9 октября 2007 года в московской гостинице «Марриотт-Гранд» корпорация Cisco Systems провела пресс-конференцию по итогам финансового года.
На слайде написано «Роберт Эйджи», а на снимке Александр Палладин. Это следствие многочасовых московских пробок – Боб не смог приехать к началу собственного доклада, пришлось отдуваться Сан Санычу. От него мы и услышали всю официальную информацию по итогам финансового года Cisco.
Транспортные проблемы ещё раз напомнили нам о важности деятельности Cisco. Начиная от телефонной связи и заканчивая технологией TelePresense, корпорация делает всё, для того чтобы мы могли общаться и передавать информацию, не обращая внимания на транспортные проблемы. И работа Cisco востребована в мире: в течение последних четырёх лет прибыльность акций повышалась в среднем на 22% в год, а в 2007 финансовом году (в Cisco летоисчисление ведётся с 1 августа по 28 июля) объём продаж вырос на 23%, чистая прибыль – на 30%. Цифры говорит о том, что со второй производной дела ещё лучше, чем с первой. Подтверждением этому служит прогноз: за первую половину 2008 года рост доходов должен составить 16%. Вот две цитаты из розданных нам пресс-релизов:
• главный финансовый директор Cisco Денис Пауэлл так объясняет успехи: «Наша компания обладает диверсифицированным портфелем продуктов и услуг, работает с разными типами заказчиков в разных регионах мира. Это значит, что мы не зависим от какого-то одного рынка, рыночного сегмента или продукта и можем сбалансированно развивать свой бизнес из квартала в квартал»;
• главный директор Cisco по вопросам глобализации Вим Элфрик считает, что в дальнейший рост бизнеса Cisco основной вклад будут вносить страны СНГ, Латинской Америки, Восточной и Центральной Европы и Ближнего Востока.
Очень интересно, что в Cisco вообще есть такая должность, возможно, она даже уникальна, по крайней мере, набрав в поисковике «директор по вопросам глобализации», ни одной коммерческой структуры кроме Cisco я не нашёл. Что ж, продажи в России/СНГ выросли за 2007 (финансовый – больше не буду повторяться) год на 40%, план года выполнен на 104%. За отчётный период штат Cisco вырос на 96 человек и теперь превышает 350 сотрудников. Количество участников партнёрской программы выросло на 68% до 920 компаний, за счёт этого бизнес Cisco растёт быстрее средних показателей рынка ИТ. Ещё одно слагаемое успеха – это самая большая в отрасли доля расходов на НИОКР. В 2007 году эти расходы составили $4.5 млрд., исследованиями и разработками в Cisco занимается 16 000 инженеров, за прошедший год получено свыше 4700 патентов. Также в 2007 году Cisco приобрела 11 сильных технологических компаний, включая WebEx, Reactivity, IronPort. По версии журнала Barron`s, в списке самых уважаемых компаний Cisco заняла 9-е место, поднявшись с прошлого года сразу на 23 пункта. Следует заметить, что отбор производился не только среди ИТ-компаний: в этом списке Российский Сбербанк занимает 98-е место, «Роснефть» 99-е и замыкает список «Газпром» (100-е место). «Никогда прежде в истории компании мы не действовали так напористо, как в последние 12 месяцев. Раньше в течение года мы объявляли одну-две крупных инициативы, а в 2007 году – сразу двенадцать», заявил глава компании Cisco Джон Чемберс.
Для обеспечения возможности предоставления услуг от Cisco на территории РФ в январе 2007 года компания зарегистрировала юридическое лицо под названием ООО «Сиско Системс», и теперь имеет всё необходимое для поддержки заказчиков в России.
Сергей Михневич представлял подразделение, отвечающее за деятельность Cisco в странах СНГ, за исключением России. Получилось что-то вроде отдела по миниглобализации. Подразделение было создано два года назад, за это время объёмы продаж на вверенной ему территории возросли почти в три раза. Если на момент создания отдела у Cisco было всего три реально работающих офиса за пределами России, то за это время открыты ещё два офиса, а на ближайший год поставлена задача открыть офисы во всех странах СНГ. Из самых больших проектов можно назвать развитие инфраструктурной сети в «Казахтелекоме» и модернизацию сети украинской компании «Киевстар».
Директор по маркетингу ООО «Сиско Системс» Денис Мальцев подчеркнул, что в Москве был открыт круглосуточный сервисный центр Cisco, разумеется, с поддержкой на русском языке.
Алексей Ромашкин, возглавляющий отделение по работе с корпоративными клиентами, напомнил, что Cisco создавалась как компания, работающая в корпоративном сегменте рынка. В настоящее время клиентами Cisco являются все крупные российские компании в их число входит и Волгателеком. За последние два года произошло серьёзное структурное изменение Cisco systems – компания практически завершила формирование отраслевых сегментов. Это финансовый сегмент, к которому относятся банки и страховые компании, промышленный сегмент, а в новом финансовом году компания начала развивать сегменты строительства и розничных продаж. Наиболее интересен промышленный сегмент, поскольку промышленные структуры, в отличие от финансовых, распределены по всей территории России. Одним из ключевых клиентов для Cisco является Магнитогорский металлургический комбинат со штаб-квартирой в Магнитогорске, а не в Москве, как это бывает с крупными российскими холдингами. В разрезе использования новых технологий это информационная безопасность, IP-телефония. Многие компании в настоящее время прекратили использование традиционных телефонов, заменив их IP-телефонами Cisco, тем самым значительно экономя деньги на услугах связи. Стремительно развиваются оптические сети передачи данных, оснащённые активным оборудованием Cisco, появилась технология сетевых устройств хранения данных. Cisco сотрудничает и с государственными учреждениями РФ. Это Федеральное собрание, налоговая и таможенная службы, РЖД, образовательные учреждения, здравоохранение. Одним из успешных внедрений было использование технологии TelePresense Российскими железными дорогами.
Подъехавший Роберт Эйджи рассказал об академиях Cisco, которые развиваются по всему пространству СНГ. Уже более 4000 студентов закончили академии Cisco, количество которых увеличится в следующем году с 400 до 500, будет открыт фонд для ИТ-компаний, а в Зеленограде запланировано строительство технического центра.
Михаил Кристев рассказывал о новых продуктах Cisco. В первую очередь Михаил сказал о технологии шифрования, полностью соответствующей нормативам Российской Федерации. За последние несколько лет Cisco поднялась с пятого на первое место в области поставок оборудования для голосовой связи. Не мог обойти стороной Михаил Кристев и Telepresense, которую кроме РЖД внедрил в России Медиа-Маркт-Сатурн.
О финансовой политике Cisco докладывал Михаил Грузер. Главное, что он выделил из тенденций прошедшего года – это то, что идеи овладели массами. Три года назад слова «оперативный лизинг» относились к области теории, а в 2007 году 70% приходилось на оперативный лизинг, и только 30% – на финансовый лизинг. Оперативный лизинг выгоднее и «продавцу» и «покупателю», однако он сложен в исполнении, имеет массу тонкостей, которые должны быть тщательно отработаны. И Михаил с гордостью делился подробностями новой для России финансовой технологии.
Больше всего меня интересовала перспектива технологии WiMax. В процессе мероприятия этот интерес многократно усилился, поскольку докладчики ни разу не упомянули об этой технологии, что очень странно для инновационной компании. Надо сказать, что эта технология имела множество фальстартов, когда объявлялось о скором вытеснении ей чуть ли не всех остальных видов дальней беспроводной связи, но ничего не случалось. Судя по ответам представителей Cisco, официальная позиция здесь в настоящий момент отсутствует. Однако все, с кем мне удалось поговорить, убеждены, что Cisco обязательно будет присутствовать на рынке WiMax и в ближайшее время эти инициативы прозвучат.