Резидент кластера информационных технологий Фонда «Сколково», разработчик интеллектуальной системы мониторинга и анализа социальных медиа компания «Крибрум» получила от грантового комитета Фонда «Сколково» одобрение заявки на грант в размере 24 млн рублей. В рамках сколковского гранта «Крибрум», входящая в группу компаний InfoWatch, создаст альфа-версию системы мониторинга рисков персонала на основе технологий сбора и лингвистического анализа поведения сотрудников в соцмедиа. Общая сумма инвестиций в реализацию второго этапа проекта составит 47,3 млн рублей. Соинвестором проекта выступает сама InfoWatch, рассказала в интервью Sk.ru генеральный директор группы компаний InfoWatch Наталья Касперская.
Система «Крибрум» просеивает огромные массивы информации, предоставляя заказчикам нужные данные, к примеру — сведения о частоте и тональности упоминаний бренда. Заказчиками такого рода информации чаще всего являются маркетинговые или PR-отделы крупных организаций.
Однако новый продукт «Крибрум» будет работать по другим алгоритмам, с другими темами и для другого рода заказчиков. Система будет отслеживать «опасности», исходящие от сотрудников, а также целевые атаки на компании и организации, осуществляемые в социальных сетях.
«Довольно часто возникают случаи, связанные с корпоративной безопасностью, которые не отслеживаются существующими средствами мониторинга. Например, в прошлом году была совершена атака на Сбербанк — тогда огромное число людей побежало снимать деньги, потому что в сетях прошла информация, что в банкоматах нет наличности. Это явная угроза. При этом Сбербанк — клиент «Крибрума». Но сейчас «Крибрум» использует только клиентсткий отдел Сбербанка, который отслеживает лишь факты удовлетворенности или неудовлетворенности клиентов. А это была целенаправленная атака на банк, которая шла с сайтов с определенными адресами. Одни люди делали вбросы, другие их раскручивали», — рассказала Наталья Касперская.
Для того чтобы анализировать такого рода атаки, не подходят существующие средства мониторинга соцмедиа. Их возможности очень ограничены: отследить число упоминаний и окрас – «позитив», «негатив», «нейтральный». В случае направленной атаки на организацию, никакого явного негатива может и не быть. «В случае со Сбербанком негатива не было, но был призыв к действию: «деньги заканчиваются, надо скорее бежать». Простыми средствами такие вещи не проанализируешь, нужны специальные инструменты. И клиентами должны выступать другие подразделения организаций — например, служба безопасности. Но для начала необходимо создать соответствующую технологию. И сколковский грант понадобился именно для этого», — рассказала глава ГК InfoWatch.
Разработка подобной технологии влечет за собой ряд определенных рисков, признает Наталья Касперская: во-первых, всегда есть шанс, что не удастся реализовать задуманное в полной мере. Во-вторых, есть риск, что продукт не найдет достаточно большого количества клиентов, чтобы стать коммерчески успешным. «Это, по сути, НИОКР с последующей коммерциализацией, объем исследовательской деятельности очень велик, поэтому мы обратились за грантом в Сколково. Думаю, это идеальное решение для компаний, которые хотят не только продавать, но и развивать научную составляющую своих продуктов. Не секрет, что коммерческие компании оставляют НИОКР на потом или вообще не занимаются им, потому что это дорого, сложно, трудоемко. Из-за этого мы — компании, уже работающие на рынке — начинаем отставать в плане инноваций, в реализации научно-исследовательского потенциала. Грант — отличная возможность для нас. И, я надеюсь, мы ее реализуем», — заявила она.
Управление информационными рисками в настоящее время является первоочередной задачей для большинства компаний. Уровень влияния социальных медиа на бизнес и связанные с этим репутиционные риски для компаний растут с каждым годом, рассказал Sk.ru руководитель направления Безопасные информационные технологии IT-кластера Фонда «Сколково» Сергей Ходаков: «Крибрум реализует технологию, которая позволит бизнесу снизить репутационные риски и влияние информационных атак на бизнес. В части реализации проекта стоит отметить высокий профессионализм команды и высокую актуальность создаваемого решения. Учитывая актуальность проблемы, мы считаем особенно важным поддерживать новые решения в области информационной безопасности».
«Полагаю, что в этом году мы сможем оказать поддержку еще ряду ИБ-проектов. В частности, продолжая идею конкурса iSecurity, который мы провели в прошлом году, мы планируем провести еще один конкурс ИБ-проектов Skolkovo Cybersecurity Challenge, который пройдет с мая по октябрь 2015 года», — добавил Сергей Ходаков.
Под проект «Крибрум DLP 2.0» в компании «Крибрум» будет собрана отдельная команда. Часть специалистов будут переведены из основной команды «Крибрума», еще часть будет нанята «с рынка» — сейчас компания ведет их поиск, рассказала Наталья Касперская.
Продажи готового продукта глава ГК InfoWatch рассчитывает начать уже в 2017 году. За 1,5 года с текущего момента компания планирует закончить разработку прототипа, провести испытания, сделать готовый продукт и вывести его на рынок через материнскую компанию.