На встрече журналистов с сотрудниками корпорации Intel, состоявшейся 8 июля 2010 года в московском офисе, было рассказано об инновациях, социальных программах, мероприятиях по защите окружающей среды. Не остались без внимания доклады о работе ИТ-службы и службы персонала московского филиала.
Доклад директора по внешним связям Intel в России и других странах СНГ Александра Козлинского был обзорным, назывался «Intel: 40 лет инноваций». Мне понравился эпиграф: «Дело не только в том, что мы делаем, а в том, что мы делаем возможным». Да, многое из того, о чём мы раньше даже и не мечтали, стало возможным и доступным, благодаря лидерам ИКТ-индустрии. На первом слайде была фраза президента и генерального директора корпорации Intel Пола Отеллини: «Оставаться приверженцами высочайших стандартов во всём, что мы делаем, начиная от инноваций в производстве и заканчивая корпоративной социальной ответственностью – вот что называется правильным бизнесом».
За свою жизнь я видел многих работодателей. В советское время мы, бывало, по трое суток не выходили из цеха, потому что план надо было дать любой ценой. Когда вместо государства работодателями становились частные собственники, знающие о капитализме из курса научного коммунизма, тоже бывало всякое, поэтому слова о корпоративной социальной ответственности просто ласкают слух. Но это оказалось не совсем то, что я думал: речь шла об ответственности не перед собственными сотрудниками, а перед…, похоже, что, как это ни пафосно звучит, перед человечеством.
Три главных направления реализации социальной ответственности: инвестиции в образование, доступ к технологиям, поддержка стратегических альянсов. Под инвестициями в образование подразумеваются не просто денежные пожертвования. Intel, как компания, существующая исключительно за счёт инноваций, очень хорошо представляет какие знания востребованы в современном мире и старается содействовать тому, чтобы именно такими знаниями овладевали учащиеся. Образовательные программы создаются совместно с партнёрами: на глобальном уровне это ЮНЕСКО и Всемирный банк, на локальном – различные образовательные учреждения. Например, это Академия повышения квалификации в России и подобная организация на Украине. Подготовку по этим программам прошли уже 7 миллионов учителей, и до конца 2012 года эта цифра должна превысить 10 миллионов. В образовательные учреждения по всему миру передано 2 миллиона компьютеров. Также по программам Intel обучаются более 100 тысяч студентов в 1000 университетах 70-ти странах стран. На нужды образования Intel тратит $100 миллионов в год. Кроме этого каждый год сотрудники Intel отрабатывают 3 миллиона часов в порядке шефской помощи (у них это называется волонтёрством). Сотрудники сами желают участвовать в этом движении и проявляют инициативу. На своём официальном сайте Intel опубликовала собственный кодекс по соблюдению прав человека «Intel Human Rights Principles», базирующийся на соответствующих документах ООН.
Корпорация Intel также является одним из лидеров в деле защиты окружающей среды. Она имеет производственные мощности в разных странах и проявляет заботу о том, чтобы наносимый ими экологический вред был минимальным. С другой стороны, существует понимание того, что ИКТ-индустрия – это 2-3% общего загрязнения окружающей среды. Однако, учитывая интеллектуальный потенциал ИКТ-индустрии, именно она должна выступить экологическим лидером. Один из примеров – это компьютерное моделирование вместо физического создания тестовых образцов. Также Intel является самым крупным покупателем энергии из возобновляемых источников, стимулируя развитие этого направления энергетики. Корпорация получает множество наград в этой области по всему миру, в прошлом году за социальные программы была получена награда от министерства экономического развития РФ, и 4 награды на Украине.
К социальным программам Александр Козлинский отнёс и проект Meego, являющийся продолжением Intel Moblin. Meego – система с открытыми программными кодами. Её уникальность в том, что она поддерживает широкую гамму устройств – от смартфона до ноутбука, являясь при этом платформенно независимой, то есть работает не только на процессорах x86. Уже в этом году ожидаются нетбуки на Meego, а в следующем – смартфоны.
В каждом из шести российских городов, где находятся офисы Intel, корпорация поддерживает тесные связи с местными университетами и каждому из них выделены гранты на разработку приложений на Meego. В конкурсе «Атомосфера» приняли участие уже более 600 человек, подано 110 заявок. В России есть одна особенность: пока дело касается научных или технических разработок всё находится на очень высоком уровне, но когда дело доходит до превращения разработки в товарный продукт, поиска заказчиков, здесь требуется серьёзная помощь. Поэтому 4 года назад корпорация Intel запустила в России свои программы технологического антрепренёрства. Сейчас эти программы выполняются совместно с госкорпорацией Роснано, проводятся семинары, на которых специалисты объясняют молодым учёным и студентам что такое технологическое предпринимательство, каков путь от идеи до продукта, который можно продавать потребителям. Уже создана сеть, работают сертифицированные тренеры, которые могут разговаривать с широким кругом людей. Конечно, усилий одной только корпорации Intel здесь явно недостаточно, это серьёзная задача общегосударственного масштаба, но корпорация вносит свою посильную лепту и прокладывает дорогу в этом направлении. Также подписано соглашение с Московской школой управления Сколково (не путать со сколковским технопарком) о проведении для её слушателей занятий по технологическому предпринимательству. Но дело не только в самих инноваторах. Например, по проекту «Атомосфера» авторы могут получать вознаграждение за выложенный софт, однако российское законодательство, прямо этого не запрещая, делает получение денег за разработку практически нереальным. В Intel знают об этой проблеме и предпринимают усилия для её решения.
Руководитель ИТ-службы московского филиала корпорации Intel (IT@Intel) Сергей Кузнецов рассказал об опыте эксплуатации информационных систем крупной корпорации. Дело в том, что все эксперименты по компьютеризации и использованию новых технологий в корпорации проводят на собственной ИТ-инфраструктуре и сотрудниках. Одной из главных задач ИТ-службы Intel является взаимодействие с подобными службами других компаний, обмен опытом и рекомендации по оптимальному использованию продуктов Intel. Аудитория ИТ-службы Intel – это руководители и сотрудники, влияющие на принятие стратегических решений в компаниях в области информационно-коммуникационных технологий. Также это различные учреждения, непосредственно связанные с ИТ (правительственные, образовательные), аналитики и пресса.
ИТ-служба рассказывает о своей работе, поставленных задачах, об успехах и проблемах. Бизнес рассматривает ИТ-службу своих предприятий как подразделение, приносящее прибыль. И специалисты Intel подготавливают данные, помогающие оценить вклад ИТ-службы в работу фирмы, производят расчёты, показывающие, какую дополнительную ценность приносит предприятию конкретная информационно-коммуникационная технология. Сергей назвал 4 стратегических задачи службы на 2010 год:
- Люди. Построить вдохновлённую и энергичную команду ИТ.
- Деятельность. Предоставлять конкурентоспособные ИТ-услуги, поддерживающие работу Intel.
- Решения. Предоставлять промышленные решения, позволяющие расти Intel.
- Влияние. Воздействовать на разработку продуктов Intel, делиться опытом с ИТ-промышленностью.
Каждый день в Intel приходится решать задачи, которые ещё не имеют решения нигде. Например, это учётные задачи с использованием RFID, внедрение Primary Wireless Campuses (когда мобильные компьютеры могут работать без использования проводных сетей), контейнерные дата-центры. Всего в IT@Intel около 400 экспертов, рассредоточенных по всему миру. Михаил Рыбаков добавил, что поскольку различные подразделения ИТ-службы имеют разную специализацию, то каждое из этих подразделений оказывает поддержку в рамках этой специализации по всему миру. Поэтому часто в решении проблемы помогает не тот эксперт, который находится в том же офисе, а с другой стороны планеты.
Елена Бурова рассказала нам, почему в Intel хорошо работать. Совершенно серьёзно – именно так назывался её доклад. На корпоративном языке Intel это называется «Great Place to Work» – место, в котором хочется работать. Елена работает менеджером по персоналу службы Human Resourses. Михаил Рыбаков сразу предупредил, что переводить это как «отдел кадров» будет неверно, потому что эта служба к знакомому нам с советских времён отделу не имеет никакого отношения. Служба персонала Intel довольно многочисленна и разнообразна по своей профессиональной ориентации: работы с сотрудниками ведётся много и по разным направлениям. Очевидно, что сотрудник, который работает в комфортной «физической» обстановке и дружелюбной атмосфере делает это продуктивно, особенно когда это труд творческий, как в корпорации Intel. В этом смысле интересы сотрудника и выгоды компании полностью совпадают, и создание условий для работы – часть бизнеса. Intel – корпорация большая и многонациональная, представленная на всех континентах нашей планеты. Существуют распределённые команды. Важно, чтобы все сотрудники чувствовали себя принадлежащими к единой корпорации, чтобы обеспечивалось общение, как по вертикали, так и по горизонтали.
Важную роль играет карьерный рост и здесь важно понимать, что в корпорации, насчитывающей более 80 тысяч сотрудников, рост, скорее всего, не будет означать движение вертикально вверх. В Intel, разумеется, заинтересованы в том, чтобы ценные сотрудники не уходили из корпорации, и зачастую решением является как раз перевод на другую должность в другой офис. Росту (не только карьерному, но и профессиональному) способствует система постоянного обучения, тренингов, библиотеки, группы по интересам. Всё это существует и внутри офиса, но всё больше перемещается в сетевое пространство. В то же время есть забота о физическом здоровье: часть сотрудников приезжают на своих велосипедах.
По собственному опыту знаю, что одним из серьёзных препятствий компьютеризации предприятий было нежелание специалистов делиться известными только им приёмами, знаниями, умениями. В Intel существует институт менторства, специалисты проводят занятия, передают свои знания коллегам. Как этого добились, и как это работает – не скажу, для этого надо повариться в среде, почувствовать. Сказано было, что компания этим озабочена и создаёт для этого условия, видимо, так оно и есть.
Волонтёрское движение приносит пользу не только тем, кого обучают. Сам волонтёр набирается опыта организации занятий, общения с аудиторией, коллегами. Со своей стороны и менеджеры могут оценить работу волонтёров с профессиональной точки зрения, в каких-то ситуациях эта оценка может оказаться решающей.
На корпоративном сайте Intel есть единый ресурс, который даёт доступ сотруднику ко всем необходимым инструментам. Это стенгазета, доска объявлений и всё, что бывает на предприятии. Авиарейсы, бронирование комнат в рекомендованных гостиницах. Корпоративный словарь (глоссарий). Особенно меня умилил пункт «Spravka» – сначала я подумал, что русский язык тоже понемногу становится корпоративным. Но действительность оказалось иной: количество документов, которое требуется на российской территории, значительно превышает то, к чему привыкли на родине Intel. Вот и вынесли отдельным пунктом.