожает внедряемые идеологами «особого пути» в сознание людей стереотипы, комплексы и фобии.
Компания Cisco в области высшего образования действует по многим направлениям: сетевые академии, проявление корпоративной социальной ответственности, открытие исследовательских центров в разных странах, взаимодействие с университетами. Сетевые академии Cisco появились в 1997 году и сегодня их насчитывается более 10 000 в 165 странах мира, а дипломы об их окончании имеют уже более 4 миллионов человек.
Хочу обратить внимание, что на представленных в докладе слайдах в центре образовательного процесса находится учитель и никакие технологии с этого места его потеснить не могут – они являются только педагогическими инструментами. Можно проводить аналогии с листьями и стволом, со скелетом и мышцами, но понятно, что без самой системы образования все совершенствующие её технологии бессмысленны. Поэтому всё остальное время я «вглядывался в будущее» (см. «форсайт»), пытаясь увидеть – как же будет трансформироваться система образования, чтобы соответствовать сегодняшним (где уж про завтрашние :-) ) реалиям.
Интересна, например, судьба школьной информатики. Предполагалось, что подготовленные педагоги и оборудованные компьютерами классы будут способствовать развитию навыков у школьников ориентироваться в современной информационной среде. Проведённый недавно опрос показал, что если, по мнению учителей 80% из них используют ИКТ в учебном процессе, то, по мнению учеников – только 20%. Такое драматическое расхождение заставило компанию, выполнившую опрос, провести собственное расследование. Выяснилось, что обе стороны говорили правду, просто уровень использования ИКТ учениками настолько выше учительского, что те скромные навыки учителя ученики не сочли использованием ИКТ. Конечно, по одному такому опросу сложно судить об эффективности информатизации школ, но на определённые мысли он наводит.
Интересна ситуация с электронными учебниками. В августе 2011 года по всем СМИ России разнеслась новость: с 1 сентября в школах начнут внедрять электронные учебники. «Я вам докладывал, что мы занимаемся новым видом электроники. Она не на кремниевой базе, она на пластике», - сказал Чубайс на встрече с Путиным. По словам главы РОСНАНО, в опытный образец закачен полный комплект учебников для 6-го класса. И вот финал: Компания Plastic Logic, продемонстрировавшая на этой неделе гибкий цветной экран E Ink, созданный совместно с ОАО «РОСНАНО», объявила о пересмотре стратегии. Самое же главное в этой истории: докладчики YEES 2012 говорили о том, что электронный учебник – это не аппаратная платформа, а интерактивный ресурс, предоставляемый как сервис либо размещённый локально на клиентском устройстве. С учётом современных тенденций электронный учебник, являющийся софтом, в случае предоставления как сервис будет жить в облаках и в любом случае (и как сервис, и как локальный контент) должен воспроизводиться на всех пригодных устройствах: смартфонах, планшетах, мобильных и стационарных компьютерах. А это как раз то, о чём говорила в своём докладе Лора Кинтана.
Форум проходил ярко, мнения высказывались самые разные, модератору постоянно приходилось уточнять о каком именно образовании идёт речь. Потому что организация образования для каждого возраста принципиально отличается: в детсадовском и младшешкольном возрасте педагог ведёт ученика за ручку, в старших классах ученик уже должен быть способен сам находить источники (в 60-70 годы моим любимым магазином была «Академкнига», а любимым издательством – «Мир», сейчас многое можно найти в интернете). В это время человек получает систематизированные, структурированные знания, определяющие не только его эрудицию, но и мировоззрение. А вот дальше, когда фундамент заложен и базовые знания получены, образование становится фрагментарным: это уже могут быть более или менее продолжительные курсы по овладению специальностью. И вот на каждом этапе образования докладчики и участники дискуссий предлагали самые разные формы их реализации. Мне, как человеку, выросшему в понятиях школа-ВУЗ-работа (курсы повышения квалификации), всё это было непривычно и даже странно. Особенно, когда звучали заявления об архаичности «обычного» образования и призывы замены его новыми формами.
Доклад Яны Стрельцовой (на визитке должность обозначена как «идеолог и душа нашей дружной компании», правда, сайт компании не указан) назывался «Школа XXI века: учимся не забывать и осуществлять мечты». Пожалуй, это был самый далёкий от темы образования и наиболее эмоциональный доклад. Главной посылкой его было заявление Генриха Альтшуллера о том, что все успешные люди были успешными оттого, что реализовывали свою мечту, родившуюся в 13-16 лет. Мне довелось учиться на курсах ТРИЗ: сначала было интересно, а потом стало понятно, что это всего лишь имитация изобретательской деятельности. Фактически ТРИЗ учил как, ничего в действительности не изобретая, составить заявку, полностью соответствующую требованиям ВНИИГПЭ и получить авторское свидетельство (а к нему и вознаграждение в размере 25 рублей – именно столько полагалось за каждое оформленное изобретение). Для самого Генриха Сауловича изобретательская эпопея закончилась тем, что ВНИИГПЭ просто перестал принимать от него заявки. Незаконно, но справедливо.
Уже после форума на официальном сайте Cisco был опубликован материал «В США набирает обороты общенациональная кампания по применению новых технологий в обучении естественным наукам, технике, инженерному делу и математике». Интересный, но, на мой взгляд, тоже весьма спорный. «С помощью видео небольшая группа преподавателей-«звезд»сможет вести занятия в национальных масштабах для тысяч и даже миллионов учащихся», - говорит руководитель Change The Equation Линда Роузен (Linda P. Rosen). Но вот я помню своих учителей не только по «звёздным» лекционным частям уроков, но и по их умению найти у каждого то, что он недопонял, тактично «повозить мордой» об это непонимание перед классом, разбудить азарт. Всё это работает только при общении с несколькими десятками учеников, но никак не с миллионами. Наверное, здесь всё-таки следует говорить о дополнительных лекциях, расширяющих, но не заменяющих классический учебный процесс. В качестве примера можно привести проект Academia на телеканале «Культура», в силу большого количества слушателей и, вследствие этого, потери интерактивности, не требующий современных информационных технологий.
Но вот что касается перевода информационных технологий из разряда экзотики в штатное средство обучение – здесь я обеими руками за.
Для успеха обучения крайне важно, чтобы учителя осваивали и применяли новые технологии. «Эти технологии могут полностью преобразить учебный процесс и реально вовлечь учащихся в практическое изучение дисциплин STEM, — убеждена Роузен. — Но если новые методы обучения останутся лишь довеском к традиционной педагогике, если мы не сумеем обучить им преподавателей и учащихся и не увяжем эти подходы с федеральной реформой образовательных стандартов, программ и аттестации, то все окажется понапрасну. Слишком уж часто новые технологии в лучшем случае служат подпоркой старым, неэффективным способам работы».
Будем надеяться, что форумы, подобные YEES, приведут и в нашей стране к реформе образовательных стандартов и программ. Вопрос только в том, кто эти стандарты будет реализовывать: многолетняя практика «опускания» учителей дала свои ожидаемые результаты.