Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

– Просто ты ко мне необъективно относишься.
– Ещё как необъективно отношусь...
Из х/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром»

Любое исследование подразумевает некий план. Что исследуем, зачем исследуем, каким образом собираемся исследовать. Кроме того, обычно исследование предваряет гипотеза, которую нужно подтвердить либо опровергнуть. Недаром в науке есть замечательное выражение: отрицательный (то есть не подтвердивший гипотезу) результат – тоже результат.

Я уже писал, что сетевые накопители полюбил сразу как увидел, то есть моя гипотеза в том, что в доме эта штука просто необходима. Именно в доме, в семье. Есть ИТ-устройства персональные (десктопы, ноутбуки, коммуникаторы – это не так важно), есть корпоративные (серверы, системы хранения данных), а вот семейных нет. Точнее, не было, пока не появилось ЭТО. Вот существует в семье фонотека, видеотека, библиотека, фотоальбомы. Говорят, когда-то до революции были распространены семейные архивы, письма хранили. И почему бы не хранить рефераты, дневниковые записи, звуковые файлы семейных рассказов? У меня как-то полоса была: на ночь рассказывал детям сказку про Красную шапочку и каждый раз сочинял новую. То она у меня на лыжах в красной шапочке бегала, то плавала к бабушке на ту сторону Волги в красной резиновой шапочке, а то это была велошапочка (раньше ездили в таких, пока на шлемы не перешли). Сейчас уж и не вспомню подробностей – а так складно выходило.

Устройства для чтения электронных книг.

В общем, идея понятна: сгребли с полок все диски с музыкой и фильмами и скопировали на накопитель, цифровые фотки – туда же, отсканировали старые фотоплёнки, для чтения книг купили что-то вроде ebook Reader`а. И что теперь главное для нас в NAS`е? В первую очередь, разумеется, надёжность хранения, потому что доверить всё это богатство можно только чему-то надёжному. Но про это я уже тоже писал: однодисковые накопители не признаю категорически – только зеркалированные массивы. Разориться на RAID высокого уровня редко кто решится, поэтому – двухдисковые. Ну, а дальше что? Скорость передачи? Да ну, скорость как раз устраивает. Не все конфигурации 1С версии 7.7 удовлетворительно работают при многопользовательском доступе, так никто не мешает на «восьмёрку» перейти. Да и экзотика это: дома многопользовательская работа в 1С. Ну, так что дальше? А дальше удобный доступ к контенту с любого устройства и с любого «расстояния». Как в советском анекдоте:«Остается третий, высший вид любви - любовь народа к партии. Об этом мы и поговорим подробнее».

Сетевой накопитель Synology DS209+ в интерьере. Фото: Владислав Бояров. 28.08.2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напомню, что этим летом у нас дома обосновался сетевой накопитель Synology DS209+, и мы с удовольствием начали его эксплуатировать и с интересом изучать. Вскоре компания InPrice прислала пресс-релиз об обновлении прошивки с версии 2.1 до версии 2.2beta. В программном обеспечении была повышена безопасность, удобство использования и управления, расширены мультимедиа-возможности. Но в правильную ли сторону идёт развитие?

Для этого надо понять, как мы будем использовать сетевое хранилище. Начальный уровень: сетевое хранилище – это только хранилище и ничего больше. На нем лежат фильмы, музыка, фотографии, документы и другие файлы. Настроены права доступа, каждый пользователь заходит под своим логином и паролем, большинство действий записываются в log-файлы. Но в общем это всё равно внешний винчестер. Преимущества этой идеи видны сразу: удобство пользования (раздел на NAS подключается как сетевой диск), возможность использования локальных приложений на компьютере, отсутствие необходимости заново чему-то учиться. А это – топтание на месте, повторение пройденного, да и пользоваться таким хранилищем с достаточным удобством можно только по локальной сети.

Но иногда надо получить доступ к своей информации через Интернет. Например, если работать где-нибудь на волжском острове. Или показать фотографии кому-нибудь. С развитием сетей 3G и мобильного WiMAX пропускная способность соединения позволяет даже удалённо слушать музыку и смотреть фильмы, которые хранятся на сетевом хранилище. Но для работы с контентом через интернет хранилище должно предстать перед нами уже не как подключённый сетевой диск, а как мультимедийный вебсервер.

Позиционирование накопителя в качестве веб-сервера говорит о том, что к устройству можно получить доступ через Интернет. При этом становится доступным удалённое воспроизведение музыки, просмотр фотографий, скачивание файлов и даже создание собственных сайтов. Если раньше для этого нужно было либо пользоваться бесплатными хостингами вроде Народ.Ру с бедными возможностями и принудительной рекламой, либо платить за нормальный сервис, то теперь хостить сайт можно и на домашнем накопителе.

Для того, чтобы к этому сайту можно было получить доступ через Интернет, нужно:

  1. Зарегистрироваться на сайте, который предоставляет услугу DDNS – автоматическое обновление IP-адреса сервера и привязка его к доменному имени. Затем выбрать домен второго уровня из списка (примерно 15 адресов) и придумать домен третьего уровня. Я выбрал сервис-провайдера Two-DNS.de. Если не пользоваться DDNS, то получить доступ к накопителю можно будет только по IP-адресу, что будет вызывать затруднения в случае, если IP-адрес динамический.
  2. В настройках накопителя выбрать сервис-провайдера (поддерживаются selfHOST.de, 3322.org, NoIP.com, DYNDNS.org, Two-DNS.de), прописать имя пользователя, пароль и название сайта. Теперь устройство, используя эти параметры, будет соединяться с сервис-провайдером и сообщать ему свой IP-адрес.
  3. Необходимо также зафиксировать за накопителем адрес в локальной сети, если роутер работает как DHCP-сервер. В настройках роутера пробросить порты (port forwarding) на внутренний IP-адрес накопителя (192.168.X.X). Наиболее часто используются порты: 21 (FTP), 80 (HTTP для работы веб-сайта), 5000 (Панель управления, File Station, Audio Station). Остальные номера портов можно узнать при настройке соответствующего приложения или брандмауэра.
Теперь по выбранному нами при настройке DDNS-адресу можно получить доступ к накопителю из Интернета.

Рассмотрим подробнее те мультимедиа-возможности, которые предоставляет нам Synology DS209+ с прошивкой 2.2beta.

  • Режим DLNA. Телевизор, аудио-плейер или игровую приставку можно подключить к локальной сети и воспроизводить данные с сетевого накопителя. Замечательная идея.

    При запуске DLNA-клиента открывается меню, где можно выбрать контент, который мы хотим воспроизводить: музыку, фото или видео.

    Но существуют ограничения с каталогизацией контента. Для аудио-файлов и изображений она уже решена в теории. На практике же можно найти несколько различных вариантов заполнения, например, поля «автор» даже на дисках из одного комплекта.

    Получилось так, что сетевые накопители высветили проблему, которая существовала и до них, но была не очень заметной – проблему классификации и каталогизации. Когда люди чаще посещали библиотеки, они знали, что существуют два каталога: алфавитный и предметный. С алфавитным всё просто – карточки раскладывались в алфавитном порядке фамилий авторов книг, и тут не надо было ничего выдумывать. А вот для предметного каталога использовалась УДК, первоначально разработанная американским библиографом Мелвилом Дьюи (Dewey) для Библиотеки Конгресса США. В начале ХХ века М. Дьюи бескорыстно предоставил П. Отле и А. Лафонтену права по использованию и модификации своей системы для создания всеобъемлющего каталога опубликованных знаний. У этой системы существует, на мой взгляд, только один недостаток, связанный с её «бумажной» природой – иерархичность. Собственно, в докомпьютерную эпоху так строились все системы, в частности наиболее известная единая система растительного и животного мира Карла Линнея. Этот недостаток мне проще проиллюстрировать на примере. Если нам нужно «пристроить» в систему фильм о военной авиации, то возникает неразрешимый вопрос: сначала ввести раздел «Фильмы о войне», а уже внутри его «Фильмы о военном флоте», и «Фильмы о военной авиации», или лучше сначала сделать раздел «Фильмы об авиации» (на этом же уровне «Фильмы о флоте»), а уже внутри создать разделы «Фильмы о военной авиации», «Фильмы о гражданской авиации»? В реляционных базах данных с возможностью запросов по «и» и запросов по «или» такая проблема не существует: в атрибутах фильма прописываются слова «война» и «авиация», и фильм вылавливается по любому из этих слов. Если же мы хотим уменьшить количество «выловленных» фильмов, следует в запросе написать оба слова через «и». Понятно, что, как и в иерархических системах, прежде всего должны быть чётко определены поисковые слова и список их должен быть известен создающему запрос. Ну, и, что касается музыки, я бы предпочёл, чтобы произведение можно было определять несколькими жанрами. Например, «Встречный марш» Ивасей, или «Чортков-марш» Марка Фрейдкина с одной стороны относятся к авторской (бардовской) песне, и в то же время это самые настоящие марши, под которые вполне можно ходить строем.

    http://sptc.ru/articles/inprice_files/9082806_b.jpgПока музыка была на дисках (виниловых или CD – это не важно), такая проблема остро не стояла. Разложил хозяин диски по полкам – как разложил, так и найдёт. Но вот после того, как вся эта прорва треков (музыкальных произведений, если кто хочет благозвучия) оказалась на накопителе и появилась техническая возможность «лёгким движением руки» выловить из этой кучи всё, что захотелось в данный момент, сам бог велел возможность эту реализовать. Близок локоть…

    Но, предположим, кто-то в свободное время занялся систематизацией, перелопатил эту кучу файлов, составил классификатор, прописал к каждому файлу теги – и куда ему с этим идти? Только в милицию, с чистосердечным признанием о нарушении авторских прав. Так что проблема эта в рамках нынешнего правопорядка, похоже, неразрешима. По крайней мере, легальными способами.

    С классификацией по жанру ещё интереснее: редакторы тэгов обычно предлагают выбрать жанр из списка, но списки у всех редакторов разные, поэтому обязательно появятся и русские синонимы, и английские названия жанров. Само поле «Жанр» - текстовое, поэтому хранится в нём не ссылка на элемент списка (да это при нынешней ситуации и нереально, так как файл отрывается от «родного» редактора и живёт своей жизнью), а именно «свободный» текст. И со стороны крупных компаний не было попыток изменить эту ситуацию, хотя все борются за соблюдение авторских прав. Ведь отслеживать незаконное распространение музыки проще, если есть система её классификации. Но нет, им это не надо. Поэтому приходится либо пользоваться тем, что есть, либо переписывать тэги вручную (не полностью, с помощью программ, позволяющих переписать тэги всех файлов в папке). И по сравнению с фотографиями это ещё не так плохо. Программ для хранения и каталогизации фото меньше, чем аналогичного софта для аудио. При том, что фотографий набирается намного больше. В нашем семейном архиве их около тридцати пяти тысяч, а общий объём составляет более сотни гигабайт. Ещё хуже ситуация с видеозаписями: для них не только не продумано тэгов, но и хранятся они в нескольких различных форматах (avi, mp4, mkv, mov). Более того, рядом с файлами avi могут лежать ещё и srt – субтитры. Конечно, всё это может быть и упаковано в один файл mkv, но архив – он на то и архив, что в нём лежат кучи старых файлов. А «новые» форматы файлов, вроде того же самого mkv, берут не все мультимедиа-устройства. Хорошо ещё, что число фильмов исчисляется максимум сотнями из-за их объёма, но ведь и объём хранилищ обещает расти. Так что эта проблема не отпала, мы пока просто до неё не дожили.

    http://sptc.ru/articles/inprice_files/9082809_b.jpghttp://sptc.ru/articles/inprice_files/9082802_b.jpgПосле выбора типа контента на экране появляются три папки с зарезервированными именами: photo, music и video. Для воспроизведения через DLNA файлы должны лежать именно в этих папках, поскольку остальные папки нам недоступны. Для фотографий и видео открывается простое дерево папок, откуда можно выбрать нужный файл. А с музыкой дела обстоят по-другому. В администраторской панели медиасервера следует проиндексировать файлы, и после этого их можно будет просматривать по категориям. Здесь же можно создать пользовательский стиль меню и выбрать, как будут структурироваться аудиофайлы. Получается что-то вроде базы данных, откуда можно выбирать файлы с нужными параметрами. Поиска в DLNA не предусмотрено, так что найти нужный файл иногда бывает сложно.

    Так дело обстоит с мультимедиа-устройствами, на которых нет полноценной операционной системы. А как выглядит ситуация там, где эта ОС есть, то есть на компьютерах и мобильных устройствах?

  • http://sptc.ru/articles/inprice_files/9082807_b.jpgAudio Station. Это веб-приложение для воспроизведения музыки. Но возможностей мало по сравнению, например, с AIMP. Сортировка доступна только по исполнителю, жанру или альбому. Нет возможности перемещать файлы и изменять их тэги. И работа с библиотекой реализована не лучшим образом – пользователь видит общий список всех музыкальных файлов из папки music, не структурированный по подпапкам, где эти файлы реально хранятся.

    Рассмотрим ситуацию: пользователь в локальной сети захотел послушать музыку через Audio Station . Для этого:

    1. Надо разрешить пользователю войти в Audio Station через панель Management.
    2. В настройках Audio Station разрешить пользователю создавать свои списки воспроизведения. Без них он может использовать только ранее созданные списки или слушать всю музыку в случайном порядке. Нет возможности даже прослушать отдельный альбом, хранящийся на сервере в отдельной папке.
    3. Пользователь должен создать свой список, перетаскивая в него аудиофайлы. Поиск есть, но все результаты поиска нельзя отправить в список. Сначала нужно выделить их по одному левой кнопкой мыши с зажатой клавишей Ctrl. Созданный список также можно воспроизводить через DLNA. Плейлисты всех пользователей находятся в одном раскрывающемся списке, группировать их нельзя.

    http://sptc.ru/articles/inprice_files/9082803_b.jpgОсобенно угнетает отсутствие возможности прослушать альбом, хранящийся в отдельной папке, по причине отсутствия (невидимости) этих самых папок в интерфейсе Audio Station. Любой локальный проигрыватель позволяет воспроизвести папку, и к такой возможности мы привыкли. Наверное, надо всё же менять интерфейс.

    Также Audio Station можно использовать для воспроизведения музыки или интернет-радиостанций через USB-колонки. Что интересно, интернет-радио нельзя слушать на компьютере, его можно только вывести через колонки, подключенные к накопителю.

    Намного проще пользоваться локальными приложениями, например AIMP. Библиотеку из тысячи записей он проиндексирует примерно за пять минут, и пользоваться им намного удобнее, чем плейером в окне браузера. Недостаток локальных плейеров – они хранят индексы у себя, причем так, что другой плейер на том же компьютере не может их использовать. Но если вопрос стоит о пяти минутах индексирования – то можно ли этот недостаток считать существенным?

    Удобство приложения Audio Station в том, что для его использования нужен только браузер. Но тут ещё одна проблема: браузер подходит не любой. Слушать музыку с NAS нельзя через мобильные телефоны, смартфоны и даже КПК. Для iPhone или iPod Touch необходимо установить приложение (бесплатное) с AppStore. Так что в целом идея мне представляется неудачной. Или, скорее, недореализованной.

  • Photo Station. Это сервис для хранения изображений и показа их через браузер. Но смотреть через него фотографии не так удобно, как через локальную программу. Во-первых, фото показываются в разрешении 640*480. Их можно увеличить на весь экран, нажав на специальную кнопку, но для каждой фотографии это надо делать вручную. Она просто откроется, как картинка, в новом окне браузера. Также есть режим слайд-шоу, но там фотографии тоже демонстрируются в 640*480. Есть возможность добавлять комментарии к фотографиям, но где эти комментарии хранятся, непонятно. При просмотре через DLNA комментариев, естественно, не видно. Зато Photo Station открывается с устройств под управлением Windows Mobile и iPhone OS. Для просмотра фотографий 3G или Wi-Fi более чем хватает. Это – единственный вариант использования Photo Station.

К сожалению, на этом мультимедиа-возможности сетевого хранилища Synology DS209+ заканчиваются. Не хватает многого. Например, Video Station для просмотра видео в окне браузера.

Однако сама идея домашнего сетевого накопителя интерфейсами веб-приложений далеко не исчерпывается. Интерфейсы – это всего лишь способ доступа к хранимому контенту. Примерно как процедура выдачи книг в библиотеке, которую можно относительно легко изменить. Относительно – по отношению к самим библиотечным фондам. Здесь также не рассматривался способ доступа к хранимому контенту через медиаплееры. Постоянный автор журнала «Компьютерра» Евгений Козловский с большим энтузиазмом описывает едва ли не каждую новую модель, но как-то с уклоном в пользование самой этой железкой, взаимодействие же медиаплеера с большим архивом в его материалах не просматривается.

Отдельно стоит вопрос о библиотеке. Г-н Козловский, интуиция которого вызывает доверие (про цифровые фотокамеры он начал регулярно писать в то время, когда их качество было вообще никаким, а цена - заоблачной), сейчас с жаром взялся за тестирование этих самых (как это сказать по-русски и чтобы не матом) устройств для чтения книг. Без этих клиентских устройств хранение библиотеки в цифровом виде практического смысла не имеет: лучше купить бумажное издание и залечь с книжкой на диван, чем читать сидя у монитора. Но при наличии удобной «читалки» сразу встаёт вопрос домашнего книжного каталога. Ещё один момент: сейчас получили большое распространение аудиоверсии книг. И, хотя с технической точки зрения это такие же звуковые файлы, как и музыка, определять их в раздел music как-то неестественно. Аудиоверсии книг должны соотносится с текстовыми, а эта задача, похоже, пока вообще не ставилась.

То есть мы видим не недостатки сетевых накопителей, а новые задачи, поставленные перед ИТ-отраслью и пользователями самим их появлением. И массу новых возможностей, которые они потенциально предоставляют, и которые предстоит реализовать.

Термин «электронный» или «цифровой» по отношению к документу или фотоаппарату мне всегда резали слух. Не сочтите за снобизм, но что электронного в документе, записанном на компакт-диск? Что моторчик привода крутился от электрического тока? Весь ИТ-контент на самом нижнем уровне представляет из себя последовательность логических «да» и «нет», нагляднее всего отображаемых на известных всем штрих-кодах товаров. «Да» - это светлые микрополоски определённой ширины, «нет» - тёмные. Более широкая чёрная полоса – это большее количество дискретных микрополосок, узкая – меньшее. Пусть вас не смущают напечатанные рядом со штрихами цифры – сканер их всё равно не читает. Дальше эти видимые невооружённым глазом полоски преобразуются в отражённые (от светлых участков) или неотражённые (от тёмных) лучики света, матрица сканера преобразует эти порции света в электрические импульсы, на жёсткий диск эти полоски штрих-кода запишутся намагничиванием участков пластины, если мы будем передавать полоски на большое расстояние, они потекут по оптическому кабелю в виде порций света. Как видим, «цифра» в качестве отображения числа в этой цепочке вообще отсутствует. Электроны, строго говоря, не являются обязательными, да и суть нынешней информационной революции в том, что информация стала инвариантной по отношению к носителю. Она легко копируется с одного носителя на другой, причём носители могут быть самыми разными: от обычной бумаги до флешек с непонятной для большинства физической природой. Но других общепринятых терминов пока, к сожалению, нет. Поэтому приходится писать, что контент хранится в сетевом накопителе в электронном или цифровом виде.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.