25 июля 2016 года в Самаре, в 36-ю годовщину смерти Владимира Высоцкого состоялся XVI Всероссийский фестиваль-регата его памяти.
Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в обычные рамки не лез.
Но с тех пор, как считаюсь покойным, –
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив: «Ахиллес».
В. Высоцкий, «Памятник»
Началось мероприятие с торжественного возложение цветов к памятнику возле самарского Дворца спорта,
в котором (тогда ещё куйбышевском Дворце Спорта) 29 ноября 1967 года Высоцкий дал свои единственные публичные концерты в СССР: с билетами, афишами и огромным количеством зрителей. Свидетельствую, потому что на первом концерте был, а толпу, которая ломилась на второй, видел. Специально пришёл на следующий день посмотреть на Дворец спорта и не ошибся в своих предположениях – он пострадал. Нет, никто специально ничего не разрушал, просто толпа была столь велика и так горела желанием попасть на концерт, что выдавила большинство стёкол в торце здания.
Продолжилось мероприятие водным трамвайчиком «Москвич» (не путать с «Москвой»!) для журналистов, переправа на остров Голодный (точнее, на то, что от него осталось),
и вот мы уже видим яхты, участвующие в регате
и репетицию группы самарской Битлз-ассоциации.
Высаживались с трапа в воду, но в летнюю жару это только дополнительное удовольствие.
Почётный гость фестиваля Борис Кейльман.
Так выглядят яхты вблизи: можно посмотреть, потрогать и поговорить с командами.
Президент «Центра-музея В. Высоцкого» Людмила Ханчина. Музей был создан в Куйбышеве в 1985 году её отцом, мастером спорта СССР по парусу, яхтенным капитаном Всеволодом Ароновичем Ханчиным и был первым музеем Высоцкого в СССР.
Яхты готовятся к старту. В отличие от остальных видов спорта здесь встать на стартовую позицию тоже надо суметь.
Надо попасть в створ между судейским катером и буем, при этом, разумеется, не пересечь раньше времени линию старта. И пользоваться для этого только парусами.
И вот старт дан, и вот первые лидеры.
А у журналистов появилась возможность сфотографировать кубки, которым будут награждать победителей.
Из-за поворота на 54-м бакене возвращаются лидеры гонки. Попали под фордевинд, потому идут под спинакерами, что особенно красиво.
«Мечта» пытается догнать «Ракету-С», но ей это не удаётся.
А вот тот редкий случай, когда яхты идут будто в шеренге.
Ещё один разворот у Прорана, и вот к финишу первыми мчатся яхты «Мечта» и «Sunny».
Тут что-то случается с ветром, яхты замирают.
Первой финишный створ пересекает яхта «Мечта».
С приличным отставанием – «Sunny».
Третьей приходит, лидировавшая почти всю гонку, «Ракета С».
Однако на награждении несведущую публику, к которой принадлежу и я, ждал сюрприз: оказывается яхты одновременно соревновались в семи категориях и, соответственно, первых мест было тоже семь. Причём, кто обогнал старшую категорию, а кто, наоборот, уступил младшей, я так и не понял.
Например, первое место занял «Борей», который проходил створ вниз по течению к последнему развороту уже после того, как финишировали первые несколько яхт.
А пришедший четвёртым катамаран «Фокус», как выяснилось, вообще был вне зачёта.
Призы достались не только яхтсменам:
кубок получает пресс-секретарь фестиваля Елена Абкина.
Порадовал ансамбль: танцевали и стар и млад.
Чего только не было, так это бунтарского духа Владимира Высоцкого. Не было песен не то, чтобы достойных его продолжателей – даже попыток сделать что-нибудь подобное. Да и из песен самого Высоцкого исполнители выбирали что-нибудь максимально нейтральное, разрешённое к исполнению ещё в СССР – такие как «Если друг оказался вдруг». И уж конечно здесь не могли прозвучать его слова «не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит», ставшие опять актуальными.