Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Образовательная тема преследовала меня все три дня в самых разных формах.

19 ноября 2013 года, в первый день конференции CiscoConnect 2013, у меня решил взять интервью на эту тему главный редактор волгоградской газеты «Время - Деньги» Леонид Барков, что само по себе лестно. Вопросы были по использованию мультимедийного контента и интерактивности в «электронных учебниках».

 

Сразу следует уточнить, что речь не идёт об устройстве, подобном представленному Чубайсом и по сути являющимся лоббированием компании Plastic Logic. И вообще все эти ё-Мобили, Ётафоны и Гравицапы к реальным инновациям не имеют абсолютно никакого отношения и служат… а бог его знает, чему они на самом деле служат, поскольку победные реляции потом резко сменяются полной тишиной и откопать какую-либо достоверную информацию по ним не представляется возможным.

Современная концепция обучения не может находиться в стороне от информационных технологий, и если в ИТ одним из главных трендов является BYOD, то и в обучении должно быть примерно то же самое: чтобы доступ к обучающему контенту мог производиться в любое время, из любого места и на любом устройстве. Поскольку обучающий контент (за исключением контента военных кафедр и подобных им) не содержит ничего секретного, должно обеспечиваться свободное копирование его на различные устройства для использования без доступа к сети. Это актуально не только для ситуаций, где доступ отсутствует, но и в роуминге.

Наконец, о самом контенте. Традиционно бумажный обучающий контент делился на учебники (где автор «за ручку» ведёт ученика по теме), справочники (словари, энциклопедии) и различного рода задачники (в том числе контурные карты). Связано это было как с линейным представлением материала (в справочнике – по алфавиту) и ограничениями по толщине (массе) бумажного издания. Современные технологии позволяют помещать на флешку смартфона целые библиотеки, поэтому никто не мешает объединить весь контент по учебной дисциплине и связать его гиперссылками. Кроме того, появляется возможность вытащить на верхний уровень обязательную канву предмета с возможностью из любого места нырнуть для получения подробных разъяснений (разжёвываний) или углублённого изучения темы. К сожалению, ничего похожего на придуманный идеал в интернете найти не удалось, в основном это тексты, весьма далёкие по качеству от книг Ландау, Айсберга или Перельмана и снабжённые весьма примитивной анимацией. Такое ощущение, что пока не нашёлся человек, хорошо владеющий предметом и одновременно способный поставить задачу ИТ-специалистам.

Кевин Дансит, директор Cisco по вопросам образования в регионе EMEAR. Cisco Connect. Москва. 19-21 ноября 2013 г. Фото: Владислав Бояров.

alt=

Юлия Шведова, сотрудница пресс-службы Cisco. Cisco Connect. Москва. 19-21 ноября 2013 г. Фото: Владислав Бояров.

20 ноября состоялся круглый стол «Роль ИТ для повышения международной конкурентоспособности вуза» с участием Кевина Дансита (директор Cisco по вопросам образования в регионе EMEAR) и Татьяны Толмачевой (менеджер Cisco по развитию бизнеса), который провела сотрудница пресс-службы CiscoЮлия Шведова. Разумеется, против внедрения ИТ в вузах никто не возражает. Я хорошо помню, что первая беспроводная сеть в России была развёрнута в Госуниверситете Нижнего Новгорода на оборудовании Cisco в начале 2004 года. Сегодня доступ по Wi-Fi стал привычным как в общественных местах, так и в квартирах, а ведь в январе 2014 исполнится только 10 лет первому внедрению.

Не вызывали вопросов и призывы Кевина Дансита к изучению английского языка: хотим мы этого или нет, но английский стал языком межнационального общения, вытеснив французский из дипломатии и немецкий из техники.

А вот определение рейтинга вузов на основе выполняемых там научных исследований было воспринято как минимум неоднозначно. Дело в том, что в нашей стране обучение и наука даже не то чтобы были разделены, просто эти процессы осуществлялись различными юридическими лицами. Во время моей учёбы в КуАИ, которая пришлась на начало 70-х, преподаватель московского Физтеха рассказывал, что после 3 курса учебный процесс перемещается из аудиторий в курилки. Дело в том, что система обучения Физтеха традиционно предусматривала обширную практику студентов на профильных предприятиях и НИИ, где они набирались опыта проектной и/или исследовательской работы. И хотя происходило это под неусыпным оком их родного вуза, формально исследования проводились за его пределами. Сейчас, например, существует студенческая лаборатория МФТИ-Intel, которая базируется в офисе корпорации Intel и также юридически не принадлежит вузу.

В нашем институте существовала похожая ситуация: заведовал кафедрой конструкции двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. Он был действительным членом АН СССР (а позже РАН), но для нас главное его звание – генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, глава крупного ОКБ, создатель легендарных двигателей для самолётов Ту-114 и Ту-144. Здесь возникает ещё один интересный момент участие студентов не в научной, а конструкторской работе, к тому же и секретной. То есть мало того, что работа студентов не принадлежит вузу, она зачастую не может быть процитирована по причинам закрытости.

Поэтому вопрос о том, что для нас лучше – сберечь и развить существующую систему, не приносящую университету рейтинга, или попытаться подстроиться под принятый за границей рейтинг, звучит даже не риторически, а анекдотически, вроде как «вам шашечки или ехать?». Возможно, наиболее правильным решением было бы зачесть работы, проводимые на профильных предприятиях, университетам, поскольку главным является уровень подготовки, полученный студентом, а не юридическая принадлежность лаборатории или КБ.

Юлия Шведова, сотрудница пресс-службы Cisco. Cisco Connect. Москва. 19-21 ноября 2013 г. Фото: Владислав Бояров.

21 ноября я добрался до стенда компании Samsung, где демонстрировалась система для работы с учащимися (StudentManagementSystem). Система состоит из сервера, «доски» в виде большого активного экрана, ноутбука преподавателя и планшетов учеников. Учитель может видеть работу каждого ученика на его планшете, давать задания, контролировать выполнение, выводить изображение с любого клиентского устройства на «доску» или на остальные планшеты. Всё это выглядело довольно занятно, однако представитель компании Александр Кудряшов огорчил меня, сказав, что всё это работает исключительно с планшетами SamsungGalaxyTab. Это замечательные устройства, лучшие в своём классе, работать на них одно удовольствие, но как же BYOD? Ведь так здорово, если родители смогут купить ученикам планшеты «на вкус, размер и кошелёк», наверняка многие купят именно SamsungGalaxyTab как наиболее эффективно работающие, дающие наилучшее разрешение и имеющие кучу других преимуществ. Но что делать тем, кто победнее?

На экране был GoogleEarth, по которому предлагалось изучать географию. Но GoogleEarth – это всё же справочник, хотя и замечательный, а вот как дела с учебниками, и не появились ли универсальные пособия, о которых я успел помечтать? Всё оказалось ещё интереснее, чем я думал. По словам Александра Кудряшова не существует никаких федеральных программ по переводу обучения с бумаги на цифру. Ежегодно государством и родителями закупается огромное количество учебников, при этом значительная часть средств уходит на оплату «бумаги» (печать, логистика), а не контента. Правообладатели озабочены защитой контента от нелегального копирования и тратят на эту защиту примерно столько же, сколько и на бумажную печать. Но здесь есть принципиальное различие с развлекательным контентом: учебники нужны только ученикам, даже при отсутствии защиты никакого вала пиратства случиться не может. Отсюда следует, что общее количество необходимых учебников фиксировано. Правда, пока ещё не ввели единые учебники, и школы имеют выбор, но обязать их отчитываться по каким конкретно учебникам они собираются учить – тоже не проблема. После этого останется только заплатить правообладателям столько, сколько они получили бы с бумажных тиражей и защищённых электронных копий, сэкономив при этом на печати и защите.

Конечно, капля камень точит и ИТ в образование проникает хотя бы потому, что меняются поколения педагогов. И всё же хотелось бы не просачивания через сопротивление, а прорыва, для которого ИТ-индустрия в целом и компания Cisco в частности уже всё подготовили.

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.