Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Всё, что мы хотели узнать об отечественном машиностроении…

18 апреля 2012 года Группа Компаний «АйтиКонсалт» провела в гостинице «Холодей Инн Самара» «Поволжский Форум 2012».

Поволжский Форум 2012. Организатор: Группа Компаний «АйтиКонсалт». Самара. 18 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Павел Самойлов, руководитель «АйтиКонсалт». Поволжский Форум 2012. Организатор: Группа Компаний «АйтиКонсалт». Самара. 18 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Вступительное слово произнёс руководитель «АйтиКонсалт» Павел Самойлов. На форуме присутствовал 391 участник – очень хороший показатель для столь специализированного мероприятия.

Были организованы секции:

  • «Электронный документооборот. Мобильный офис».
  • «Управление производством».
  • «Подготовка производства».
  • «Строительство и проектирование».

Кроме этого нам были представлены объёмный сканер и принтер.

Юрий Сирота. Поволжский Форум 2012. Организатор: Группа Компаний «АйтиКонсалт». Самара. 18 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Как человеку, много лет отдавшему исследованиям и конструированию, мне была наиболее интересна секция «Подготовка производства», поэтому рассказ будет именно о ней. Неожиданно интересным для меня, не имевшего дело с производством автокомпонентов был доклад Юрия Сироты: «QiBoх – инструмент повышения эффективности работы производителей автомобильных компонентов в соответствии с требованиями стандарта ISO/TS 16949 и OEM».

Здесь надо вспомнить историю. К началу 90-х наша страна пришла, имея одну из лучших в мире систем технического образования, неплохой кадровый состав ИТР (если сбросить балласт тех, кто ездил на картошку, ходил на дружины или занимался партийно-комсомольской работой), хорошо оснащённое производство и… ни одной самостоятельной фирмы, поскольку коммунистическая идеология считала такую структуру тормозом технического и социального прогресса. Вместо самодостаточных компаний существовала централизованная иерархическая вертикаль, пытавшаяся эффективно управлять всем хозяйством страны. Также в это время был создан миф о якобы огромном техническом превосходстве секретных производств над всей остальной промышленостью, появился даже такой термин – «конверсия». В соответствии с этим мифом считалось, что стоит только рассекретить технологии и перевести военные предприятия на выпуск гражданской продукции, как народ будет завален качественными изделиями отечественной промышленности. Правда, злые языки шутили, чтоесли завод по производству ракет перевести на выпуск примусов, то эти примусы будут шуметь как ракеты, стоить как ракеты, а в остальном останутся теми же примусами, но кто же слушает озлобленных космополитов, клевещущих на советскую власть.

В 90-е только очень малая часть руководителей предприятий, назначенных туда во времена «развитого социализма» стремилась к их сохранению и модернизации, однако оставалась надежда на то, что новые собственники и общий технический уровень сотрудников, готовых вернуться на предприятия, сделают своё дело. Однако в нулевые годы последние надежды рухнули, и стало понятно, что при наличии колоссального технического потенциала, не поучаствовав в процессе глобализации, отечественной промышленности уже не стоять вровень с мировыми брендами.

Следует отметить, что этот общий процесс глобализации и роста транснациональных корпораций технологически происходил в очень разных формах. Например, производители окон запатентовали набор компонентов, технологию и больше сами готовых изделий не производят. В компьютерном мире стандартизация позволила производителям компонентов взять верх над производителями готовых изделий, и теперь никому не придёт в голову заказывать для своего ноутбука специальные процессоры или винчестеры. В авиации производители самолётов и двигателей с самого начала были почти на равных, это соотношение осталось и сегодня.

В автомобильной промышленности «рулят» производители готовых изделий, и потеря отечественных брендов («Москвич», «Волга», «Иж») означает потерю отечественной автомобильной промышленности как таковой. FIAT, собранный в России, остаётся импортным FIAT`ом. Однако даже безоговорочная капитуляция не означает конца всего, и пока ещё у нас остаётся возможность контрактного производства (попросту говоря, тиражирования) компонентов по разработанной глобальными автомобильными брендами технической документации. Так что вопрос не в том, что иностранные компании являются производителями конечной продукции (производителей конечной продукции – настольных компьютеров, у нас много), а в том, что они являются производителями продукции, определяющей изделие.

Докладчик рассказал, как изменились требования к контрактным производителям: теперь это уже не низкий уровень дефектов готовой продукции, а высокая воспроизводимость процессов изготовления. Соответственно и предъявлять заказчику надо уже не только образцы готовой продукции, но и всё производство. Отдельные заказчики вообще не держат службу входного контроля и требуют полную гарантию отсутствия брака, если таковой всё же случается, то санкции достигают астрономических размеров. Отсюда и важность используемых методов.

Прежде всего, это PFMEA (Process Failure mode and effects analysis) – анализ технологических причин и последствий отказов. Если причина устранимая, проводятся мероприятия на этапе разработки техпроцесса, если нет – принимаются организационные меры. Дают предварительную оценку воспроизводимости процесса, анализируют контрольные операции и измерительные системы. И уже после этого производится разработка технологической документации и инструкций для исполнителей. Но на этом работа не заканчивается: в любой момент поставщик обязан предоставить заказчику объективные свидетельства того, что он способен поставлять продукцию соответствующего качества в необходимом количестве и точно в срок (PPAP).

Головной болью наших предприятий до сих пор остаются изменения. Это тяжкое наследие советских времён, когда количество моделей «оптимизировалось» до такой степени, что выбирать потребителю было просто не из чего: ЗАЗ выпускал самый маленький автомобиль, ВАЗ – побольше, ГАЗ – самые большие. И никаких линеек продукции, никакой конкуренции. А в отсутствии конкурентной гонки не было стимула к изменениям: на КАМАЗе, куда я попал в 1993 году, с открытия завода в 1972 году выпускалась единственная модель (с модификациями) грузовика. Как мне жаловались конструкторы, любое мелкое изменение (вроде отверстия в бампере) ходило по инстанциям 2 года.

За это время ведущие мировые производители научились жить, постоянно проводя изменения, часто меняя модели и принципы действия устройств, выводя на рынок принципиально новые продукты.

Кроме этого, контрактный производитель предоставляет заказчику подробную калькуляцию себестоимости продукции: никто не хочет платить за излишнее складирование или транспортировку продукции. И это ещё не всё: контрактный производитель показывает, как проводится работа по постановке изделий на производство, в какие сроки он способен разработать технологическую документацию. Разумеется, технология производства не должна выходить за рамки требований, предъявляемых производителем.

Конечно, в жизни всегда есть место подвигу. Можно стандартизовать элементную базу, начать выпускать самые лучшие в мире компоненты автомобилей и перевернуть автомобильную индустрию примерно так же, как корпорация Intel перевернула компьютерную. Но это следовало сделать до того, как перестали производиться «Волги», «Москвичи», «ИЖи», «Запорожцы» (скандалы с бывшими республиками СССР, все эти боржомные и газовые войны – отдельная тема), а сейчас – «поздно пить боржом…».

Поэтому, лучшее, на что сегодня могут рассчитывать наши предприятия – быть на подхвате у мировых брендов. Не будут соответствовать – вообще останутся без заказов, и все компоненты для сборки «отечественных» Тойот и Фольксвагенов будут поставляться из-за рубежа. Для выполнения всей этой работы и создан QiBoх, электронный архив управления данными которого организован с помощью ЛОЦМАН:PLM.

Ещё один доклад секции назывался «Программный Комплекс АСКОН для конструкторско-технологической подготовки производства. ЛОЦМАН:PLM. Единые инженерные справочники». Говорилось об унификации и поиске аналогов, но как-то вскользь.

Должен сказать, что система «ОКТАВА», версии которой я отдал на курганские предприятия, и которая впоследствии всплыла под именем ЛОЦМАН, была построена на идее двунаправленных деревьев. Если кратко, то в общем случае каждая сборочная единица из чего-то состоит и куда-то входит, все сборочные единицы равноценны, так же равноценны все входимости сборочных единиц в более крупные. Поскольку ни одна из входимостей не имеет приоритета, то обозначать сборочную единицу по её первой входимости становится нелогичным, и обозначать их следует по ГОСТ 2.201-80 (в народе эти обозначения называют обезличенными). Эти обозначения в качестве своей составной части включают код классификационной характеристики ЕСКД, поэтому задача унификации и поиска аналогов решается автоматически. К сожалению, при портировании системы ОКТАВА под ОС Windows и её переименовании курганскими товарищами в ЛОЦМАН эта главная идея была потеряна. Точнее, они её просто не увидели, несмотря на то, что в аннотациях к системе акцент делался именно на ней.

Андрей Кирдяшкин. Поволжский Форум 2012. Организатор: Группа Компаний «АйтиКонсалт». Самара. 18 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Третий доклад: «Твердотельное и поверхностное моделирование в КОМПАС-3D V13. Работа с большими сборками. Фотореалистика. Прочностные расчёты в среде КОМПАС» сделал Андрей Кирдяшкин. Был представлен новый компонент радиусного сопряжения поверхностей, новая команда проверки гладкости поверхности. Всё это очень универсальные вещи, здесь Аскон вступает в конкуренцию с такими гигантами, как Autodesk, Siemens (NX – Unigraphics), SolidWorks. У нас на стороне компании «Аскон» – соответствие российским стандартам и преференции со стороны государства, однако рынок их конкурентов значительно шире, отсюда и больше ресурсов для продолжения разработки. И в перспективе всего два варианта: или «Аскону» удастся завоевать международный рынок, или всё будет так же, как с нашим машиностроением.

Теперь о представленных «железках».

3d сканер RVScanner представляет собой проектор с двумя установленными на него камерами. Программное обеспечение сканера позволяет отконверитровать полученные снимки в объёмную модель. Камеры предварительно юстируются таким образом, чтобы их оптические оси пересекались вблизи поверхности сканируемого объекта. Для лучшего распознавания объект матируется специальным спреем, затем на него наклеиваются контрастные полоски. Было продемонстрировано сканирование лопасти игрушечного вертолёта, при этом объект вращался на специальном столе, угол поворота которого передавался сканеру. Мне казалось, что для лучшего обзора стол должен быть глобусным с поворотом по двум осям, однако специалисты компании «Аскон» заверили, что в этом нет нужды.

3d сканер RVScanner. Поволжский Форум 2012. Организатор: Группа Компаний «АйтиКонсалт». Самара. 18 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Принтер SD300 Pro «печатает» трёхмерные объекты поливинилхлоридной плёнкой. Под каждый слой готовится поверхность: зоны склейки и зоны, где склеивания быть не должно. Уложенный слой плёнки проглаживается специальным утюгом, клей схватывается, а нож по программе вырезает контура. Впоследствии несклеенные лоскутки плёнки удаляются вручную. Предельные габариты «печати» 210*160*135, точность +-0,1, дискретность по высоте, обусловленная толщиной плёнки и слоя клея +- 0,168 (думаю, «+-» здесь неуместно, но так указано в документации).

Принтер SD300 Pro. Поволжский Форум 2012. Организатор: Группа Компаний «АйтиКонсалт». Самара. 18 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Трёхмерный объект. Поволжский Форум 2012. Организатор: Группа Компаний «АйтиКонсалт». Самара. 18 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Иван Гвоздев, коммерческий директор «АйтиКонсалт». Поволжский Форум 2012. Организатор: Группа Компаний «АйтиКонсалт». Самара. 18 апреля 2012 г. Фото: Владислав Бояров.

Отсканированная лопасть была успешно «напечатана», установлена на машину – и игрушечный вертолёт взлетел. Вот бы и настоящие самолёты так же взлетали с аэродрома самарского авиационного завода!

----

Куда движется розница?

Куда движется розница? Статья Владислава Боярова. 19.04.2024 г

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.