Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Корабль посадил я как собственный зад,
Слегка покривив отражатель.

В. Высоцкий, Тау-Кита

Эту, предыдущую и последнюю третью части написал человек, работающий в системе образования и знающий её изнутри, а я только немного подредактировал и написал вступление. Прочитав текст, вы поймёте почему он не захотел «светиться», а я, пользуясь случаем, обещаю, что как только он изменит свою позицию, я поставлю под материалом его фамилию.

Постепенно мы приближаемся к тому, о чём написано в «Российской газете», и перед нами появляется одна из ключевых фигур – Александр Шаенко. Известно о нём немного: хотя и сообщается о его участии в разработках ракет «Ангара-А5» и KSLV-1, но непонятно в какой организации и какой должности.

Обычно постулируется, что новые проблемы требуют новых решений, поэтому прогрессивному руководству МАМИ (Университета машиностроения, Московского Политеха) нужна была новая, ранее не решённая проблема, чтобы на ней продемонстрировать убедительное превосходство Единственно Правильного Метода. В 2013 году в качестве таковой проблемы была выбрана «Современная космонавтика». МАМИ никакого отношения к оной ранее не имел, но появился Александр Шаенко, который нашёл с руководством МАМИ полное взаимопонимание: у него была идея ПРОЕКТА – Спутник Маяк, который по уверениям авторов, должен был стать самым ярким объектом на ночном небе. Шаенко был дан карт-бланш, а под это дело было открыто две новых специальности в рамках образовательной программы «Современная космонавтика». Немного забегая вперёд скажу, что после описываемых далее событий почти все упоминания этих новых двух специальностей были выкорчёваны отовсюду. Удалось найти только новость про эту образовательную программу, с которой мы на всякий случай сделали скриншот.

Проектное обучение – а обучение ли это? История одного стартап-диплома. Часть 2. Постмодернизм и новая искренность современной космонавтики. Статья Владислава Боярова. 24.04.2021 г.

На почве «Современной космонавтики» Шаенко развил огромную активность – параллельно с Московским Политехом он вёл аналогичную программу в Бауманке, ещё в одном вузе (вот сейчас забыл в каком, кажется что негосударственном, но все упоминания уже пропали), брал деньги под этот проект на краудфандинге, в МАМИ, Бауманке, Рокетбанке, оборудование на Суперфорнарике, читал лекции на Маяке, Курилке Гутенберга, писал статьи в Троицкий вариант и т.д. и проч. Предполагалось, что студенты своими силами создадут миниспутник-отражатель, и когда он раскроется, будет светить ярче любой звезды. Однако по ходу работ выяснялось, что в основном всё делали Суперфонарик и Бауманка, а участие двух групп студентов было символическим. Изготовление и запуск спутника постоянно откладывалось, наконец, летом 2017 года спутник был запущен.

Здесь, наверное, следует рассказать, что представлял этот спутник, благо, сам Шаенко выложил информацию о нём на Хабре, и в том же материале изложил своё видение того, как должен развиваться инженер. Текст огромного объёма – около пятидесяти тысяч знаков,

Проектное обучение – а обучение ли это? История одного стартап-диплома. Часть 2. Постмодернизм и новая искренность современной космонавтики. Статья Владислава Боярова. 24.04.2021 г.

читать его мне было невыносимо скучно, тем более, что вся затея состояла только в том, чтобы запустить в космос уложенную в стандартный контейнер алюминированную плёнку (узнаёте «легкий полимерный материал с тончайшим напылением алюминия» из статьи в РГ?), которая должна было там расправиться (в способе её расправить, собственно и состояла вся работа Шаенко) и в таком расправленном состоянии отражать солнечные лучи на Землю. В.Б.

Перед запуском было сделано платное приложение, которое должно было предупреждать хозяина телефона, что спутник пролетает над ним – можно задрать голову и увидеть свечение. Народ приготовился лицезреть это чудо, но тут выяснилось, что приложение не работает. Авторы проекта сказали, что главное – сам спутник, и они его видели на небе, а приложение они потом отладят, однако быстро выяснилось, что видеть они его не могли: НАСА сообщило, что спутник не раскрылся. Народ стал задавать вопросы, делал прикидки и выяснил, что этот спутник, разумеется, не мог быть самым ярким объектом на ночном небе и даже самой яркой звездой, тем более что никаких способов ориентирования в пространстве этого блестящего тетраэдра не было предусмотрено. И вообще его область видимости была крайне мала, а время пролёта – порядка секунды, т.е. пронаблюдать его фактически невозможно. Народ потребовал расчёты, на основании которых делались прогнозы о яркости спутника – их предоставлено не было, видимо их и не было вовсе. Т.е. три ВУЗа и ряд организаций взяли типовую коробку, засунули сделанный по их заказу «парус», а он не раскрылся, несмотря на испытания в лаборатории Суперфонарика. У победы сотня отцов, поражение всегда сирота. Все дружно валили вину друг на друга, Шаенко обещал сделать новый проект, но тут ВНЕЗАПНО начались проблемы. Пришло время аккредитации вузов, и в негосударственном вузе космические специальности не аккредитовали. Перед аккредитацией 2017 Шаенко мудро уволился из МАМИ, и летом 2017 года искали хоть кого-то, кто смог бы протащить специальности через аккредитацию и вывести их на диплом. Не нашли. Тогда сделали ход конём, всех студентов перевели на урбанистику, и они получили дипломы бакалавров по энергетике. Причём ходили слухи, что не все, а только одна группа, а у другой проблемы продолжились. Сейчас трудно восстановить подробности, поскольку все ресурсы удалены, да их и не афишировали. Тем не менее, хорошо, что хотя бы часть студентов дипломы получила, правда не по тем специальностям, на которые поступала. Итак, здесь мы видим проектную работу в её предельном, незамутнённо чистом виде – конкретный проект (непонятно зачем нужный, но реальный), который выполняется силами большого количества студентов с привлечением прорвы соисполнителей. По итогу: нормального образования они не получили, их пришлось срочно доучивать и переучивать преподавателям старой школы, проект полностью провалился, г-н Шаенко продолжает блистать в других местах, в частности в ДВФУ.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.