При разработке устройства конструктору, как правило, приходится решать две задачи: оптимизации и унификации. Примером идеальной унификации может служить классический десктоп: берём стандартный корпус, устанавливаем в него стандартный блок питания, и далее по списку. В результате получился совершенно фантастический бизнес, когда буквально на коленке во всём мире производились сложные устройства. Платой за такую унификацию была «никакая» оптимизация: наверное, процентов 80 корпуса оставалось пустым, содержало воздух, а не нужные для функционирования компоненты.
Полная противоположность – мобильные устройства, где всё подчинено оптимизации, и часто именно она имеет решающее значение. Ультрабук именно так и позиционировался – как достаточно мощный компьютер ультратонкой толщины (остальные габариты определял размер экрана).
Ещё в доультрабучную эпоху корпорация Intel пыталась реализовать модульную концепцию ноутбуков, в первую очередь для бюджетного сегмента и производителей уровня отвёрточной сборки, но это так и осталось концепцией. Унифицировались форм-факторы накопителей, памяти, но всё остальное подвергалось беспощадной оптимизации.
Другая ветвь развития – трансформация. По мере развития платформ всё чаще оказывалось, что производительность и функциональные возможности устройства как-бы превышают эргономику интерфейса, а совершенствовать эргономику не давали маленькие размеры аппарата. Для ноутбуков классическим решением стала док-станция,
на которую ноутбук ложился разъёмом на «пузе» и к которой подключалась вся периферия со стационарной эргономикой: большой монитор, удобная клавиатура, мощные колонки с чистым звуком.
По мере миниатюризации «мозги» переехали в экранную часть
А док-станция стала подключаться по интерфейсу Thunderbolt.
Параллельно с мобильными устройствами эволюционировали и стационарные. Сначала появился форм-фактор Intel NUC
а затем Intel Compute Stick.
И ещё один форм-фактор, который я никогда не брал на тестирование по идейным соображениям. Он нарушали мою картину мира, в которой стационарные устройства должны быть модульными, а модули стандартными и взаимозаменяемыми (в чём и состоит суть модулей). Это, как вы догадываетесь, были моноблоки, ремонт которых сложен и дорог, а апргейд в плане платформы невозможен. То есть если у моноблока разбит экран или морально устарели «мозги», то это, как правило, означает смертный приговор: ремонт экрана крайне дорог, а замена «мозгов» так и вообще невозможна. У мобильных устройств такова сама суть: к ним не приторочишь что-нибудь вроде «нюка» или «стика», но покупателей моноблоков я категорически отказываюсь понимать.
Тем не менее, эта категория пользователей существует, и мотивируют они покупку скорее из соображений психологии чем эстетики (кому мешает маленький системный блок на «спине» монитора?): достали из коробки – работает, и ничего не надо соединять. Вплотную к компьютерным моноблокам сегодня подошли смарт-телевизоры: тоже с достаточно мощными мозгами, заменить которые нельзя (а мозги всегда стареют морально раньше экрана), а при повреждении экрана придётся выбросить вместе с телевизором.
Но корпорация Intel ведь всегда умела творить чудеса! Вот и на этот раз она создала то, что точно примирит меня с моноблоками и восстановит картину мира: Intel Compute Card. Первым делом я, конечно, проверил – нет ли в названии элемента преувеличения (точнее, преуменьшения). Нет, всё в порядке: входит и выходит.
Это «системный блок» Intel Compute Card размером с аккумулятор от смартфона,
который, как и современные ноутбуки, имеет разъём USB Type-C,
но не имеет больше никаких интерфейсов, органов управления и отображения информации. Потому что он, как и любой системный блок, предполагает подключение периферии: монитора, клавиатуры, мышки, колонок, сети… Только конструкция здесь получается совсем другая: если к традиционному системному блоку периферия подключается снаружи, то этот вставляется внутрь «периферии». Кстати, периферия должна обеспечивать и его охлаждение.
Подразумевается, что своей нижней плоскостью Intel Compute Card будет плотно прижиматься к радиатору, а уж как дальше от радиатора будет отводиться тепло – это проблема разработчика законченного устройства.
Мне на тестирование компьютер приехал вместе с док-станцией, без которой к нему ничего не подключить и его не охладить.
Воздух, как обычно, засасывается снизу и выходит через боковые решётки. Если приглядеться, за нижней решёткой можно увидеть рёбра радиатора. Эта док-станция снабжена вентилятором, но наверняка может быть и безвентиляторное решение: безвинтиляторные «планшьютеры» уже есть.
В данном случае это непринципиально, поскольку док-станция, насколько я понимаю, здесь только для демонстрации возможностей компьютера, и пусть никого не смущают её размеры – сделали «щоб було», промышленные решения наверняка будут изящнее.
Поэтому остаётся непонятным, зачем в комплект входит промежуточная пластина для крепления док-станции на монитор. Стоит она, конечно, копейки, но тем не менее.
Док-станция оснащена всем необходимыми интерфейсами, позволяющими получить представление о функционировании компьютера. Разработчики законченных устройств, конечно, имеют здесь свободу выбора: процессор позволяет подключать до 8 портов USB, до трёх дисплеев и много чего ещё.
И вот теперь самое время поговорить о возможных законченных устройствах на базе Intel Compute Card или об устройствах, куда мог бы быть встроен этот компьютер.
Мне досталась модель Intel Compute Card CD1P64GK с «полусредним» процессором Intel Pentium N4200 и накопителем eMMC 64 ГБ. Выше него по характеристикам есть две модели:
- с процессорами Intel Core m3-7Y30 7-го поколения со 128 ГБ SSD
и
- Intel Core i5-7Y57 7-го поколения с технологией Intel® vPro™ тоже со 128 ГБ SSD.
Ниже – одна модель с процессором Intel Celeron N3450 и накопителем eMMC 64 ГБ.
Оперативная память у всех моделей 4 ГБ DDR3, есть Bluetooth 4.2 и Wi-Fi: у старших моделей Intel Wireless-AC 8265 (2x2 802.11ac), у младших - Intel® Wireless-AC 7265 (2x2 802.11ac).
Как всегда, я пишу обзор на том же компьютере, который описываю. Intel Compute Card CD1P64GK работает ощутимо быстрее моей рабочей лошадки Acer IconiaTab W700 с процессором Intel Core i3 2365M, 4 ГБ оперативной и 64 ГБ «дисковой» памяти. При том, что старенький Acer меня в основном устраивает, и я крайне редко пересаживаюсь на мощный десктоп сына. Значит, с учётом наличия верхних моделей этот компьютер может быть установлен в моноблоки, и даже не совсем начального уровня. А также в мобильные устройства: планшьютеры (которые 2-в-1), ноутбуки и всё, что носят. Само собой – в умные телевизоры, которые по интеллекту уже не будут отличаться от моноблоков. Дальше – вопрос фантазии. Различные терминалы, цифровые табло, промышленные компьютеры… Конструктивно всегда проще сделать стандартный карман, чем встраивать специальные платы.
У корпорации Intel были и прекрасные, и провальные решения. Из прекрасных, в первую очередь, я бы назвал Wi-Fi, реализованный в платформе Centrino. Было очевидно, что люди не станут переплачивать за беспроводной адаптер в клиентских устройствах пока не будет развёрнута сеть точек доступа, а сесть точек доступа не будет развёрнута пока не появится достаточного количества клиентских устройств, способных к этим точкам подключаться. Замкнутый круг. И тогда Intel то ли бонусом, то ли в нагрузку (считайте, как хотите) начал оснащать все «свои» компьютеры беспроводными адаптерами. То есть покупателя не спрашивали, выбора не давали. И когда количество ноутбуков на платформе Centrino (а других на процессорах Intel, повторяю, в продаже просто не было) достигло некоей величины, стали востребованы и общественные точки доступа, и домашние роутеры с Wi-Fi. Если сейчас Intel сможет придумать что-нибудь подобное и через некоторое время законченных устройств со стандартным «карманом» под Intel Compute Card достигнет критической величины, «битва» будет выиграна. Потому что следующим шагом будет производство устройств с пустым карманом, куда покупатель или «отвёрточный сервис» сможет установить требуемый компьютер. Или достать его из моноблока, у которого разбился экран, или отдать свой маленькому ребёнку, а себе поставить помощнее. Вариантов море, но для этого нужно, чтобы Intel Compute Card стал стандартом.
Цены ноутбуков с процессором Intel Pentium N4200 начинаются примерно от 20 000 рублей. Если совсем грубо, то «мозги» должны стоить не более половины. Остальное: корпус, порты, матрица, аккумулятор, клавиатура с тачпадом, ОС. Проявит Intel в хорошем смысле агрессию, сможет сделать вендорам предложение, от которого трудно будет отказаться, может получиться что-то стоящее и широко распространённое.
Поступит как с Intel NUC, когда цена компактного стационарного устройства ощутимо выше, чем у традиционного «чемодана», хотя с инженерной точки зрения должно быть всё наоборот – и будет годами на презентациях объяснять прелести технического решения.
В общем, очень бы хотелось, чтобы маркетологи не испортили прекрасную работу инженеров Intel, и мы бы оказались в новом мире, где любое устройство можно компьютеризировать, просто вставив в него Intel Compute Card.