Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Был бы жив сосед, что справа,-
Он бы правду мне сказал...

В. Высоцкий, песня о госпитале

 

Старость, как хорошо, что ты пришла! А ведь могла и не прийти…

20-21 октября 2014 года региональный благотворительный фонд «Самарская губерния» провёл межрегиональную конференцию «Серебряный возраст: векторы развития и практики регионов». В конференции приняли участие государственные и негосударственные некоммерческие организации примерно из 40 городов России, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и СМИ. Генеральным спонсором конференции выступил ЗАО «Райффайзенбанк». Официальным партнёром мероприятия была корпорация Intel: вот причина, по которой я там оказался.

Открывали конференцию выступления руководителя финансовой дирекции, члена правления ЗАО «Райффайзенбанк» Арндта Рёхлинга,

председателя Самарской Губернской Думы Виктора Сазонова, директора регионального центра «Волжский» ЗАО «Райффайзенбанк» Александра Грицая, заместитель министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Оксаны Низовцевой, заместителя председателя Общественной палаты Самарской области Павла Покровского, председателя Партнерства фондов местных сообществ Бориса Цирульникова.

Они говорили о важности подобных конференций и обмена опытом среди организаций, работающих с пожилыми людьми, необходимости развития социального партнерства власти, бизнеса и общественных организаций. Вела конференцию исполнительный директор фонда «Самарская губерния» Татьяна Акимова.

В какой-то момент я начал понимать, что не могу в этом потоке слов определить объекта заботы. Вот, к примеру, сам Виктор Сазонов 1947 года рождения – он ведь очевидно в «серебряном» возрасте. Но столь же очевидно, что ни на какую заботу как пожилой человек он не претендует, и в его выступлениях ни разу не проскользнуло, что он благодарен государству за заботу о пожилых и/или наоборот, считает её недостаточной. Собственно, никогда не было секретом, что кроме возраста у человека ещё множество формализуемых и неформализуемых характеристик: пол, образование, семейное положение.

На протяжении всей конференции я пытался понять, о чём она конкретно, но диапазон «серебряного возраста» и способов заботы о нём только расширялся: от овладения после выхода на пенсию новой профессией и/или открытия собственного бизнеса до сиделок и памперсов.

Это если брать «техническую» (предметную) сторону вопроса. Если же говорить об организационно-экономической, то здесь имели место как непосредственные инициативы органов власти государственных учреждений. Теория учит нас, что не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос. И вот многочисленные организации предлагают свои вполне коммерческие услуги сиделок, причём цены публикуются в духе одесского рынка. Именно там я в 1974 году услышал от торговки джинсами изумительную фразу: «100 прошу, за 80 отдам». Чтобы не тратить время на торг.

При этом, разумеется, дело это полезное, как и любой другой нормальный бизнес.

А получить на такое дело государственный заказ с соответствующим финансированием – что может быть лучше. Однако термин «социальное предпринимательство» на мой взгляд, является таким же оксюмороном, как и табличка «заместитель командира части по коммерции», виденной мной в одной военной организации. И здесь есть тонкость: занимаясь «социальным предпринимательством» люди тщательно скрывают предпринимательскую сторону этой деятельности, делая акцент исключительно на предметной – помощи пожилым. Возможно, это связано с нашей историей, когда любое предпринимательство считалось преступным и аморальным, а желание заработать денег противопоставлялось желанию приносить пользу и делать добро. Хотя, на самом деле, наверное, здесь важно разделить:

  • тех, кто работает за деньги;
  • тех, кто даёт свои деньги;
  • тех, кто распределяет казённые деньги.

По идее, все виды деятельности, от родовспоможения до копания могил, должны приносить пользу людям, что не мешает всему этому быть бизнесом или финансироваться государством.

Было проведено два ток-шоу, на которых чиновники, представители бизнеса и «социальные предприниматели» обменивались мнениями, а зал довольно эмоционально реагировал и задавал вопросы.

Победителям в различных номинациях были вручены призы от спонсоров. Директор по связям с общественностью корпорации Intel в России Евгений Закаблуковский наградил главным призом – планшетом, директора пермского фонда поддержки социальных программ социальных инициатив «Содействие», за проект «Школа общественного контроля». Такой же планшет был вручён и победителю конкурса журналистских работ корреспонденту газеты «Аргументы и факты» Александре Исмайловой за материал «Пожилым не хватает внимания».

 Руководитель языковой школы Инесс Бугуан успешно продемонстрировала, что даже пожилых людей можно обучить иностранному языку,

а исполнительным директором Калининградского регионального некоммерческого благотворительного фонда местного сообщества «Калининград» Маргарита Гришечкина рассказал, как они катали пенсионеров на байдарках, пригласив для страховки (пенсионеры же, может плохо с сердцем стать) бригаду врачей.

Была проведена экскурсия в «Университет пожилых».

По дальнейшим размышлениям, слушая доклады и общаясь с участниками, получилось распределить помощь пожилым людям на три категории:

  1. Помощь не способным обслуживать себя. В принципе, эта категория не отличается от всех других больных, кроме отсутствия шансов на выздоровление.
  2. Развлечение, возвращение смысла жизни. Это, судя по количеству докладов, самая многочисленная категория пожилых людей.
  3. Помощь в поиске работы, переквалификация.

Вторая и третья категория где-то пересекаются. Или так: программа минимум – хотя бы развлечь и дать занятие, программа максимум – сделать так, чтобы это занятие имело ценность в глазах других людей и давало возможность заработка. Здесь что важно: если человек в молодости получил образование, профессию, всю жизнь учился чему-то новому, старался не отстать от времени, то, как правило, и к пенсионному возрасту у него всё в порядке. Однако, есть одна область, где многие (пожалуй, большинство) пенсионеры чувствуют себя неуверенно – это информационные технологии. Поэтому очень порадовало большое количество организаций, предлагающих помощь пенсионерам в освоении компьютеров, начиная от корпорации Intel и заканчивая небольшими компьютерными клубами.

Пожалуй, главная психологическая проблема даже для специалиста высокого класса в своей области – привычка понимать, как работает устройство и что конкретно оно делает. Предположим, как электродвигатель: ротор, статор, электромагнитная индукция, преобразование электрической энергии в механическую. От уровня совершенства суть не меняется, все компоненты на своих местах. Освоение информационных технологий чаще всего начинается с вопроса вроде «куда лошадь запрягать?» у человека, впервые увидевшего автомобиль. И здесь, продолжая аналогию, у обучающей стороны велик соблазн избежать сложных объяснений, запрячь в автомобиль лошадь и вручить «водителю кобылы» права на управление автомобилем, благо (покидаем аналогию) никакого ущерба себе и другим такой водитель не нанесёт. Главное – он сам доволен: щёлкает себе кнутом, наворачивает круги и рассказывает друзьям, какие замечательные в этой автошколе инструкторы.

Вот, например, на сайте образовательного проекта НОУ «Центр «ОРТ-СПб»» «Я из прошлого протягиваю мост…» говорится: «Цель этого проекта состоит в бережном сохранении в электронном виде воспоминаний, документов, фотографий и других материалов пожилых петербуржцев и жителей ЛО, пострадавших от национал-социализма и сталинизма». Идём на сайт, и видим только документы в формате PDF с «вклеенными» в них фотографиями и сканами документом. Напомню, что этот формат в первую очередь предназначен для представления полиграфической продукции в электронном виде, а для сохранения изображений существуют специальные растровые форматы JPG, GIF, TIFF, PNG, в которых изображения «лучше сохраняются», а также непосредственно доступны для редактирования и вставки их в другие документы, в первую очередь в универсальном формате HTML, где на них даётся ссылка. Кроме того, в файлы изображений можно включить соответствующие теги, позволяющие произвести их каталогизацию и облегчить поиск. Существуют различные способы упорядочения информации, и платформа WordPress, на которой реализован проект, много чего позволяет сделать именно для интернета, а не для подготовки к выводу на принтер.

Или взять «Компьютерный букварь для Ржавых Чайников», который представила на конференции Любовь Левина. Можете себе представить, что человек, никогда не изучавший физику, взялся бы написать по ней учебник? Самый доступный и интересный учебник по физике из известных мне – это «Физика для всех», написанная лауреатом Нобелевской премии Львом Давидовичем Ландау в соавторстве с доктором наук Александром Исааковичем Китайгородским. Также хороши популяризаторские Фейнмановские лекции, написанные тоже Нобелевским лауреатом Ричардом Фейнманом в соавторстве с другими крупными учёными. И так везде: наиболее доходчиво для начинающих предмет излагали крупные учёные, звёзды мировой науки. Да и основатель серии книг по ИТ-тематике «Для чайников» (без слова «ржавых») Дэн Гукин всё же досконально знал предмет, а не делился «чайницким» опытом.

Тем не менее, мы видим, что реальное освоение компьютеров в пожилом возрасте имеет место: воспоминания участников проекта «Я из прошлого протягиваю мост…», о которых рассказывала его директор Марина Сорокина,

 без компьютера, скорее всего, никогда бы не были зафиксированы (сколько я отца просил написать про Львов, так он ничего и не написал, только я по памяти). И Любовь Левина молодец: лучше такую книгу написать, чем никакой. И курсы по компьютерной грамотности в Самарском Дворце ветеранов, и курсы в Университете пожилых, созданном ассоциацией выпускников СамГУ – научились не бояться компьютера, и хорошо. Перефразируя мудрость героя советского фильма о том, что любая кривая вокруг начальника короче прямой через него, можно сказать, что любое, пусть даже трижды неправильное освоение компьютерной (сегодня к компьютерам добавились планшеты и смартфоны, но буду пользоваться традиционным термином) грамотности может быстрее привести к результатам, чем правильная, но сложная теория. Тем не менее, по возможности это надо совмещать: бывает очень обидно, когда человек, вроде бы освоивший компьютер, внезапно теряет все свои наработки или доступ к сервисам – от этого тоже руки опускаются. Поэтому, пользуясь случаем, рекомендую прочитать специально написанные для начинающих правила сохранения файлов и логинов-паролей.

Поэтому, пожалуй, главное сейчас в отношении пожилых – чтобы ИТ-специалисты обращали внимание на эту проблему: обучали своих близких, писали инструкции и книги, общались с родственниками посредством новых сервисов, и вообще побольше общались со старшим поколением – им это очень нужно!

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.