Материал опубликован в еженедельной газете «Компьютерра + Самара» от 25 апреля и 2 мая 2006 года.
13 апреля 2006 года в помещении Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования прошло заседание «круглого стола», организованного министерством образования и науки Самарской области и Фондом «Развитие общественных связей». В обсуждении проблем информатизации системы образования приняли участие министр образования и науки В.Ф. Путько, руководители образовательных учреждений, специалисты в области информационных технологий и школьники.
Алексей Ливенцев, пресс-служба министерства образования Самарской области:
За три года реализации областной целевой программы «Информатизация системы образования Самарской области в 2003 - 2005 годах» компьютерной техникой оснащены практически все общеобразовательные школы региона, поставлено мультимедийное оборудование, большинство учреждений получили доступ в Интернет.
Параллельно с технологическим оснащением развивалась инфраструктура информатизации: формировались образовательные сети, создан Центр информационных технологий в образовании, портал «Образование и наука Самарской области». В разы увеличилось количество Интернет-ресурсов образования губернии - от сайтов органов управления образованием и ресурсных служб до персональных страниц школьных классов и отдельных учащихся.
Интернет-конференции и профильные чаты стали нормой для педагогических сообществ, родителей, учащихся, попечителей в таких территориях как Тольятти и Северо-Западный образовательный округ. В Отрадненском образовательном округе в 2005 году был открыт Интернет-киоск личных достижений учащихся (портфолио).
Самарская область вышла на лидирующие позиции по информатизации системы образования. Вот несколько фактов:
- проведенные поставки компьютерной техники позволили довести фактическое значение показателя «ученик/компьютер» в образовательных учреждений области до уровня:
- 18/1 - по сельским районам области;
- 20/1 - по малым городам области;
- 25/1 - в учреждениях начального профессионального образования.
- за счет средств займа МБРР было проведено оснащение учреждений начального и среднего профессионального образования современными мультимедийными компьютерными классами (16-25 персональных компьютеров с периферийным оборудованием и средствами телекоммуникаций). Всего в учреждения профессионального образования было поставлено 960 единиц компьютерной техники.
- в рамках реализации Договора о сотрудничестве по компьютеризации школьных библиотек и сельских школ Самарской области от 02.03.04 № 86-63/2 за счет средств федерального бюджета, средств областного бюджета (в рамках настоящей программы) и средств муниципальных бюджетов Самарской области завершена реализация проекта «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ РФ»: основные и средние школы области (в том числе филиалы и школы городов Тольятти и Самары) получили 679 комплектов мультимедийных образовательных ресурсов (49 наименований в каждом).
- информационная база данных регионального портала «Образование и наука Самарской области» содержит более 15 тысяч аннотированных записей по следующим направлениям:
- общее образование - около 9 тысяч записей;
- специальное и дополнительное образование детей - 2,5 тысячи записей;
- профессиональное образование - 3,5 тысячи записей.
В настоящее время заканчивается паспортизация имеющихся в регионе ресурсов информатизации. Выявлены следующие проблемы:
- компьютерное оборудование быстро устаревает. Необходима программа обновления компьютерного парка, так как машины, закупленные в 2002 году и ранее, уже не соответствуют требованиям современного программного обеспечения, выходят из строя;
- не существует единой политики информационного взаимодействия общеобразовательных учреждений в сети;
- недостаточно программных образовательных продуктов для реализации базисного учебного плана учреждений общего образования.
Эти и другие проблемы будут решаться министерством в ближайшие годы. Некоторые задачи буду решены в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 и 2007 годах. В настоящее время специалистами министерства образования и науки Самарской области разрабатываются программные мероприятия по дальнейшему развитию информационных ресурсов образования и науки региона.
Олег Чебан, учитель информатики, г. Киселевск:
Компьютеризация – приоритет нашего образования, именно в это направление вкладываются средства. Проблема в том, что компьютер - не более, чем инструмент, как ручка, стерка. Он не дает еще содержания. И он не воспитывает.
В то же время видна тенденция, что все наши проблемы связаны с плохим техническим оснащением, плохим духовным наследием.
Интересно, кого должна готовить наша школа? В советское время основная задача школы была воспитать советского человека. Пусть сейчас принято говорить о «советском человеке» с пренебрежением и осуждением, однако в набор качеств, воспитывавшихся в советском человеке, входила любовь к Родине, готовность к самопожертвованию, приоритет «духовного» (в тогдашнем, специфическом, понимании) над материальным, стремление приносить пользу государству и обществу. В течении двадцати лет эти качества, вместе со всем прошлым нашей страны, высмеивались с экранов телевизоров, по поводу этих качеств сожалели с высоких трибун.
Уважаемые учителя! Мы много говорим о гуманизме, о любви, добре и порою не понимаем: и что это современные дети нас перестали слушать, верить? Может они стали намного прагматичней нас? Смотреть на жизнь в нашем «открытом» и «демократичном» обществе реальными глазами, глазами рано повзрослевших детей, которые давно уже не ждут принцев и счастливые сюрпризы удачи. Как я должен поступить в данном случае? Что я должен сказать в оправдание? Как их научить выживать в среде варваров и негодяев? Не лучше ли будет вместо нескольких часов лекций о чудо-возможностях информационных технологий, которые, якобы, перевернут весь ход событий, просто пойти с ними на турник, или научить разбивать доски и кирпичи, не боясь боли, преодолеть в себе страх?
Андрей Болдырев, главный редактор газеты «Компьютерра+Самара»:
Вот, что кажется мне заслуживающим внимания в процессе компьютеризации нашего среднего образования. Наше российское общество уже несколько веков склонно искать панацею, ответ на все вопросы и готовые рецепты на все случаи жизни на Западе. Как метко заметил Гоголь во втором томе «Мертвых душ» о таких поисках: рецепт всеобщего счастья - это переодеть половину русских мужиков в немецкие штаны. Все в России сразу станет хорошо. В роли штанов немецкого покроя за 300 лет почти непрерывных реформ выступали множество идей и предметов. Сейчас, кажется, настал черед школьного компьютера.
Наблюдая внедрение компьютерной техники в школы, я увидел, что от компьютера в школе ждут чего-то огромного, какого-то нового прорыва, очередной революции, которая приведет к всеобщему глобальному счастью. Как это произойдет? Готового ответа на этот вопрос я не получил, но в репликах апологетов компьютеризации я услышал, что повышение компьютерной грамотности, с одной стороны, позволит ученикам получить конкурентные преимущества на рынке труда, а с другой позволит им хорошо устроится на Западе.
И тут у меня встал вопрос, а кого должна готовить наша школа и для кого? В советское время школа готовила советского человека, строителя коммунизма. Эта цель, многократно осмеянная за последние 20 лет с экранов «Аншлагов» и разнообразных трибун, все же не так глупа, как ее принято сейчас выставлять. В набор качеств, которыми должен был обладать выпускник советской школы, входила взаимопомощь, служение государству, приоритет общественных интересов над личными, коллективизм. То есть школа должна была готовить людей, приносящих пользу своей Родине и своему народу.
То, что этих людей, то есть нас, предали люди, затесавшиеся в вожди, затеявшие кровавую перестройку в угоду своим интересам, стало основанием для того, что бы объявить цель советской школы глупой и манипулятивной. Хотя из факта предательства отнюдь не следует, что народ - это миф, его не существует, существуют только отдельные индивиды, а принадлежность человека к стране носит случайный характер, ничем современного человека не обязывающий.
Но оставим этот анализ, посмотрим, что предложено взамен. Взамен предложили другую модель - каждый сам за себя. Никто никому ничем не обязан, а если и обязан, то это имеет конкретное стоимостное выражение - все имеет цену. И критерием успешности образовательной деятельности стал личный карьерный успех ученика. Личный успех на любом поприще. Уехал человек в Микрософт - ах, какого хорошего специалиста вырастила школа! Человек работает на экономику другой страны - ах, каких прекрасных специалистов мы готовим! Привлечение уже готового специалиста в свою экономику выгодно, поскольку подготовка специалиста - затратное для любого государства дело. 400 000 долларов в среднем - доход экономики США от привлечения одного научного работника-эмигранта, 700 000 долларов - от привлечения врача. Экономика стран, подготовивших и отдавших специалистов, теряет оттого, что эти специалисты не работают в своей стране, лучше таких специалистов не готовить вовсе. Есть примеры обратного Индия и Тайвань. Но там ситуации не похожи на нашу ситуацию. В Индии программисты, зарабатывающие на Западе, вкладывают деньги в экономику своей страны, а в Тайване специалисты, долго работавшие в западных кампаниях, вернулись обратно, что послужило толчком к развитию тайваньской промышленности. Как видите, ни тот не другой процесс в нашей стране не наблюдается.
Так как же мы выставляем приоритеты в нашем школьном образовании, если чуть ли не в заслугу ставим себе, что выпускники наших школ устраиваются на Западе?! Если мы ориентируем детей на то, что там лучше, там все передовое, а здесь -задворки цивилизации?!
Государственный ли это подход? Сам компьютер есть не больше, чем инструмент для работы. Сам он может стать содержанием работы лишь для небольшого числа сегодняшних школьников, которые выберут профессию в ИТ-индустрии. Для остальных компьютер займет место хозяйственного инвентаря, между микроволновкой, телефоном и стиральной машиной. Компьютер, несмотря на все те удобства и возможности, которые он несет, нужно поставить на свое место. В школе компьютер не должен стать идолом. Понять это сейчас важнее, чем то, где взять учителя информатики, образовательный контент и как подключить школу к Интернет. Все это произойдет обязательно - и Интернет, и учитель, и контент, в конце концов, найдутся.
А вот что произойдет потом, об этом нужно думать уже сейчас, и думать с точки зрения интересов нашей Родины и нашего народа.
Владислав Бояров, компьютерный интернет-ресурс SPTC.ru:
|
Не перестаю удивляться тому, насколько интересно устроена жизнь. Жили мы с г-ном Болдыревым в одной и той же стране, а воспоминания совершенно не похожи! За 300 лет говорить не буду, но большую часть своей жизни я прожил (по официальной версии) в кольце врагов. Всё это вражеское окружение от Японии до Голландии называлось почему-то «Западом» (географию они, что ли, не учили). Отношение к «Западу» с течением времени менялось: от намерений вообще уничтожить (1) до мирного сосуществования с элементами холодной войны, но неприязнь была постоянной. Для инакомыслящих были придуманы такие ярлыки, как «низкопоклонничество перед Западом» и «космополитизм» (2). Советские люди не были такими же людьми, как они, им надо было постоянно доказывать своё превосходство во всём. «Существуют две генетики: мичуринская и вейсманистская. Мичуринская генетика основывается на диалектическом материализме… Вейсманистская генетика – плод метафизики и идеализма; она различает в организме сому (собственно тело) и некое автономное «наследственное вещество»». Эта цитата из советского словаря, изданного при моей жизни.
Так же обстояло дело и с кибернетикой, «лженаукой американских мракобесов» (3). Конечно, после того, как советскую науку заносило слишком далеко и она теряла всякую связь с действительностью, приходилось использовать решения тех, кто свою науку развивал не только в военную сторону. Но было бы неправильно говорить, что всё наше общество ХХ века состояло сплошь из этих демагогов, кому-то надо было и работать. Мы сеяли, пахали, проектировали, учили. Чему учили? Да всему: читать, писать, плавать, уважать старших, не обижать маленьких. Для чего учили? Да просто для жизни! Человек должен жить и выживать: значит надо уметь чистить зубы, делать зарядку, получить профессию и зарабатывать деньги. Человек должен жить в компании друзей, рабочем коллективе, семье: значит надо понимать свой долг перед этими людьми, но и себя уметь не давать в обиду. Человек должен жить в государстве: значит нужно воспитывать в нём гражданское сознание, его роль в государстве и ответственности за свои поступки. Кроме всего этого, человек должен не просто жить и выживать сам, в семье и государстве, а творить, изобретать, открывать новое. При любой власти, а уж вместе с ней или вопреки ей, это как повезёт.
Когда коммунизм, назначенный на 1980 год, заменили Олимпийскими играми, никакой трагедии для нас не произошло. Не произошло трагедии и после того, как наши власти официально перестали считать все развитые страны единым «Западом»: мы всегда знали, что у каждой страны своё лицо и свои интересы. Да и детей, повторяю, учили: с соседями дружить, но и себя в обиду не давать.
Что в СССР строили сразу после Олимпиады было уже совсем непонятным, но к концу 80-х стало очевидным, что в победу коммунизма на всей планете не верит уже никто. Руководство СССР официально решило прекратить воевать со всем миром и своими народами. Это решение обеспечило мирное, бескровное развитие событий: народы тут же разбежались, а захватывать Москву, оказывается, никто и не собирался (4).
Эти события чудесным образом совпали с появлением в нашей стране персональных компьютеров. Точнее, без этих событий мы бы записывались на компьютеры, как в своё время на холодильники и телевизоры, а ноутбуки «выбрасывали» бы в ГУМе многочасовым очередям. До выбора конфигурации дело бы точно не доходило: в ГУМе брали те размеры джинсов, которые остались, а потом уже меняли между собой на нужные.
Что же такое компьютер?
1. Компьютер принципиально отличается от всех остальных промышленных изделий своей конструкцией. Даже автономный, он представляет собой конструктор, в который пытливый ребёнок может играть до старости. В телевизоре, пылесосе стиральной машине изменить ничего нельзя, а в компьютере можно экспериментировать как угодно. Компьютеры, соединённые в локальную сеть, да ещё с выходом в сеть глобальную представляют собой модель живого сообщества, которое можно изучать просто само по себе.
2. Любой пишущий на бумаге (чертёжном ватмане, холсте) постоянно осторожничает. «Написано пером – не вырубишь топором». Творящий на экране изначально более свободен: удалить, вставить, заменить по всему тексту одно слово другим, откатиться: это стандартные операции, доступные теперь каждому. Сюда же можно отнести повторное использование созданных фрагментов, компиляцию, цитирование.
3. Рисование без мольберта, игра на различных инструментах и пение под аккомпанемент, черчение без кульмана, обработка фотографий без реактивов и проявочно-печатного оборудования, монтаж фильмов без студии. Конечно, можно записаться в кружки или что-то купить домой, но фактически все эти виды творчества стали широко доступны только в компьютерное время.
4. Возможность просмотра анимированных картинок, причём столько раз, сколько нужно для понимания. Это могут быть планы сражений, схемы работы механизмов, действия животных и многое другое.
5. Понимание своего места в мире, для начала хотя бы географического. С помощью компьютера стало возможно найти на глобусе свой дом (5).
6. Организация баз данных способствует пониманию свойств вроде бы знакомых вещей. В бумажном виде классифицировать можно было только в виде иерархии, классический пример – биологическая классификация. Если же нужна возможность выбора по нескольким критериям, организуется несколько каталогов – это мы наблюдаем в библиотеке. База данных позволяет без дублирования делать запрос по любому количеству критериев в любой их комбинации.
7. Наконец, программирование учит чётко излагать свои мысли. Компьютер и в интерактивном режиме делает не то, что хочет пользователь, а что пользователь приказывает. Но там проще: действие – реакция. В программировании у ребёнка появляются некие абстрактные существа, которые живут по предписанным им законам. Программирование учит писать (читать) законы и правила (то есть программы), не рассчитывая на здравый смысл исполнителей (законодателей). Не удержусь от примера из правил дорожного движения РФ:«Автомагистраль» - дорога, обозначенная знаком 5.1** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Подписывал это человек, явно не знакомый с программированием вообще, иначе бы он сразу увидел нелепость этой фразы. В этом пункте правил сказано, что водитель не должен доверять знаку, поскольку для того, чтобы дорога считалась автомагистралью, кроме наличия знака необходимы ещё и (это самый важный момент в тексте) другие условия, которые водитель может проверить, только проехав эту дорогу из конца в конец.
8. Компьютер приучает человека работать свободно, где ему удобно и когда ему удобно. Если родители работают дома на компьютере, это хороший пример для детей.
Компьютер для обучения ребёнка конечно не панацея, а необходимое условие. А про все опасности могу сказать лишь одно: грамотный человек может написать на заборе нехорошее слово, неграмотный не напишет никакого. Но сегодня мы ведь не дискутируем по поводу обучения грамоте?
(1) «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».
(2) «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
(3) Из того же словаря.
(4) Что бывает, когда народу не дают уйти, мы много лет уже наблюдаем в Чечне.
(5) Это не гипербола: мои дети нашли.
Это начало дискуссии о компьютерах в обучении и об обучении работе на компьютерах. Мы будем рады с вашей помощью продолжить обсуждение этой темы.