Октябрь 2005 – визит в Россию президента и главного исполнительного директора корпорации Intel Пола Отеллини. Ещё одна особенность Intel: на самые высокие должности назначаются люди, внёсшие вклад в разработку продуктов. Всем знакомый процессор Pentium – детище Пола Отеллини.
Интересные факты 2005 года: по распространённости интернета Россия занимает 62-е место в мире (Эстония – 25-е, Литва – 43-е, Латвия – 56-е), всего 0,2% семей в России имеют широкополосный доступ в интернет (в среднем по Европе эта цифра составляет более 20%). Красноречивое название доклада: «Intel – с россиянами, стремящимися модернизировать свою страну».
Ключевое мероприятие Intel 2005 года – IDF на 2000 участников, состоявшийся также в октябре. Чудеса начались «с вешалки», когда нам раздали бейджики с идентификаторами RFID, которые позволяли автоматически отслеживать все наши перемещения: кто какие доклады прослушал, у каких стендов задержался и пр. Из беспроводных технологий был продемонстрирован wireless USB. Судьба этого стандарта как-то не сложилась, однако впоследствии на его базе много чего родилось.
Главный тренд форума – полный переход Intel на многоядерные процессоры. Многоядерность в значительной мере породила идею виртуализации. Рассказы об Active Management Technology (Intel AMT) – технологии, позволяющей в том числе управлять удалённым компьютером без использования операционной системы.
Ещё одна важная вещь: смещение от борьбы за абсолютную производительность к борьбе за энергоэффективность.
Тогда же впервые была продемонстрирована работающая программа распознавания лиц с возможностью фильтрации фотографий.
Главный директор по технологиям Стив Павловский показал звук «бизнес-класса» с более широким частотным диапазоном, чем телефонный PSTN.
Из представленных устройств запомнился ноутбук с пятидюймовым экраном. Представители Intel честно сказали, что это всего лишь концепт, способный проработать от аккумулятора совсем недолго, но направление было понятным.
Знакомство с Борисом Арташесовичем Бабаяном, создателем процессора Эльбрус, который незадолго до этого мероприятия перешёл работу в Intel на должность (если это можно так назвать) Intel Fellow.
Январь 2006: презентация домашнее-развлекательной платформы Intel VIIV и Centrino Duo. Это и поддержка HDTV, и более быстрая беспроводная сеть. Но, по большому счёту, платформа Intel VIIV так и не «выстрелила», оставив в память о себе только красивое костюмированное представление.
Март 2006 года: выступление председателя совета директоров корпорации Intel Крейга Барретта в РГГУ. Какая-то нереальная мудрость, эрудиция, и огромное желание донести до присутствующих самые важные вещи. Ни в коем случае не пиар Intel, хотя понятно, что без решений Intel всё это информационное богатство мы бы не смогли увидеть. И важность обучения, скорейшего освоения информационных технологий всеми слоями населения России, чтобы не отстать от других, а желательно и уйти вперёд. Перечитывая, наткнулся на интересный абзац:
«По поводу наладонных компьютеров Крейг выразил полный пессимизм. По его мнению, компьютеры любого размера должны обладать примерно одинаковой функциональностью, на них должны исполняться одни и те же программы. Ставку в Intel сегодня делают на ультрамобильные ПК (UMPC), имеющие размер наладонников, но основанной на той же архитектуре, что настольные компьютеры и ноутбуки».
И великие ошибаются: функциональность современных смартфонов и планшетов сильно отличается от компьютерной, она обусловлена не только более слабыми процессорами, но также размерами экрана и моделью использования. И это не недостаток.
Апрель 2006 года – опять IDF. Тема форума: «Энергосберегающие платформы. Прорыв на новый уровень». Сказывается нацеленность на мобильность, где важно совместить длительное время автономной работы с малой массой устройства.
Были представлены концепты планшетов и технология Robson, предвестница использования SSD.
Также были показаны концепты трансформеров и модульные ноутбуки: у Intel были идеи стандартизации всех компонентов мобильных устройств так же, как это произошло с десктопами.
Тогда я впервые увидел NAS на процессоре Intel xScale.
7 июня 2006 года компания Intel объявила о реализации в России первого проекта на основе Platform Administration Technology (Intel® PAT). Технология позволяет, получив доступ к «голому» компьютеру, удалённо устанавливать операционные системы и другой софт. К сожалению, больше я ни разу не слышал о её практическом применении.
8 июня 2006 года состоялась презентация процессоров Intel Xeon серии 5100. Я пошёл на неё с вокзала пешком, мысли лезли в голову. Вернувшись в Самару стал их записывать, искал в интернете подходящие цитаты, и внезапно наткнулся на изумительную фразу академика Сахарова, написанную (внимание!) в 1974 году:
«Одним из первых этапов этого прогресса представляется создание единой всемирной телефонной и видеотелефонной системы связи. В перспективе, быть может, позднее, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая и сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки. Но поистине историческая роль ВИС будет в том, что окончательно исчезнут все барьеры обмена информацией между странами и людьми».
Остаётся всё меньше людей, которые понимают, что представляла в 1974 году наша страна, и какой это было мечтой: вот так свободно общаться со всем миром. Однако не следует забывать, что эту возможность нам принёс не столько технический прогресс, сколько изменения в государственном устройстве и общественной жизни. Кто не верит – прочитайте реакцию КГБ на эти слова Андрея Дмитриевича Сахарова.
На самой презентации мне больше всего врезалась в память реакция вице-президента корпорации Intel Уилла Своупа (Will Swope) на мой слишком технический для такой аудитории (было человек двести, в основном не из компьютерных изданий) вопрос. Секундное замешательство, и: «Возможно, только мы двое понимаем, о чём идёт речь, но я всё равно отвечу…». Это характерно для высших руководителей Intel: высочайшая техническая квалификация, предельная увлечённость и горячее желание донести суть созданных ими решений, пусть даже в ущерб зрелищности. Не удивляйтесь моим восторгам: мне приходилось общаться с руководителями советских предприятий, и там – полный контраст.