Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

 

 

«Мов до шлюбу вбралася калина»

«Черемшина», муз. Василия Михайлюка, сл. Николая Юрийчука

Тем, кто за этот год ещё не выучил украинский язык, сообщаю, что «шлюб» – это «брак». И эта песня (точнее, эти строчки) вертелась у меня в голове с того самого момента, как я увидел автомобиль Datsun on-DO. Как ни крути, а сосватали и выдали.

Автомобиль стоял в самарском торговом центре Мега, и 1 ноября 2014 года меня туда пригласили сняться в рекламном ролике. Стало любопытно – вот и поехал.

Давайте для начала вспомним, что в СССР у нас было несколько заводов, выпускающих автомобили под собственным брендом. Это Запорожский (теперь не наш, украинский), ВАЗ, ИЖ, АЗЛК (Москвич), ГАЗ (Волга). Надо сказать, что почти все автомобильные заводы благополучно пережили времена реформ: во-первых, страна была сильно «недоавтомобилизирована», и это позволяло всем находить свою нишу на рынке. Вторым важным фактором была низкая (относительно иномарок) стоимость запчастей и ремонта.

Когда в 2001 году прекратилось производство «Москвичей», это никого не расстроило: с одной стороны, автомобили эти никогда (как минимум, с появлением вазовских машин) сильно не ценились, с другой, уже тогда стало понятно, что никакого реального производства в дорогущей Москве быть не может. Правда, в 2005 году мэр Лужков сотрясал воздух громкими заявлениями о реанимации «Москвича», но их истинный смысл так никто и не понял, по крайней мере, никаких шагов сделано не было.

Лучше обстояли дела у ГАЗа – последняя «Волга» была выпущена в 2008. В своё время Борис Немцов пытался лоббировать «Волгу» как представительский автомобиль для российских чиновников, но чиновников это не вдохновило, и затея была ими провалена.

«ИЖ» в своё время считался придатком «Москвича» (по крайней мере в техническом плане) и в 90-е годы тонул вместе с ним. В 2000 году завод приобрела самарская группа СОК, он ожил, и наряду с собственными разработками стал собирать вазовские машины.

Наконец, сам ВАЗ – это наиболее благополучное предприятие отечественного легкового автопрома. В 1991-1993 годах был проведён фейслифтинг семейства LADA Samara, В 1997-2003 годах был произведен рестайлинг всех моделей семейства, начиная с седана и заканчивая трёхдверным хетчбэком. Автомобили получили обновленную переднюю часть с узкими блок-фарами изменённой формы, новые бамперы, окрашенные в цвет кузова, широкие молдинги на боковинах, спойлер на задней двери, а также новый интерьер. «Спутник» был в своё время наиболее технически современным автомобилем в советском автостроении, пользовался спросом за границей. В это время фирмой владела самарская группа СОК. Я далёк от того, чтобы делать из живых людей ангелов во плоти, но цифры говорят сами за себя, да и отношение к нашим автомобилям в Самарской области самое тёплое.

Как говорит Википедия, «В 2008 году компания «Рособоронэкспорт» сумела вытеснить представителей «СОКа» с «АвтоВАЗа»». Предприятие быстро перестало быть рентабельным, а выпуск автомобилей резко упал. С 2011 года «АвтоВАЗ» начал учитывать в своих производственных показателях продукцию Ижевского автозавода, который стал дочерней площадкой компании, но даже это не помогло ему подняться на «СОКовский» уровень, в первом полугодии 2014 года АвтоВАЗу удалось произвести более 245 тыс. и продать более 220 тыс. автомобилей. Другим результатом изгнания СОКа и «национализации» компании «Рособоронэкспортом» стал её переход под управление иностранцами. По данным на конец июня 2014 года, свыше 50 % акций компании контролировалось альянсом Renault-Nissan, российской госкорпорации «Ростех» принадлежало 24,5 %. Формально 81,4 % обыкновенных и 47 % привилегированных акций «АвтоВАЗа» принадлежало нидерландской компании Alliance Rostec Auto BV, которая, в свою очередь, на 67,1 % принадлежала Renault-Nissan, а на 32,9 % – «Ростеху».

Много говорится о качестве автомобилей ВАЗ. Мои знакомые москвичи глубоко убеждены, что вазовские машины рассыпаются на ходу, поэтому на них невозможно ездить. Идеальных автомобилей всё равно не бывает, поэтому возникает вопрос – в чём же главная проблема вазовских машин: в дефектах конструкции или в качестве комплектующих и контроле производства. Это принципиально: если на ВАЗе сидят безголовые конструкторы, то решением проблемы может быть только переход на выпуск чужих разработок, если же проблема в организации производства, то надо зубами цепляться за свой бренд – терять последний отечественный легковой автомобиль было бы просто преступлением.

Когда в феврале 2014 года компания Nissan представила бренд Datsun, все вопросы были о том, что же, собственно, за автомобиль будет представлен под этим брендом. И вот, пожалуйста: приодетая «Калина». Удлинили багажник, увеличили свес – это на любителя. По мне, так лучше хетчбек с единым объёмом. То есть с профессионализмом конструкторов на ВАЗе всё в порядке, «вроде не бездельники, и могли бы жить», продолжать развивать отечественный автопром, а не отдавать его в чужие руки. Но, похоже, дело сделано и назад ходу нет, теперь будем ездить на японских машинах собственной конструкции и собственного производства. А, возможно, даже и хвалить, не называя «ведром с болтами».

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.