Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Наш прогресс как нации полностью зависит от прогресса в сфере образования.
Джон Фицджеральд Кеннеди, 35-й президент США

Пресс-конференцию по социальной ответственности, проходившую в Московской школе управления «Сколково» в рамках празднования 20-летия работы Intel в России и других странах СНГ, я пропустил, отдав приоритет другим докладам. Но на следующий день 16 июня 2011 года, находясь в Санкт-Петербурге присутствовал на мероприятии Intel по этому вопросу, проходившему в рамках Международного экономического форума. Выступали вице-президент Intel генеральный менеджер по операциям в регионе EMEA Кристиан Моралес и региональный директор Intel в СНГ Дмитрий Конаш.

Кристиан Моралес,  вице-президент Intel генеральный менеджер по операциям в регионе EMEA; Дмитрий Конаш, региональный директор Intel в СНГ. 20-летие работы Intel в России и других странах СНГ. Санкт-Петербург. 16 июня 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Г-н Моралес начал своё выступление с цитаты главного исполнительного директора корпорации Пола Оттеллини: «Intel стремится соответствовать самым высоким стандартам во всём, что мы делаем: от инновационных продуктов до корпоративной ответственности». Также Кристиан Моралес отметил, что Intel ведёт свою деятельность по всему миру и везде старается проявлять ответственность, но этот доклад посвящён в основном работе корпорации в России и граничащими с Россией странами.

Замечу, что в деятельности корпорации социальная ответственность гармонично сочетается с коммерческой деятельностью. Причём происходит это по каждому направлению.

Intel производит продукцию, в которой в первую очередь нуждаются люди просвещенные. Соответственно, повышение уровня образованности увеличивает сбыт продукции в сфере информационных технологий. Поэтому с одной стороны, Intel Teach Program (Intel «Обучение для будущего») реализовывает стандарты корпоративной ответственности, а с другой – способствует увеличению объёма продаж. При этом, так уж получилось, большинство компьютеров для нужд общеобразовательных учреждений создано на платформе Intel.

В настоящее время Intel не только проводит обучение учителей, но и оказывает помощь в разработке контента и средств взаимодействия с учениками. Это является не менее важным, поскольку:

  • Повышение производительности компьютеров и пропускной способности каналов интернет-доступа позволяют использовать контент всё более высокого качества и информационной насыщенности. И создатели контента просто не поспевают за возможностями оборудования.
  • Внедрение программы «Один ученик – один компьютер» даёт возможность более тесного взаимодействия с учеником, что возможно только при внедрении новых методик преподавания. И учителя кроме получения навыков работы с компьютерами и сетями должны осваивать эти методики, модернизировать учебный процесс.

Оставлять учителей один на один с этими проблемами означает замедление процесса внедрения «цифрового образования», а ускоренное освоение новых методик и использование качественного контента вызовет как рост абсолютного числа компьютеров, так и их ускоренное обновление – ведь устаревшие машины не «потянут» современный контент. Так что опять полная гармония экономических интересов и этических норм. Цифры впечатляют: в мире прошли обучение 9 миллионов учителей, из них 700 тысяч в России. В 2010 году образовательные программы Intel были использованы в 135 образовательных учреждениях, на курсах повысили квалификацию 90 тысяч преподавателей и студентов. Дистанционно занимались 8000 человек. Проведено 270 обучающих мероприятий, в которых приняли участие более 25000 педагогов.

Кристиан Моралес,  вице-президент Intel генеральный менеджер по операциям в регионе EMEA. 20-летие работы Intel в России и других странах СНГ. Санкт-Петербург. 16 июня 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Важнейшей программой Кристиан Моралес назвал сотрудничество с российскими университетами. Intel организовал 7 лабораторий в лучших вузах страны, разработал несколько специальных программ, одна из которых – это взаимодействие студентов с ведущими инженерами Intel. Также разрабатываются программы, обеспечивающие взаимодействие студентов, исследователей и предпринимателей, которые уже активно работают на рынке и обладают практическими знаниями. Важной составляющей деятельности является предоставление вузам грантов на исследования, которые, по мнению экспертов Intel, имеют перспективы внедрения. Экономически важной программой Кристиан Моралес считает «Технологическое предпринимательство – от теории к практике». В Intel ценят российские научные и инженерные кадры, во многих инновационных компаниях мира руководящие посты занимают выходцы из России. Однако для бизнеса важна не только техническая грамотность, но и предпринимательская культура, которую Intel и старается развивать у молодых российских специалистов. Эта программа была запущена в 2005 году, покрывает 15 регионов страны и направлена на поддержку инноваций для развития экономики.

«Intel International Science and Engineering Fair (Intel ISEF)» – международная научная и инженерная ярмарка корпорации Intel, запущенная в 1998 году. Здесь старшеклассники и студенты всего мира соревнуются за крупные призовые фонды, одновременно получая исследовательские навыки. Два месяца назад прошла ярмарка 2011 года, и призы получили 12 российских представителей, их проекты были признаны одними из наиболее прорывных.

Ещё одним проявлением социальной ответственности корпорации является программа волонтёрства: добровольной бесплатной общественно-полезной деятельности. Выросший в СССР, я с детства слышал, что такое может быть исключительно под руководством Партии, что в несоциалистических странах человек человеку – волк. Не скрою, было непросто избавляться от советских стереотипов, и Intel помогает это делать. С точки зрения интересов корпорации здесь тоже никаких противоречий: в волонтёрской работе сотрудники лучше узнают друг друга, крепнет чувство коллективизма, растёт уважение, как к себе, так и к работодателю. С другой стороны, найти действительно общественно-полезную работу не совсем тривиальное дело: здесь тоже надо продумать точки приложения усилий, оптимизировать свою деятельность.

В 2008 году, когда корпорации Intel исполнилось 40 лет, программа волонтёрства была серьезно расширена. В корпорации решили: вместо того, чтобы тратить деньги на праздничные мероприятия, лучше инвестировать их в различные волонтёрские программы. Эта инициатива получила своё развитие и в последующие годы, 43% сотрудников российских подразделений Intel приняли в ней участие. Лично для меня эта цифра говорит о многом: в советское время на субботники нас заставляли выходить под страхом наказания и поэтому участвовали в них ровно 100% работников. А эта цифра говорит о добровольности. Хотя, конечно, корпорация работает над тем, чтобы процент охвата был выше.

Корпорация стремится с максимальной эффективностью использовать энергию в разработке, проектировании и производстве своей продукции, переходить на возобновляемые источники. Intel старается выбрасывать как можно меньше отходов и минимизировать своё воздействие на окружающую среду. Офис Intel в Москве в 2010 году стал участником программы Greenpeace «Зелёный офис». Больше всего возобновляемых энергетических ресурсов корпорация использует в США, но старается внедрить инновации, позволяющие экономить ресурсы во всех регионах, где ведёт деятельность. Кроме того, корпорация стремится выпускать энергоэффективные изделия, при равной вычислительной производительности потребляющие минимум энергии.

Одной из важных инициатив г-н Моралес считает предоставление устройств для подключения людей к интернету. Разумеется, речь идёт только о тех, кто финансово не может себе позволить приобрести такие устройства. К сожалению, в России к такой категории относятся и учителя. Дело ещё в том, что кроме образовательных программ для учителей и студентов, занимающихся по программе «Обучение для будущего», корпорация реализует программу «Intel Learn» – «Учимся с Intel», предназначенную для детей от 8 лет. Здесь уже без помощи учителей и родителей хорошего эффекта не достичь, поэтому все виды обучения составляют единый комплекс.

Программа «Intel World Ahead» призвана открыть доступ к цифровым технологиям ещё для одного миллиарда жителей нашей планеты. В рамках этой инициативы студенты смогут получать доступ к интернету, а учителя – разрабатывать контент и специальные образовательные программы. В рамках этого проекта также будут поставляться компьютеры, удовлетворяющие всем современным требованиям.

Г-н Моралес отметил деятельность ресурса «Intel Education Galaxy» – образовательной галактики Intel, которой исполнился год. Это сообщество учителей, и деятельность ресурса сегодня поражает своими масштабами и объёмом выложенного там контента. Доступ к этому контенту и возможность общения на ресурсе есть как у преподавателей, так и у студентов. Был показан слайд, в левой части которого – фотография класса, где училось доцифровое поколение, а на правой – то, что осваивает технологию «Один ученик, один компьютер». Интерактивность правой картинки была очевидна, действительно, лучше взаимодействовать с учителем на протяжении всего урока и после него, чем просто слушать и отвечать, когда спросят.

Региональный директор Intel в СНГ Дмитрий Конаш дополнил выступление Кристиана Моралеса.

Дмитрий Конаш, региональный директор Intel в СНГ. 20-летие работы Intel в России и других странах СНГ. Санкт-Петербург. 16 июня 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

По поводу смотра научно-технического творчества школьников ISEF, которая проводится в США и куда приезжают тысячи учащихся старших классов и студентов со всего мира: в этом году команда из России заняла II место в области информатики, IV место по физике и III место по химии.

Что касается программы «Один ученик – один компьютер», то ее самое интересное внедрение произошло в Татарстане: руководство республики приняло решение о реализации этой программы в младших классах всех школ. Это около 400 тысяч детей. В качестве первого шага в реализации этой программы все учителя республики, а это примерно 40 тысяч человек, уже оснащены ноутбуками за счёт государства.

С 1 сентября 2011 года вступает в силу постановление Правительства РФ о модернизации программы обучения для средних школ. На эти цели из госбюджета будет потрачено 20 миллиардов рублей, при этом одна из статей этого постановления рекомендует использование модели «Один ученик – один компьютер», из чего можно сделать вывод о том, что усилия корпорации Intel по внедрению этой модели нашли понимание у руководства нашего государства.

Отвечая на мой вопрос по поводу особенностей методики преподавания при внедрении технологии «Один ученик – один компьютер», Кристиан сказал, что эта система развивает чувство ответственности в детях. Если ребёнок при выполнении домашнего задания вдруг понимает, что он не запомнил что-то важное на уроке, теперь появляется возможность выйти в интернет и ещё раз прослушать объяснения учителя. Более того, можно задать вопрос учителю и получить ответ. Поэтому отговорки про «забыл» теперь не принимаются: забыл – вернись и тебе всё повторят. Также Кристиан привёл пример собственной дочери, которая после окончания университета Сорбонны при переезде в США и поступлении на работу должна была сдать некоторые экзамены. 4 часа в день в интерактивном режиме она слушала лекции, изучала интерактивные пособия, и делала это она самостоятельно и дистанционно. То есть эта идея значительно шире обучения в школе, более того, в корпорации Intel выступления руководителей и разного рода совещания также выкладываются на корпоративных ресурсах: сотрудники всегда могут увидеть их и вспомнить, если что забыли. Но начинать, конечно, лучше всего именно со школы.

Дмитрий Конаш добавил, что силами Intel методике преподавания предметов по технологии «Один ученик – один компьютер» было обучено 700 000 учителей. Рекомендации были разработаны специалистами корпорации, которые изучали лучший мировой опыт в разных странах, объединили это в целостную методику и сейчас этот курс преподаётся по всему миру. Эта методика в своей основе имеет аппаратной и программное обеспечение, созданные Intel: ведь необходимо чтобы все эти средства представляли функционирующий комплекс, позволяющий учителю взаимодействовать с детьми. Кроме этого комплекс включает методическое пособие и специализированное ПО, позволяющее ученикам младших классов получить базовые знания по предметам. Однако есть и локальная специфика: если математика универсальна, то литература или природоведение в каждой стране имеют свои уникальные особенности. Опыт реализации проекта в 18 регионах России показал, что каждый отдел народного образования также адаптируют методику с учётом местных традиций. Дмитрий считает это положительным явлением: методика не устоявшаяся, и есть возможность при каждом внедрении открыть в ней новые возможности, которые не увидели разработчики. Также это стимул для развития местных софтверных компаний, более тесное взаимодействие ИТ-сектора с народным образованием.

Начало реализации государственной программы компьютеризации образования не вызовет ухода корпорации Intel из этой области. Intel есть и будет социально ответственной компанией, и возможность принести пользу в этом направлении останется. Тем более что разработанная в Intel методика явно не последняя, корпорация продолжает разрабатывать новые технологии, которые будут опробованы в пилотных проектах. Нынешняя методика тоже не сразу стала именно такой, как сейчас, она постоянно адаптируется под новые платформы, создаваемые Intel.

Что касается регионов для внедрения программ: руководители образовательных учреждений подают заявки на сайте Intel Education Galaxy, в которых они излагают своё видение реализации проекта. Заявки рассматриваются соответствующими службами корпорации Intel. Конечно, для тестирования и внедрения новых методик выбираются наиболее активные и подготовленные школы, и нескольким лучшим проектам Intel дарит компьютерные классы. В упомянутых 18 регионах было подарено 6000 компьютеров, а всего закуплено уже несколько сот тысяч компьютеров.

Был задан вопрос и о том, какие направления социальной ответственности внедряются в работу и быт сотрудников Intel. Совершенствование технологии производства и оптимизация логистики позволяет сократить выбросы углекислого газа. Работа из дома экономит не только время сотрудников и затраты компании, но также снижает количество выбросов из его автомобиля. Широко практикуется виртуальная работа сотрудника в нескольких офисах, что сокращает количество командировок. Intel принял решение следовать директиве Евросоюза, вступающей в силу в 2013 году, которая предписывает сокращение выбросов углекислого газа. Также Intel инвестирует в компании, занимающиеся разработкой альтернативных источников энергии, не разрушающих окружающую среду. Виртуализированные ЦОДы нового поколения также являются более экологичными.

Ещё одна цель Intel: к 2020 году сократить выбросы углекислого газа в Европе на 20 %, в том числе с помощью использования «умных электросетей». В настоящее время 30 % электроэнергии теряется при её транспортировке, оптимизация передачи электричества могла бы значительно снизить эту цифру.

Дмитрий Конаш рассказал о способах экономии энергии в российских офисах Intel. Начинается экономия с традиционного лозунга «Уходя, гасите свет». Также офисы были переведены на гибкий режим кондиционирования/отопления: комфортная температура поддерживается только в рабочие часы, всё остальное время системы отключены.

Отвечая на вопрос Виктора Адронова, Дмитрий рассказал об особенностях внедрения программы «Один ученик – один компьютер» в разных странах. Часто это не зависит ни от уровня доходов, ни от технического уровня, главное – политическая воля. Первой программу поголовной компьютеризации внедрила Португалия (далеко не самая богатая страна Европы), в прошлом году такое решение приняла Грузия (до конца этого года компьютеры появятся у всех учеников от 7 до 10 лет), эту же цель поставил себе Туркменистан.

Вместо эпилога

По дороге из Питера в Самару прочитал в журнале «IT News» интервью с руководителем группы компаний ЛАНИТ Георгием Генсом и наткнулся на такие слова: «Рассуждения о социальной ответственности бизнеса – неверная постановка вопроса. Бизнесу проще откликнуться на конкретную просьбу о помощи, а принципиальные вопросы должно решать только государство». Я всего на пару лет старше господина Генса, мы с ним воспитывались в стране, где «их» бизнес противопоставлялся «нашей» морали, поэтому мне вполне понятны корни его позиции. Однако мне очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей поняли: бизнес может и должен быть социально ответственным, и Intel даёт возможность нам убедиться в этом.

Только образованные свободны.
Эпиктет, римский философ-стоик

Санкт-Петербург. 16 июня 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

OSS-2017 от OCS в Самаре

OSS-2017 от OCS в Самаре. Статья Владислава Боярова

USB Type-C: кабелиные страсти

USB Type-C: кабелиные страсти. Статья Владислава Боярова