Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Интернет у нас появился сразу после установки домашнего телефона. Потому что проблемы с интернетом никогда не было так же, как не было проблемы с пейджерами или сотовой связью. Независимые провайдеры (операторы) наперебой предлагают свои услуги – только выбирай. Особенно интересно было с пейджингом. Если я забывал уплатить, на пейджер поступало сообщение от компании «Вестком» с просьбой перезвонить. Позвонив, можно было услышать, как девушка со всеми мыслимыми реверансами просила сообщить, когда же мне будет удобно подъехать и заплатить. «Не волнуйтесь, мы Вас не отключим, мы никого не отключаем, просто я отмечу у себя, когда Вы придёте». Уж не знаю, кем надо быть, чтобы пообещать и не придти. С домашним телефоном всегда было по-другому. Как-то нам без предупреждения отключили телефон за неуплату. А почему я считаю, что должны предупреждать? Да потому, что накладки могут быть любые и неплохо бы выяснить, а потом уж принимать репрессивные меры. Неуплата у нас была за радиоточку, которой у нас к тому же никогда и не было. Мало того, после того, как мы увидели в счёте эту оплату, мы позвонили в «Волгателеком» и сообщили об этом. Там потребовали, чтобы мы принесли письменное заявление об отсутствии у нас радиоточки. Мы принесли – они потеряли и отключили телефон. А когда я пришёл разбираться, сказали, что со следующего месяца оплата за радиоточку будет исключена из счёта, а вот в этом месяце за радиоточку мне лучше заплатить. Потому что, если я заплачу, то телефон мне подключать сразу, а если буду упорствовать, то это всё будет отправлено на рассмотрение высокому начальству, а рассмотрит оно неизвестно когда и неизвестно, сколько нам жить без телефона.

Конечно, я никогда бы не выбрал «Волгателеком» в качестве интернет-провайдера, но тут злую шутку сыграли сами телефонные технологии. Почему коммутируемый доступ в интернет такой медленный? Думаете, проблема исключительно в качестве линий или коммутаторов? Если бы… Проблема в том, что, ещё до появления интернета, межАТСная связь стала цифровой. В результате голос на входе утаптывается во что-то вроде MP3, а на выходе декодируется в аналоговый сигнал. А что будет, если вместо голоса на вход попадёт «цифра»? Она сожмётся по «голосовому» алгоритму, и на выходе уже не вернётся в исходное состояние. Мало того, сжимаются звуки только частотного диапазона 300 – 3400 Гц, остальное безжалостно отрезается. Поэтому пользовательский модем для коммутируемого доступа преобразовывает цифровой код в звуки голосового диапазона, затем на «нашей» АТС эти звуки сжимаются в цифровой код, на АТС, где подключены модемы провайдера, опять декодируются в звук, в модеме провайдера вновь превращаются в цифру и уходят на просторы глобальных сетей. Классический случай анального удаления гландов. Решается эта проблема при помощи технологии ADSL. Главное её отличие от коммутируемого доступа в том, что на обоих концах телефонной пары, соединяющей розетку клиента с АТС, стоят сплиттеры. Они фильтруют аналоговый сигнал по границе 4000 Гц: ниже – голосовой телефонный, выше модемный сигнал. Сплиттер, стоящий на АТС пускает телефонный сигнал по традиционному пути, а модемный, без всяких заморочек, сразу в его родную среду. Вот здесь и подкралась неприятность: провайдером ADSL может быть только телефонный оператор. Нет, конечно, и другие провайдеры в полном соответствии с антимонопольным законодательством могли бы на конкурентной основе устанавливать на АТС телефонного оператора своё оборудование и предоставлять услуги, но… «съесть-то он съест, да кто ж ему даст»? Вот и остаётся опять один «Волгателеком».

Некоторое время назад эта славная организация расклеила по нашему дому предложения по ADSL, но оказалось, что это только изучение спроса. После того, как спрос был изучен, воцарилась тишина. Но как раз в октябре этого (2006) года мы случайно узнали, что можем подключиться к ADSL, да ещё по льготному тарифу – 7 рублей. Правда, тут же выяснилось, что мы должны будем кредитовать «Волгателеком», внося абонентскую плату ещё до оказания услуги. Привыкший к тому, что и Крафт-С и СМАРТС выставляют счета после предоставления услуги, я, конечно, расстроился, но смирился с неизбежным.

Так получилось, что, незадолго перед этим, к Волгателекомоскому ADSL подключались мои друзья. Зная, что Волгателеком любит модемы фирмы ZyXEL, я принёс им ZyXEL 630 с интерфейсом USB. Любовь оказалась обоюдной: при инсталляции ZyXEL`я в списке провайдеров оказалось и Самарское отделение Волгателекома. Логин, пароль, … облом. Маленькое отступление: никаких параметров настроек (типа адресов DNS-серверов) в документах не оказалось. Многие попытки дозвониться в техподдержку: выясняется, что у них там чего-то не срослось, они подключена, но как-то не до конца, надо звонить в рабочее время и по другому телефону. Ждём понедельника, дозваниваемся, договариваемся о подключении. Но тут выясняется, что у нас неправильный модем, а правильный должен быть с четырёхпортовым коммутатором. Зачем четырёхпортовый коммутатор, если нам нечего им коммутировать, было непонятно, но связь была нестабильной, пришлось пробовать другой модем. Другим случился Linksys (Cisco) с интерфейсами USB и Lan (RJ-45), подключили по сетевому интерфейсу. Оказалось, что с ним ADSL работает стабильно, он и остался, а ZyXEL я забрал себе, чтобы дома с ним спокойно разобраться.

Так же легко, как и у друзей, установил модем дома, только связи опять не вышло: не прошли логин и пароль. После танца с бубном, дозвона в техподдержку, проверки параметров подключения выяснилось, что логин на выданной мне карточке абонента немного не совпадает с «правильным» логином. Но и исправление логина ни к чему не привело. Пришлось приглашать Дмитрия Варламова, который неоднократно помогал мне в сетевых делах. Чтобы не терять времени даром, я решил деинсталлировать ZyXEL, и попробовать начать всё с чистого листа. Но не тут то было! После деинсталляции модем инсталлироваться отказался, сообщив, что деинсталляция прошла не полностью и для её завершения требуется перезагрузка. И так несколько раз кряду. Не помогла и чистка реестра. И тогда я понял, чем сетевой модем лучше USBёвого! Потому что он не часть, а сосед компьютера, он не гадит в реестре и вообще не имеет никакого отношения к установленной на компьютере операционке. Возможно, не подгреби всё под себя Microsoft, а останься на рынке операционок, например, Novell, мы бы так и жили: сетевой принтер, сканер, модем. А параметры калибровки струйного принтера хранились бы не в недрах операционной системы, а во флеш-памяти самого принтера – в этом случае не требуется калибровка при переустановке системы или подключении к другому компьютеру. Впрочем, первая ласточка такого подхода уже появилась: платформы PAT и vPro от Intel предусматривают прошивку IP-адресов непосредственно в «железе».

Попросив ребёнка переустановить Windows, я поехал за модемом с сетевым интерфейсом. Им оказался Acorp Sprinter@ADSL LAN120. Приехал Дмитрий и настроил модем. После крафтовского коммутируемого доступа ощущение двойственное: иногда работает намного быстрее, иногда подолгу стоит мёртво.

Сейчас стоит. Вот уже больше часа пытаюсь дозвониться в техподдержку. Варианта два: либо сразу короткие гудки, либо сначала длинные, а потом короткие, будто бросают трубку.

Такое ощущение что мы, абоненты, Волгателекому не нужны. Мы для них – это что-то вроде ширпотреба на советских предприятиях: делать обязывают, но за срыв «плана» по ширпотребу ругают совсем не так, как за основную продукцию.

Интересно только, а какая же основная работа у Волгателекома?

О выборе компьютера

О выборе компьютера. Статья Владислава Боярова

Intel: архитектурные неизлишества… с хвостиком

Intel: архитектурные неизлишества… с хвостиком. Статья Владислава Боярова