Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает.
Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева

Компьютерные, или, как их ещё принято называть, цифровые технологии, проникали в разные отрасли человеческой деятельности по-разному. Например, цифровая фотография просто пришла и снесла в один момент всю эту плёнку, фотолабы, да так, что никто и не пикнул. В крупнейшем плёночном бренде Kodak (между прочим именно эта компания в 1976 году разработала первый цифровой фотоаппарат) немного помедлили – и где сейчас этот Kodak? То есть, когда дело касается непосредственно выбора потребителя, вопрос решается мгновенно, точнее, вопроса как такового вообще не возникает.

Другое дело, когда переход на цифру зависит не только от выбора потребителя. К сожалению, без краткого исторического экскурса здесь не обойтись, поэтому придётся немного «нагрузить» читателя.

Традиционная проводная голосовая связь, начиная от первых опытов, предусматривала коммутацию соединений, да и как могло быть иначе? Один человек разговаривает с другим: набор номера (или, на совсем ранних этапах, просьба барышне), звонок, на том конце снимают трубку, поговорили – и соединение разрывается. Всё понятно и логично. Столь же логично производилась и тарификация разговора: стоимость его зависела от расстояния между абонентами (тариф за минуту для звонка из пункта А в пункт Б) и времени разговора.

А вот интернет с самого начала стал оперировать пакетами, на которые «нарезалось» сообщение и каждый из которых содержал адрес. Страницы сайта, который мы видим на мониторах своих компьютеров, как правило, собираются с разных адресов, с серверов, физически расположенных в самых разных точках планеты. Тарифицировать трафик в зависимости от географии серверов и объёма скачанной с каждого из них информации, наверное, теоретически возможно. Только вот как отреагирует посетитель интернета на счёт, похожий по толщине на «Войну и мир», который он не в состоянии проверить? Да и распечатка счёта тоже немалых денег стоит. Поэтому механизм такой тарификации никогда не был реализован. Первое время провайдеры учитывали общий трафик и (или) время доступа в интернет, но на сегодняшний день тарификация упростилась и свелась к предоставлению скорости (пропускной способности) соединения в зависимости от оплаты за месяц.

В работе операторов, осуществляющих голосовую связь, тоже произошли изменения. Вместо физической коммутации каналов голос стал упаковываться в интернет-пакеты на первой же телефонной связи и далее гулял по медным и оптическим линиям в таком виде. На конечной станции телефонной связи эти пакеты собирались, происходило преобразование «цифры» в аналоговый электрический сигнал, который и осуществлял колебание мембраны динамика телефонной трубки. Так что фактически уже давно физическая коммутация каналов не существует.

Но вот незадача: в какой-то момент вычислительных ресурсов абонентских устройств стало достаточно для того, чтобы для таких преобразований не требовалось посредничества телефонных станций. Одновременно доступ в интернет стал таким быстрым и надёжным, что пакеты проходили без задержек.

40 лет назад наш школьный учитель рассказал притчу о физике и математике (программирования как массовой профессии в ту пору не существовало). Физик формулирует задачу: рядом с газовой плитой стоит пустой чайник, рядом спички, есть водопроводный кран – надо написать алгоритм приготовления кипятка. Математик пишет: «снимаем крышку чайника; подносим к крану; открываем воду; до тех пор, пока чайник не наполниться, держим кран открытым (цикл DO WHILE… ENDDO); закрываем кран; закрываем крышку; ставим чайник на плиту; зажигаем спичку; включаем газ; до тех пор, пока чайник не закипит, держим газ включённым (опять цикл); выключаем газ». Физик говорит, хорошо, я понял. Но иногда мне встречаются начальные условия, когда чайник с водой уже стоит на плите. Нет ничего проще, отвечает математик: выливаем из чайника воду, и сводим вторую задачу к первой, которую мы уже умеем решать.

Великим человеком был наш Сергей Николаевич Воскресенский, ещё в докомпьютерную эпоху понимавший, что реализация более сложного, но отлаженного универсального алгоритма, эффективнее создания нового, пусть даже более «короткого».

Применительно к телефонии, получается, что успешно решённая задача по передаче пакетов, делает коммутируемые соединения просто ненужными. Разумеется, при наличии огромного парка аналоговых телефонных аппаратов просто ликвидировать традиционную телефонию нельзя, но и вставать на пути прогресса тоже как-то неправильно. Ну вот, предисловие закончилось, перехожу непосредственно к теме.

21 июля 2009 года состоялось заседание Комиссии РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям на тему формирования правовых основ развития IP-телефонии в Российской Федерации. В ходе работы Комиссии так же был рассмотрен вопрос о деятельности Рабочей группы по информационно-телекоммуникационным технологиям Комиссии по вопросам промышленности и предпринимательства Президиума Генсовета партии «Единая Россия».

На официальном сайте РСПП сказано, что содокладчиками по главной теме – о развитии IP-телефонии и формировании правовых основ ее работы на территории РФ выступили первый заместитель генерального директора компании «Мегафон» В.В. Ермаков и старший вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» В.Н. Котов и выложены их презентации. Тема развития IP-телефонии безусловно важная. Я бы даже сформулировал эту тему несколько шире: о развитии коммуникаций вообще, потому что мобильные трубки только произошли от телефонов, а на самом деле уже превратились в мобильные компьютеры, способные работать с интернетом, почтой и прочими сервисами. Теперь поговорить по мобильному телефону абонент может как традиционным способом, с тарификацией по времени/месту, так и формируя IP-протокол на клиентском устройстве с оплатой за интернет-трафик. Собственно, в этом для кого-то радость, а для кого-то проблема, поскольку наработанная десятилетиями дифференциация звонков летит к чертям. Ну да, мы живём в быстро меняющемся мире, и к этой ситуации операторам связи надо приспосабливаться – а кто сказал, что работать легко? Но здесь всё не так плохо: в силу естественной инертности весь народ в один день не перейдёт с традиционной голосовой на IP-телефонию, и это данное самой жизнью время телефонным операторам следует использовать с максимальной эффективностью. Фактически, им надо перестать быть телефонными операторами, превратившись в универсальных поставщиков коммуникационных услуг. Сказать, что этот процесс не идёт, было бы неправдой: ещё как идёт! Не говоря уж о таких прорывных проектах как Yota… Да что там далеко ходить: этим летом мне удалось неплохо поработать, отдыхая на волжском острове. Мой оператор мобильной связи – компания СМАРТС, обеспечивала вполне устойчивый GPRS. А вчера наш оператор телефонной проводной связи Волгателеком предложил перейти с 2 мБит/с на 5 мБит/с без увеличения абонентской платы. Конечно, всегда хочется ещё быстрее, ещё дешевле, ещё мобильнее. Но, положа руку на сердце – грех жаловаться. Однако здесь существует ещё одна проблема: кроме самого прохождения трафика по физическому каналу и коммутации пакетов, IP-коммуникации нуждаются в сервисах, которые присваивали бы абоненту идентификатор для общения, строили бы адресные книги и делали бы прочие полезные вещи. При этом существуют сервисы стандартизованные и нейтральные, такие как система доменных имён, а есть и сервисы коммерческие, никому не подчиняющиеся и конкурирующие между собой. Конечно, не во всякое соревнование следует ввязываться, но здесь, похоже, такой случай, что иного выхода просто нет. Например, компания Cisco, признаваемая уже не один год лучшим поставщиком сетевых технологий, постоянно говорит о том, что доля доходов операторов связи, получаемая от простой передачи данных, постоянно падает за счёт того, что увеличивается доля доходов, получаемая от предоставления разнообразных сервисов. То есть, доступ дешевеет, сервисы дорожают, и тот, кто не успел занять место на рынке сервисов, будет получать только крошки с чужого стола. Но вот что пишет Олег Сальманов в газете «Ведомости»: «Российское законодательство в области связи не позволяет операторам использовать интернет для передачи голосового трафика между обычными телефонами». И получается ужасная вещь: счастливые компании, которые находятся в странах, где законодательство позволяет это делать, передают через интернет голосовой трафик российских пользователей. Даже не получая от этого особого (или вообще любого) дохода, они приучают нас к тому, что пользоваться IP-услугами надо через Skype, ICQ, Google Talk и прочие импортные вещи.

В 2005 году на семинаре компании Яндекс я задал Андрею Себранту вопрос: не собирается ли Яндекс разрабатывать сервис, подобный Google Earth? Он буквально отшатнулся от меня и сказал: «Вы что, хотите, чтобы нас всех посадили? Столь детальные изображения, которые предоставляет Google, в нашей стране секретны». Конечно не факт, что Яндекс смог бы превзойти Google в этом сервисе, но ведь ему даже не дали побороться! А сейчас чего пить Боржом – все уже «подсели» на Google (в том числе и я) так, что и не сдвинешь. Так что пример с IP-телефонией далеко не единственный.

Вот цитата из книги основателя компании Билайн Дмитрия Зимина, показывающая отношения власти и бизнеса:

…к началу 1995 года, когда компания была лидером рынка, некоторыми из нас (откровенно говоря – очень некоторыми) стала все более и более осознаваться стратегическая неконкурентоспособность в России американского стандарта AMPS (даже в его цифровом варианте DAMPS, на который мы стремительно перевели свою сеть в Москве) по сравнению с новым европейским стандартом GSM.

Это создавало фундаментальную угрозу существованию компании.

Вот на фоне таких настроений нам удалось в феврале 1995 года уговорить заместителя начальника войск связи РФ, генерал-полковник Иванова Александра Анатольевича подписать письмо в ГКРЧ и Минсвязи с согласием отдать для гражданской сотовой связи полосу в 20 МГц в диапазоне 1800 МГц…

Низкий Вам поклон и долгие лета, дорогой Александр Анатольевич.

Исключительно нынешняя власть, законодательно ставящая услуги IP-телефонии вне закона и в принципе запрещающая их предоставлять, несёт ответственность даже не за отставание, а за полное отсутствие этих услуг у российских операторов связи. Собственно, вот и всё, что следует из этой ситуации и что комиссия РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям должна была озвучить. И надо сказать, что, несмотря на некоторые «шероховатости» это произошло: в протоколе заседания Комиссии записано следующее:

  • Действующее в России законодательство в области связи не учитывает технологические особенности оказания услуг телефонии на базе IP – протокола, приравнивая их к услугам традиционной телефонии, чем препятствует развитию телекоммуникационных услуг и возможности вовлечения в бизнес мелких и средних операторов.
  • Для легитимного развития VOIP в России целесообразно инициировать комплексную проработку правовой модели инфокоммуникационного рынка, используя накопленный международный опыт.

Лучше уж поздно, чем никогда.

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.