20-22 ноября 2012 года в московском Центре международной торговли состоялась 13-я ежегодная конференция по инфокоммуникационным технологиям в Москве в рамках Cisco Expo. Сразу обращает на себя слово «инфокоммуникационный», ибо это и есть главное отличие Cisco от большинства лидеров ИТ-рынка. Точнее, большинство компаний традиционно говорит отдельно о рынке информационных технологий и отдельно о рынке коммуникаций, а Cisco много лет назад определила своей главной задачей объединение этих рынков, и с успехом поставленную задачу выполняет.
Именно специалисты Cisco впервые заговорили о телефонии через сети данных и вывели на рынок первые коммерческие системы. Именно Cisco создала наиболее продвинутую систему видеоконференций TelePresence, и теперь интегрирует её с такими технологиями, как Jabber и WebEx. Все эти коммуникационные решения базируются на мощной вычислительной платформе, поэтому официальным спонсором Cisco Expo стала корпорацияIntel, а на самом видном месте находился стенд с ультрабуками.
Спонсоров и медиапартнёров Cisco Expo было больше сотни, что уже говорит о значимости мероприятия. Важно, что они не только из Москвы: представлены 12 регионов РФ, а также Белоруссия и Узбекистан.
Но обо всём по порядку. Открыл конференцию приветственным словом Павел Бетсис, вице-президент Cisco по работе в России/СНГ. Он напомнил собравшимся, что компания Cisco присутствует в России уже 17 лет, и эта конференция является 13-й по счёту. Компания Cisco находится на подъёме: закончившийся в июле финансовый год принёс 7% роста выручки и 24% роста прибыли. Особая гордость Cisco – финансовая независимость, обеспечиваемая постоянно растущим объёмом свободного капитала – на сегодняшний день эта сумма составляет 48 миллиардов долларов. Это позволяет компании проводить инвестиции в новые технологии и рынки в тех объёмах, которые она сама считает целесообразными. Продолжилось приобретение компаний, в чьих технологиях существует заинтересованность. Также в прошлом году Cisco получила наибольшее количество патентов США в области телекоммуникаций. Интеллектуальные сети компании Cisco используют 496 из 500 крупнейших компаний мира. Аналитическая компания Gartner объявила Cisco абсолютным лидером в области унифицированных коммуникаций.
Количество сотрудников Cisco в странах СНГ и Грузии почти достигло 800 человек. В прошлом году отделение продемонстрировало самый высокий рост по региону EMEA с показателем 18%. Cisco продолжает расширять локальное производство и инвестировать в образовательные и научные программы. В качестве одного из самых успешных примеров сотрудничества был упомянут проект Сколково. Cisco входит в совет директоров фонда, в индустриальный совет фонда, участвует в разработке «умного города», инвестирует венчурный капитал в российские стартапы. Недавно в Сколково открыт центр инноваций Cisco, в который сегодня набираются российские специалисты. Вдохновившись успехом прошлогоднего конкурса «Премия инноваций Сколково при поддержке Cisco I-PRIZE», месяц назад компания запустила второй такой конкурс.
Г-н Бетсис отметил, что если первые конференции Cisco Expo в соответствии с тогдашними направлениями деятельности компании были ориентированы исключительно на представителей телекоммуникационной отрасли, то сейчас тематический охват значительно расширился. Было запланировано 100 докладов, сессий и демонстраций новейших разработок Cisco и её партнёров по направлениям:
- Инфраструктура корпоративной сети.
- Безопасность.
- Беспроводные сети.
- Центры обработки данных и виртуализация.
- Облачные вычисления.
- Унифицированные коммуникации.
- Центры обработки вызовов.
- TelePresence и видео.
- Решения для операторов связи.
- DMS и Видеонаблюдение.
- Оптические сети и системы.
Сквозь многие из этих направлений проходила тема BYOD. Это не случайно, ибо сегодня одним из трендов ИКТ является возможность сотрудника работать когда угодно, где угодно и на чём угодно, а это возможно только при свободе пользователя самостоятельно выбирать устройства, с которыми ему не хотелось бы расставаться никогда.
Также планировалось рассказать об инновациях в области здравоохранения, науки и образования. Эти решения были представлены в демонстрационной зоне как самой Cisco, так и её партнёрами.
По праву официального спонсора следом за господином Бетсисом с докладом «Задачи ИТ в новую эру» выступил представитель Intel – менеджер по России и СНГ от Европейской технической группы корпорации Алексей Устинов. В настоящее время ИТ из поддержки бизнеса превратились в часть бизнеса. Обращаю внимание, что хотя Cisco говорит об ИКТ, а Intel об ИТ, на самом деле имеется в виду одно и то же: просто Intel расширила свой бизнес на коммуникации и теперь считает их частью ИТ, а Cisco соединила коммуникации с вычислениями, и поэтому упоминает их как компонент своей стратегии. В подтверждение этого г-н Устинов привёл в пример «подключенные» автомобили BMW, для которых информационно-коммуникационные компоненты становятся столь же важными, как и остальные системы. Однако здесь, похоже, будет наблюдаться конкуренция между системами автомобиля и собственными устройствами водителя и пассажиров (своеобразный BYOD). Вспомним, что непременным атрибутом автомобилей середины XX века были механические часы на панели приборов, а потом они исчезли, поскольку собственные часы появились на руке каждого человека.
Если же говорить об ИТ-сервисах, предоставляемых службам и сотрудникам предприятия, то они должны быть непрерывными, гибкими, находящимися в постоянной готовности, а также масштабируемыми при возникновении потребности. Основой предоставления всех сервисов является дата-центр, именно его возможности определяют качество обслуживания клиентов. Некоторое время назад дата-центр строился под конкретные задачи, под каждую из них жёстко резервировались серверы, поэтому, с одной стороны, их загрузка была очень низкой, с другой, предоставление новых сервисов требовало больших затрат денег и времени. Если период девяностых годов можно определить как «разнообразие систем», а за нулевые произошёл переход к «пространству виртуализированных ресурсов», то сегодняшний взгляд на дата-центр можно определить словами «ЦОД как система», предоставляющий «ИТ как сервис». Условно ресурсы ЦОДа можно разделить на вычислительные, хранительные и коммуникационные, однако при предоставлении облачных сервисов всё это для потребителя скрыто в одном «чёрном ящике», поэтому здесь следует оперировать какими-то другими понятиями, определять набор этих ресурсов в совокупности. Отсюда возникают требования к ИТ-службе: объединение сетевых устройств с системами хранения, в т.ч. для обеспечения возможности обработки Big Data. Что интересно: если ранее акцент делался на отделении систем хранения данных от вычисляющих серверов, то сейчас заявлено о размывании границ между различными системами ЦОДа. Системы хранения данных становятся всё интеллектуальнее, они уже способны обрабатывать данные самостоятельно без передачи необработанных массивов серверам, поэтому сами всё больше напоминают серверы стандартной архитектуры. К тому же большинство систем хранения способны осуществлять не только сжатие, но и дедупликацию данных, что также требует немалых вычислительных мощностей. Повышение вычислительной производительности систем хранения стимулирует и переход на твердотельные накопители: процессоры должны успевать обрабатывать возросшие потоки данных в системах ввода/вывода.
Важные изменения произошли и в сетевой парадигме: на смену автономному аппаратному приходит виртуальное программируемое устройство, что позволяет гибко и оперативно (на ходу) регулировать сетевые сервисы, предоставляемые как внешним, так и виртуальным клиентам внутри ЦОДа. Таким образом сеть может адаптивно подстраиваться к их потребностям.
Забегая вперёд, скажу, что подобные заявления делали и другие докладчики из разных компаний, поэтому можно говорить о появлении нового интеграционного тренда.
Появилось и новое измерение эффективности ЦОДа – стоимость 1 часа работы виртуальной машины. Сегодняшний рекорд компаний, предоставляющих услуги коммерческого облака – 10 центов за час. К этому же следует стремиться и корпоративным ЦОДам. Даже если не получается, то хотя бы надо понимать, сколько денег предприятие сможет сэкономить, переведя свои задачи в коммерческое облако. Конечно, немалую роль здесь играет и аппаратная платформа. Благодаря прогрессу в области создания микропроцессоров, производительность суперкомпьютеров из списка Top 500 повысилась с 1997 по 2012 год в 1500 раз, при этом энергопотребление выросло только в 4 раза. Каждая операция с плавающей запятой стала стоить в 100 раз меньше.
Что касается Big Data, то здесь г-н Устинов сказал о том, что теперь каждые 2 дня создаётся такой же объём информации, какой был создан за всё время существования человечества по 2003 год. И уже сегодня значительная часть данных создаётся не человеком, в дальнейшем же доля «нечеловеческих» данных будет только расти. На самом деле за термином Big Data скрываются некие технические решения, позволяющие обрабатывать эти колоссальные объёмы, и об одном из них было упомянуто в докладе – но об этом подробно напишу в одном из следующих материалов.
Докладом Алексея Устинова выступления специалистов Intel на Cisco Expo 2012 не ограничилось. В последующие два дня были представлены новейшие решения и разработки корпорации в области ЦОД и сетевой безопасности.