В начале восьмидесятых в Московском театре сатиры мне посчастливилось увидеть спектакль «Её превосходительство». Пьеса Алёшина, постановка Ширвиндта, звёздный состав актёров. Было здорово всё, начиная с места действия: страна Миниландия, экономика которой построена на экспорте бутербродов.
Ну, действительно смешно: экспортировать товар, который каждый может легко изготовить (а применительно к бутерброду даже это слово звучит слишком громко) сам. И зрителю сразу понятно, что страна эта вымышленная, поскольку бутерброды экспортировать просто невозможно. Конечно, здесь ещё работал и советский менталитет времён развитого социализма: почти везде, кроме Москвы, колбаса была по талонам, которые ещё и не сразу отоваришь… Поэтому описание ситуации, когда одних напрягает положить на хлеб кусок колбасы, а другие на этом построили национальную экономику, воспринималось ещё и как антисоветская агитация и пропаганда. А 70-я статья уголовного кодекса (как продолжение 6-й статьи конституции) работала тогда в полную силу. Интересное было время!
Теперь бизнес как таковой легализован, и можно спокойно о нём поговорить.
Есть модель продажи автомобильного топлива. Три шланга на колонке с номерами 76, 92 и 95. Но фактически это не выбор, поскольку уже на момент покупки автомобиля известно, чем вы будете его всю (его) жизнь заправлять. Такая примитивность позволяет нефтяным компаниям самостоятельно осуществлять весь техпроцесс – от разведки до заливки в бак. Консультации покупателя, доставка, сервис – это не про них. Для них важны объёмы и стабильность качества. И чем стандартнее, тем лучше, не зря одна из старейших нефтяных компаний мира так и называется: «Standard oil».
Но таким образом продаётся только пища для автомобилей. Люди питаются значительно разнообразнее, и здесь производитель уже не строит сеть для конечных потребителей, а работает с розничным или оптовым продавцом. Ступеней дистрибьюции может быть несколько, но это не имеет принципиального значения. Отметим также, что розничный продавец в процессе своего роста стремится минимизировать свои контакты с покупателем. Он вообще свёл бы их к нулю, отказавшись от касс, но пока нет технической возможности. Однако представить упаковки с надёжными метками и оплату по карточкам мы можем уже сегодня. И сегодня в супермаркетах мы видим, что задача бесконтактных розничных продаж (ну, почти бесконтактных), решается вполне успешно. И это, как ни странно, роднит супермаркеты с заправками: покупатель пришёл, взял, что надо, расплатился, и ушёл. Всё формализуется, тиражируется, может и экспортироваться.
Компьютерная техника многолика. Расходные материалы (дискеты, картриджи и т.д.) вполне могут продаваться в супермаркетах или отделах канцтоваров и здесь всё как у всех. «Офисная конфигурация» компьютера также может продаваться в магазинах бытовой техники, но тут нас ожидает подвох. Время, потраченное на разработку, постановку на «заводскую сборку» (1), придумывание названия, раскрутку, доставку и т.п. соизмеримо со временем производства компонентов. То есть пока московская фирма, раскручивающая бренд, начнёт продавать эту «офисную конфигурацию», местные сборщики уже завезут компоненты следующего поколения и предложат покупателю (за те же деньги) более свежие системы. Но вообще-то я начал не с того: термин «офисная конфигурация» на самом деле может подразумевать всё, что угодно. Начиная от тех, кому монитор с диагональю 17" за 4380 руб. представляется слишком дорогим, и они покупают (не себе на стол, конечно) 15" за 4070 руб. И заканчивая…, впрочем, верхней границы просто нет.
Безусловно, надёжность поставки и низкие цены имеют принципиальное значение. Но не меньшее значение имеет и индивидуальная работа с покупателем. Безликую бутылку пива человек купит в ближайшем киоске, а вот стричься пойдёт к своему мастеру. Правда, говорят, нашёлся человек, который предложил автомат для бритья. А на недоумённый вопрос: «Но лица то у всех разные?» невозмутимо ответил: «В первый раз - да».
За последние десять лет сложилась довольно стройная система компьютерного бизнеса. Почти вся продукция мировых производителей сначала попадает в Москву. Там есть оборотные средства для прокручивания больших объёмов, там как-то решён вопрос с таможней. Да и так называемый серый импорт тоже весь там. А кому плохо оттого, что он серый? Поставщик даёт свою гарантию, видимо, процент брака так мал, что он не внакладе. Для конечного покупателя тоже получается немного дешевле. Да и производитель тоже не в убытке: он свою продукцию продал.
Самарские фирмы, сообразуясь с запросами рынка и своими представлениями и его тенденциях, закупают небольшие партии (а то и штуки) компьютерных компонентов. Конечно, не совсем рационально возить ГАЗелями то, что можно возить КамАЗами. И в Самаре уже несколько фирм (не важно, местного или московского происхождения) успешно занимаются дистрибьюцией компьютерных компонентов.
Дистрибьютеры – это не производители и не розничные продавцы. Они, как говорится, широко известны в узком кругу и на звание «бренд» не претендуют.
«Желаете разнообразить свой досуг? Приобретите компьютер Х на базе процессора Intel® Pentium® 4 с технологией HT уже сегодня. Она позволит Вам эффективно работать с двумя приложениями одновременно». |
Но существует категория фирм, откровенно спекулирующие на покупательском неведении. Ведь есть ещё люди, которые искренне считают, что у них стоит компьютер LG 700B или, Pentium 4. Открываю наугад газету и вижу рекламу, предназначенную для развода таких вот…, ну, скажем, покупателей.
Реклама эта напечатана в компьютерном издании, распространяющемся по всей стране, тираж 52 000 экземпляров. Чуть не на полстраницы указаны дилеры в разных городах, вплоть до Южно-Сахалинска (2). По поводу подобных брендов хочется повторить слова Николая Озерова: «Нам такой хоккей не нужен!». Что такое Hyper-Threading, и чем это отличается от многозадачности, вам популярно объяснят в любой самарской фирме. И поскольку колбасу на хлеб мы класть ещё не разучились, то и процессор в материнскую плату воткнём, не промахнёмся. Да и за «колбасой» скоро не так далеко будет ездить: Intel открывает в Нижнем Новгороде центр по поддержке маркетинговой деятельности в России и странах СНГ.
Опубликовано в еженедельнике «ИТ-курьер» (г. Новосибирск), № 17/611, 16-29.06.2008.
(1) Помните рекламу про заводскую сборку? В том смысле, что это круто.
(2) Самары, слава Богу, там нет.