Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

А.С. Пушкин

Я не планировал делать материал какого-то определённого объёма, но нахлынули воспоминания, захотелось многое сказать, поэтому статью пришлось резать на две части, и первую часть можно прочитать по ссылке.

В статье «Дары волхвов II» (что было в первой серии – не знаю) – агитация за цифровые камеры. Мол, пора отказываться от плёнки и переходить на цифру. Пожалуй, не в одной другой области революция не происходила так быстро. Самым наглядным свидетельством этого является судьба компании KODAK. Она ещё в 1976 году создала первую цифровую камеру, но до 2009 года держалась за плёнку, что и привело её к полному краху.

Зато на рынок цифровой фотографии ринулись не только те, кто, как Canon, Minolta или Nikon, которые в этом деле, что называется, собаку съели, но и компании, почуявшие запах денег: Genius, Sony, Epson, HP, Casio. А поскольку заработать хотелось побольше, появилось множество форматов носителей, самым экзотическим из которых, пожалуй, был IBM CF Microdrive – жёсткий диск в форм-факторе карточки CompactFlash (создан в 1999 году с объёмом 170 МБ, в 2003 году выпущена модель с объёмом 2 ГБ) К тому же на тот момент цифровая фотография не мыслилась без соответствующего качества принтеров, а «старые» плёнки предлагалось переводить в цифровой архив с помощью сканеров – вся эта периферия вместе с камерами в изобилии представлена в рекламном блоке.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

Были и совсем экзотические для сегодняшнего дня аксессуары: например, цифровой фотоальбом Epson PhotoPC P-1000 с жёстким диском (да, с тем, который крутится) на 10 ГБ и разрешением экрана 640*480. Только представьте, сколько всего было придумано до того, как смартфоны своим появлением отправили всё это в утиль (в лучшем случае – в музей).

«Что в год грядущий мы приготовим» - это про ту «мелочёвку», что не заслужила отдельной статьи. Видеокамеры с записью на магнитную ленту наиболее популярны, кассеты у них разных форм-факторов, а записи разных форматов – тот ещё зверинец. Есть и камеры с записью на оптический диск – DVD. Причём на это время пришёлся пик борьбы форматов: DVD-R и DVD+R. Победила дружба: в конце концов производители приводов стали делать их всеядными, но на тот момент покупателю предлагалось делать ставки, и это касалось не только камер, но и рекордеров. Следующая категория устройств – DVD-плееры. Помнится, в то время я вывел изображение с компьютера на телевизор (кинескопный, плоские появились позже), звук на 5-канальный ресивер, однако оказалось очень неудобным каждый раз подходить к компьютеру для того, чтобы поставить воспроизведение на паузу. Со временем я сдался и купил отдельный DVD-плеер. Надо сказать, что с DVD фактически начиналось цифровое видео с сопровождающим его многоканальным звуком. Если физика виниловых дисков позволяла записывать только 2 канала (попытки впихнуть на винил 4 канала с помощью технологий SQ и CD-4 потерпели неудачу, хотя я лично видел в львовском магазине «Трембита» четырёхканальные усилители), то цифровые форматы этих ограничений не имели. В это же время пришло осознание того, что человеческое ухо не понимает откуда исходят низкие звуки, это позволило изъять «лопухи» из колонок, сделать сабвуфер: так появился формат 5.1.

Этот формат требовал соответствующего комплекта колонок, а значит, появились и колонки, которым был посвящён следующий раздел статьи. И хотя «Компьютерра» – журнал компьютерный, здесь речь шла уже о том, что принято называть бытовой аппаратурой, правда, частично (ибо сами «звукоизлучатели» могут быть только аналоговыми – как классические музыкальные инструменты или наши голосовые связки) переехавшей на цифру.

Не ожидал, что статью о телефонах «Новогодний Мобилион» буду читать с таким интересом. Тем более что главное уже написал: телефон не был встроен в наладонный компьютер только потому, что и производители, и потребители считали одним из главных (а по одёжке встречают) качеств телефона компактность. Отсюда пошли разного рода «раскладушки» и «сдвигушки» – потому что на одной грани перестали помещаться экран и клавиатура одновременно.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

Например, у изображённого на картинке LG G7030, размеры 85*45*23 мм, что ощутимо меньше той мышки, которой я сейчас пользуюсь. И скорее всего это не предел, потому что, честно говоря, взял первое, что на глаза попалось. Но если бы борьба шла исключительно за габариты, это было бы не интересно. Например, в самые дорогие модели производитель встраивал фотокамеры (про видео и не мечтали), появление которых гневно осудил автор статьи. Мол, качество никакое, использовать это непонятно зачем, а трудовую копейку эти буржуинские маркетологи с нас сдирают. И не просто копейку: разница между моделями Alcatel с похожими названиями и идентичными характеристиками составляют $90, что на нынешние деньги около 9 тысяч рублей. И это ещё гуманно: большинство производителей не предоставляют выбора: хочешь телефон с определёнными характеристиками – выкладывай деньги и за камеру. Какие же это характеристики (габариты само собой)?

Отправка мультимедийных сообщений в особом телефонном формате MMS. Сейчас мы привыкли к тому, что можно отправить любой файл любым способом (по электронной почте или мессенджеру на выбор), но так было не всегда. Каждое MMS тарифицируется, при этом цена доходит до $0.5. Есть протоколы WAP и GPRS, этакий недоинтернет с кучей заморочек и попаданий «на бабки».

Отдельных денег стоит и цветной экран: для текстового режима не имеющий ценности, но демонстрирующий важный штрих к имиджу владельца.

Полифония. Так же, как первые мониторы и принтеры получали не графические изображения символов, а их коды, звуковые системы получали коды звуков, некие электронные ноты. Так вот сначала это было как игра одним пальцем, а полифония – это уже аккорды. Толку от них ещё меньше, чем от цветного текстового экрана, но имидж владельца полифония демонстрировала ещё до того, как он доставал телефон.

Вот так: получается статусный аксессуар, что-то вроде часов, где владельца заботит не точность хода (куда она денется), а произведённое на окружающих впечатление.

Статья «Упакованная музыка» – это про цифровые плееры, пришедшие на замену аналоговым виниловым дискам и магнитным лентам. А «упакованная» – потому что появились возможности сжимать звуковые файлы, и чем дальше, тем качественнее это делать. Имеется в виду сохранение приемлемого (для кого и чего – вопрос отдельный) качества при уменьшении объёма. Или получение приемлемого для хранения объёма при сохранении приемлемого качества. И тут нас ожидает самое главное открытие: контент оторвался от носителя и может быть скопирован сколько угодно раз без потерь. Поверьте: поколение, выросшее на записях Высоцкого, где было непонятно где хрипит исполнитель, а где хрипит фон, накопившийся за бессчётное количество перезаписей, было просто в шоке. Скорее всего, тогда и появился мем «а что, так можно было?». Стало можно. В самом начале журнальной статьи упоминается связанный с этим расцвет пиратства. Раньше ведь человек хвастал обложкой фирменного альбома Deep Purple, подразумевая, что в нём лежит фирменный диск идеальной сохранности с оригинальным качеством звука, в теории недостижимым даже при первой перезаписи на компакт-кассету, а теперь каждый получит возможность иметь то же самое за смешные деньги. Я знаю, что и сегодня существует торговля винилом и оригинальными CD, но узок круг этих консерваторов и страшно далеки они от народа.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

Дальше всё просто. Поскольку флеш-память ещё стоила негуманно, самым популярным носителем были компакт-диски (CD) объёмом 700 МБ, а устройствами – мобильные проигрыватели на батарейках (аккумуляторах), диаметр которых был немногим больше самого носителя. Рынок тут же отреагировал на это нарядными сумочками с отделением для проигрывателя и десятка дисков. При сжатии с максимальным (по моему мнению, так идеальным) сохранением качества (битрейт 320 кбит/с) та самая 9-я симфония Бетховена, под которую был создан аудио-CD, занимает менее четверти диска. Если же речь идёт об аудиокнигах, то их можно сжимать в 10 и более раз.

Появились и автомагнитолы с приводом для CD.

Если выбирать плеер со встроенными флеш-носителями за сопоставимые деньги, их объём будет меньше половины CD. Однако у них была своя ниша. Например, я закачивал на свой флеш-плеер записи радиопередач и слушал их на прогулке.

Статью «Итоги года. «Deluxe Edition»», посвящённую играм, я упомяну, но анализировать не буду, ибо моё увлечение началось и закончилось Тетрисом, а потом мне интереснее стало создавать свои миры, чем вживаться в чужие. Не хвалюсь и не раскаиваюсь – просто так вышло.

Завершает номер статья «Свалка ненужных вещей» о том, что ИТ-подарки морально устаревают ещё до того, как их подарят, и потому дарить надо свои рукоделия, хотя бы собственноручно сделанную и отфотошопленную фотку одариваемого. Особенно досталось в статье 100-мегабайтным дискетам для Zip-драйва, который должен был прийти обычным флопповодам, да так и не пришёл. С одной стороны, это ещё один пример тупиковой ветви, о которых немало написано даже в одной этой статье. С другой – на определённом этапе эта штука была для меня настоящим спасением. Мы тогда делали систему для строительных организаций с огромной базой справочной информации. Пару десятков дискет по 1,44 МБ и читать долго, и вероятность того, что одна может не прочитаться, весьма высокая. Так что Zip-драйв окупился у меня по полной.

Возможно, это главное, что нужно сказать об ИТ в целом. Это динамичная экосистема, в которой одни выживают, другие погибают, одни технологии идут на корм другим, и всё это происходит в глобальном масштабе и с огромной скоростью. А значит первое, самое необходимое условие: вписаться в этот глобальный процесс и двигаться вперёд с его скоростью. На вас может быть жёлтая майка лидера, вы можете уйти в отрыв или всего лишь сидеть у кого-то на колесе, но пока вы не отстали от группы с вами всё в порядке. И в 2003 году дело обстояло именно так.

----

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «Пастернак»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «Пастернак». Статья Владислава Боярова. 11.04.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.