Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

На встрече журналистов с сотрудниками корпорации Intel, состоявшейся 8 июля 2010 года в московском офисе, было рассказано об инновациях, социальных программах, мероприятиях по защите окружающей среды. Не остались без внимания доклады о работе ИТ-службы и службы персонала московского филиала.

Александр Козлинский, директор по внешним связям Intel в России и других странах СНГ. Пресс-тур в московский офис корпорации Intel. 8 июля 2010 г. Фото: Владислав Бояров.

Доклад директора по внешним связям Intel в России и других странах СНГ Александра Козлинского был обзорным, назывался «Intel: 40 лет инноваций». Мне понравился эпиграф: «Дело не только в том, что мы делаем, а в том, что мы делаем возможным». Да, многое из того, о чём мы раньше даже и не мечтали, стало возможным и доступным, благодаря лидерам ИКТ-индустрии. На первом слайде была фраза президента и генерального директора корпорации Intel Пола Отеллини: «Оставаться приверженцами высочайших стандартов во всём, что мы делаем, начиная от инноваций в производстве и заканчивая корпоративной социальной ответственностью – вот что называется правильным бизнесом».

За свою жизнь я видел многих работодателей. В советское время мы, бывало, по трое суток не выходили из цеха, потому что план надо было дать любой ценой. Когда вместо государства работодателями становились частные собственники, знающие о капитализме из курса научного коммунизма, тоже бывало всякое, поэтому слова о корпоративной социальной ответственности просто ласкают слух. Но это оказалось не совсем то, что я думал: речь шла об ответственности не перед собственными сотрудниками, а перед…, похоже, что, как это ни пафосно звучит, перед человечеством.

Три главных направления реализации социальной ответственности: инвестиции в образование, доступ к технологиям, поддержка стратегических альянсов. Под инвестициями в образование подразумеваются не просто денежные пожертвования. Intel, как компания, существующая исключительно за счёт инноваций, очень хорошо представляет какие знания востребованы в современном мире и старается содействовать тому, чтобы именно такими знаниями овладевали учащиеся. Образовательные программы создаются совместно с партнёрами: на глобальном уровне это ЮНЕСКО и Всемирный банк, на локальном – различные образовательные учреждения. Например, это Академия повышения квалификации в России и подобная организация на Украине. Подготовку по этим программам прошли уже 7 миллионов учителей, и до конца 2012 года эта цифра должна превысить 10 миллионов. В образовательные учреждения по всему миру передано 2 миллиона компьютеров. Также по программам Intel обучаются более 100 тысяч студентов в 1000 университетах 70-ти странах стран. На нужды образования Intel тратит $100 миллионов в год. Кроме этого каждый год сотрудники Intel отрабатывают 3 миллиона часов в порядке шефской помощи (у них это называется волонтёрством). Сотрудники сами желают участвовать в этом движении и проявляют инициативу. На своём официальном сайте Intel опубликовала собственный кодекс по соблюдению прав человека «Intel Human Rights Principles», базирующийся на соответствующих документах ООН.

Ответственность перед обществом.

Корпорация Intel также является одним из лидеров в деле защиты окружающей среды. Она имеет производственные мощности в разных странах и проявляет заботу о том, чтобы наносимый ими экологический вред был минимальным. С другой стороны, существует понимание того, что ИКТ-индустрия – это 2-3% общего загрязнения окружающей среды. Однако, учитывая интеллектуальный потенциал ИКТ-индустрии, именно она должна выступить экологическим лидером. Один из примеров – это компьютерное моделирование вместо физического создания тестовых образцов. Также Intel является самым крупным покупателем энергии из возобновляемых источников, стимулируя развитие этого направления энергетики. Корпорация получает множество наград в этой области по всему миру, в прошлом году за социальные программы была получена награда от министерства экономического развития РФ, и 4 награды на Украине.

Стратегия развития Meego.

К социальным программам Александр Козлинский отнёс и проект Meego, являющийся продолжением Intel Moblin. Meego – система с открытыми программными кодами. Её уникальность в том, что она поддерживает широкую гамму устройств – от смартфона до ноутбука, являясь при этом платформенно независимой, то есть работает не только на процессорах x86. Уже в этом году ожидаются нетбуки на Meego, а в следующем – смартфоны.

В каждом из шести российских городов, где находятся офисы Intel, корпорация поддерживает тесные связи с местными университетами и каждому из них выделены гранты на разработку приложений на Meego. В конкурсе «Атомосфера» приняли участие уже более 600 человек, подано 110 заявок. В России есть одна особенность: пока дело касается научных или технических разработок всё находится на очень высоком уровне, но когда дело доходит до превращения разработки в товарный продукт, поиска заказчиков, здесь требуется серьёзная помощь. Поэтому 4 года назад корпорация Intel запустила в России свои программы технологического антрепренёрства. Сейчас эти программы выполняются совместно с госкорпорацией Роснано, проводятся семинары, на которых специалисты объясняют молодым учёным и студентам что такое технологическое предпринимательство, каков путь от идеи до продукта, который можно продавать потребителям. Уже создана сеть, работают сертифицированные тренеры, которые могут разговаривать с широким кругом людей. Конечно, усилий одной только корпорации Intel здесь явно недостаточно, это серьёзная задача общегосударственного масштаба, но корпорация вносит свою посильную лепту и прокладывает дорогу в этом направлении. Также подписано соглашение с Московской школой управления Сколково (не путать со сколковским технопарком) о проведении для её слушателей занятий по технологическому предпринимательству. Но дело не только в самих инноваторах. Например, по проекту «Атомосфера» авторы могут получать вознаграждение за выложенный софт, однако российское законодательство, прямо этого не запрещая, делает получение денег за разработку практически нереальным. В Intel знают об этой проблеме и предпринимают усилия для её решения.

Сергей Кузнецов, pуководитель ИТ-службы московского филиала корпорации Intel (IT@Intel). Пресс-тур в московский офис корпорации Intel. 8 июля 2010 г. Фото: Владислав Бояров.

Руководитель ИТ-службы московского филиала корпорации Intel (IT@Intel) Сергей Кузнецов рассказал об опыте эксплуатации информационных систем крупной корпорации. Дело в том, что все эксперименты по компьютеризации и использованию новых технологий в корпорации проводят на собственной ИТ-инфраструктуре и сотрудниках. Одной из главных задач ИТ-службы Intel является взаимодействие с подобными службами других компаний, обмен опытом и рекомендации по оптимальному использованию продуктов Intel. Аудитория ИТ-службы Intel – это руководители и сотрудники, влияющие на принятие стратегических решений в компаниях в области информационно-коммуникационных технологий. Также это различные учреждения, непосредственно связанные с ИТ (правительственные, образовательные), аналитики и пресса.

ИТ-служба рассказывает о своей работе, поставленных задачах, об успехах и проблемах. Бизнес рассматривает ИТ-службу своих предприятий как подразделение, приносящее прибыль. И специалисты Intel подготавливают данные, помогающие оценить вклад ИТ-службы в работу фирмы, производят расчёты, показывающие, какую дополнительную ценность приносит предприятию конкретная информационно-коммуникационная технология. Сергей назвал 4 стратегических задачи службы на 2010 год:

  • Люди. Построить вдохновлённую и энергичную команду ИТ.
  • Деятельность. Предоставлять конкурентоспособные ИТ-услуги, поддерживающие работу Intel.
  • Решения. Предоставлять промышленные решения, позволяющие расти Intel.
  • Влияние. Воздействовать на разработку продуктов Intel, делиться опытом с ИТ-промышленностью.

Каждый день в Intel приходится решать задачи, которые ещё не имеют решения нигде. Например, это учётные задачи с использованием RFID, внедрение Primary Wireless Campuses (когда мобильные компьютеры могут работать без использования проводных сетей), контейнерные дата-центры. Всего в IT@Intel около 400 экспертов, рассредоточенных по всему миру. Михаил Рыбаков добавил, что поскольку различные подразделения ИТ-службы имеют разную специализацию, то каждое из этих подразделений оказывает поддержку в рамках этой специализации по всему миру. Поэтому часто в решении проблемы помогает не тот эксперт, который находится в том же офисе, а с другой стороны планеты.

Елена Бурова, менеджер по персоналу службы Human Resourses. Пресс-тур в московский офис корпорации Intel. 8 июля 2010 г. Фото: Владислав Бояров.

Елена Бурова рассказала нам, почему в Intel хорошо работать. Совершенно серьёзно – именно так назывался её доклад. На корпоративном языке Intel это называется «Great Place to Work» – место, в котором хочется работать. Елена работает менеджером по персоналу службы Human Resourses. Михаил Рыбаков сразу предупредил, что переводить это как «отдел кадров» будет неверно, потому что эта служба к знакомому нам с советских времён отделу не имеет никакого отношения. Служба персонала Intel довольно многочисленна и разнообразна по своей профессиональной ориентации: работы с сотрудниками ведётся много и по разным направлениям. Очевидно, что сотрудник, который работает в комфортной «физической» обстановке и дружелюбной атмосфере делает это продуктивно, особенно когда это труд творческий, как в корпорации Intel. В этом смысле интересы сотрудника и выгоды компании полностью совпадают, и создание условий для работы – часть бизнеса. Intel – корпорация большая и многонациональная, представленная на всех континентах нашей планеты. Существуют распределённые команды. Важно, чтобы все сотрудники чувствовали себя принадлежащими к единой корпорации, чтобы обеспечивалось общение, как по вертикали, так и по горизонтали.

Важную роль играет карьерный рост и здесь важно понимать, что в корпорации, насчитывающей более 80 тысяч сотрудников, рост, скорее всего, не будет означать движение вертикально вверх. В Intel, разумеется, заинтересованы в том, чтобы ценные сотрудники не уходили из корпорации, и зачастую решением является как раз перевод на другую должность в другой офис. Росту (не только карьерному, но и профессиональному) способствует система постоянного обучения, тренингов, библиотеки, группы по интересам. Всё это существует и внутри офиса, но всё больше перемещается в сетевое пространство. В то же время есть забота о физическом здоровье: часть сотрудников приезжают на своих велосипедах.

По собственному опыту знаю, что одним из серьёзных препятствий компьютеризации предприятий было нежелание специалистов делиться известными только им приёмами, знаниями, умениями. В Intel существует институт менторства, специалисты проводят занятия, передают свои знания коллегам. Как этого добились, и как это работает – не скажу, для этого надо повариться в среде, почувствовать. Сказано было, что компания этим озабочена и создаёт для этого условия, видимо, так оно и есть.

Волонтёрское движение приносит пользу не только тем, кого обучают. Сам волонтёр набирается опыта организации занятий, общения с аудиторией, коллегами. Со своей стороны и менеджеры могут оценить работу волонтёров с профессиональной точки зрения, в каких-то ситуациях эта оценка может оказаться решающей.

На корпоративном сайте Intel есть единый ресурс, который даёт доступ сотруднику ко всем необходимым инструментам. Это стенгазета, доска объявлений и всё, что бывает на предприятии. Авиарейсы, бронирование комнат в рекомендованных гостиницах. Корпоративный словарь (глоссарий). Особенно меня умилил пункт «Spravka» – сначала я подумал, что русский язык тоже понемногу становится корпоративным. Но действительность оказалось иной: количество документов, которое требуется на российской территории, значительно превышает то, к чему привыкли на родине Intel. Вот и вынесли отдельным пунктом.

Пресс-тур в московский офис корпорации Intel. 8 июля 2010 г. Фото: Владислав Бояров.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.