С 1 по 4 июля 2019 года в самарской гостинице Holiday Inn проходила конференция «Инфо-Стратегия 2019: Общество. Государство. Образование». Слово «Инфо» не оставила меня равнодушным, тем более, что конференция проходила с большим размахом. Но придя туда, я попал в параллельный мир, где всё не так, как «у нас». Пишу об ощущениях, ибо анализировать это просто не в состоянии – берегу себя.
С одной стороны, я прекрасно понимаю, что в любой профессии есть свои приёмы, которые дилетант может не понимать, и некоторые вещи, которые делает профессионал, могут показаться ему бессмысленными. Мой любимый анекдот на эту тему о том, как одноклассники встретились через много лет после школы и тот, который стал великим скрипачом, пригласил друга детства на свой концерт. И как после концерта друг так оценил: «вот это (правой рукой показывает, как тот водит смычком), ты классно делаешь, а это (левой рукой показывает, как зажимает струны на грифе) ты зря выпендриваешься». То есть, и в педагогической работе есть то, что может быть непонятно дилетанту, но ведь все мы и сами учились, и учили (как минимум, своих детей), и поэтому, наверное, имеем право на собственное мнение по этому вопросу.
Прежде всего: чему должна учить школа, как следует из названия конференции, стратегически, то есть, в принципе. И чему учить не должна.
На мой взгляд, первая, львиная доля обучения – это теория, некие фундаментальные, платформенные знания о природе, окружающем мире: физика, география, химия… Математика, как язык всех наук. Государственный язык (у нас в РФ, естественно, русский), без которого ничего не выразишь и не сформулируешь, и на котором придётся писать и говорить в реальной трудовой деятельности. Другие языки, без которых не поймёшь государственный (в нашем случае – прежде всего украинский, белорусский, польский), как без других систем счисления не поймёшь десятеричной. Само собой английский, как язык глобального общения и передовых технологий. Литература как оформление мыслей.
На основе и строятся те специальные дисциплины, которые преподают в вузах, то, что будет с одной стороны, кормить нынешнего школьника, с другой – двигать цивилизацию.
Другая часть, поменьше – культура. Музыкальная, изобразительная, архитектурная, физическая… Читать ноты, ездить на велосипеде, играть в волейбол, отличать барокко от модерна. Не совсем знания, на основе которых можно решать реальные задачи, но где-то рядом.
Третья, совсем маленькая часть – навыки. Вбить гвоздь, отпилить доску, отличая ножовку по дереву от ножовки по металлу, бойко набирать текст на клавиатуре…. Этому, по-хорошему, вообще должны были бы научить дома, но как быть мальчикам из «неполных» (то есть с одной мамой) семей и вообще тем, кем в семье особо не занимаются. Да, и навык работать в коллективе, конечно.
Это я приблизительно сформулировал, в общем и целом, я же дилетант. А от профессионалов хотелось бы услышать про всё это с подробностями: что входит в нашу жизнь и должно найти своё отражение в школе, а что является архаикой и требует исключения из программы, и как все эти предметы взаимодействуют друг с другом. С примерами из практики – они же работники образования.
Конечно, прослушать все доклады у меня не получилось, но из того, что я услышал и запомнил (не хочу показывать пальцем на конкретных докладчиков).
Пункт 1. Презентация антинаркотичеких роликов и прочей агитации за здоровый образ жизни из серии
Ну да, кто бы спорил, только для кого это, где целевая аудитория? Говоря словами другого классика литературы, вся эта история произвела на меня приблизительно такое же впечатление, какое производит антиалкогольная лекция на случайно прослушавшего ее пьющего интеллигента: вроде бы все логично и общественно правильно и вместе с тем в той же степени абсурдно и практически неприемлемо. То есть, нормальным людям, не имеющим наркотической зависимости, всё это без надобности, а наркоманов этим не вылечишь.
Пункт 2. Доклад об обучении программированию детей, ещё не знающих алгебры, произвёл на меня, пожалуй, самое гнетущее впечатление. Ведь программирование включает в себя алгебру, сначала мы учимся понимать, что такое операция, частным случаем которой является алгебраическое выражение, например,
A + B
И только потом переходим к более сложным конструкциям: циклам, условным переходам, ветвлениям вроде
IF A + B < C
THEN…
ELSE…
ENDIF
(Если сумма A и B меньше C то…, иначе…).
Здесь же предлагалось что-то вроде игры в домино, только на костях вместо точек нанесена какая-то символика. Задание заключалось в том, что дети должны были из этих «доминушек» составить правильную «колбасу». При этом никаких аргументов в пользу того, что от арифметики можно перепрыгнуть сразу в программирование, минуя алгебру, я не услышал и, соответственно, не понял, зачем нужно так форсировать обучение, ломая его постепенность, когда всё следующее по возможности вытекает из предыдущего и расширяет и/или углубляет его понимание.
Пункт 3. Отдельно – методика оценки школьной успеваемости. Пожалуй, самая сложная для понимания человека, находящегося вне образования, область, поскольку сам объект остаётся за кадром. То есть некая абстрактная успеваемость, успеваемость вообще.
Это примерно как если бы мы рассуждали о методике измерения, и при этом не говорили об измеряемой величине: длине, массе, скорости и пр. К тому же о математической статистике, ставшем внезапно популярным Гауссе или коэффициенте Стьюдента речи не было – всё сводилось к самым общим рассуждениям.
А ведь это, наверное, и есть некая кульминация образования: сначала общество в лице профильных организаций решает в целом какие предметы (дисциплины, области науки) должны изучаться в школе, затем разрабатывается программа, и, наконец, вырабатываются критерии контроля изучения дисциплины. Сложнейшая вещь, которая должна отделить настоящее понимание от тупого зазубривания. Как говорил один из великих философов-материалистов, «знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов», и эта мудрость неоднократно подтверждалась моим собственным опытом.
Пункт 4. Несколько докладов по визуализации лабораторных работ: чтобы не возиться с пробирками или амперметрами, а всё это проделывать с помощью мышки на экране монитора. Сразу вспомнилось, как я привёз в школу, где учились мои дети, целую машину химической посуды, реактивов и прочих приборов (ликвидировали лабораторию при Спецстрое РФ) и больше их не видел. Я далёк от подозрения, что кто-то на этом нажился, думаю, просто выбросили, чтобы не возиться. И вот таким ленивым учителям теперь дарят возможность преподавать физику без физики и химию без химии. Нет, в качестве дополнительной информации, конечно, можно посмотреть разные ролики, только ведь человек, не работавший с реальными объектами, вряд ли сможет отличить «цифровую инновацию» от настоящего изобретения. Так и рождаются безумные ё-мобили и лазерные кухонные ножи, способные существовать только в компьютерных анимациях.
И над всем этим витал дух Сколково, на конкурсе инноваций в котором мне как-то довелось побывать и увидеть там точно такие же выдуманные и высосанные из пальца проекты.
Повторяю, я не профессиональный работник сферы образования, я только умею объяснять людям различные физические сущности (жена считает, что делаю сложное доступным), популяризировать различные достижения человеческой мысли, изобретать, конструировать, программировать, запускать высокоточные станки и поточные линии, слесарить и плотничать, программировать и сисадминить, заниматься журналистикой и переводами (а ещё я работал в милиции эвакуатором (не подумайте плохого – возвращал сбежавших детей родителям), в таксопарке таксистом…) – и ни одно из этих моих занятий (профессий) не срезонировало на этом мероприятии. Ни в плане нужных и ненужных знаний и умений, ни в плане оптимизации передачи этих знаний детям.
Возможно, я неправ, и дети, наученные этими учителями, обеспечат невиданные достижения в науках, возьмут высоты в культуре и поднимут экономику. Возможно, но пока этого мне увидеть не удалось.