Буду мріяти й жити
На крилах надій...
Як тебе не любити,
Києве мій!
Да, именно три года назад мне, в 2012 году, благодаря корпорации Intel, впервые по-настоящему удалось побывать в Киеве. При том, что ступал на киевскую землю я десятки раз, когда направлялся из Куйбышева (Самары) во Львов и обратно. И если я летел рейсом №5397 с посадкой в Борисполе, то радость от поездки начиналась от вкусного пива с не менее вкусной украинской колбасой в буфете аэропорта. Однажды что-то не заладилось с самолётами, и нас повезли на автобусе из Борисполя в Жуляны (или наоборот – даже этого не запомнил) – вот и всё.
А тут такое везение: в день мероприятия рейсов из Самары в Киев не было, получалось, что лететь надо в предыдущий день, и этот день был 9 мая.
В Борисполе (уж аэропорт-то я помнил хорошо) появились новые терминалы, но особенно запомнились знаки по дороге в город: ограничение скорости 130 км/ч! И везде футбольная символика – Украина вместе с Польшей (кто бы мог подумать, что они так подружатся!) готовилась принять EURO-2012.
Гостиница Ибис,
куда нас поселили, находилась недалеко от памятника Щорсу, что на пересечении бульвара Тараса Шевченко и улицы Симона Петлюры.
«Голова обвязана, кровь на рукаве» ‒ это я с детства помню, тем более что похоронен Щорс в Самаре, и в парк его имени нас водили в детском саду. Но по существовавшей долгое время официальной версии его как раз петлюровцы и убили. Правда, при эксгумации выяснилось, что Щорс был убит в затылок с близкого расстояния, но в любом случае Щорс и Петлюра были противниками в той войне.
Зарегистрировался, оставил вещи в гостинице – и в путь. Честно говоря, шёл наугад, без всякого плана, но прогулка получилась очень интересной.
Первая достопримечательность – мемориальная доска Булгакова. Уроженец Киева и выпускник медицинского факультета Киевского университета – тоже наш общий.
В начале 80-х мне дали почитать «Собачье сердце» с условием, что я перепечатаю его на машинке. Так что освоением клавиатуры, что мне так пригодилось в работе на компьютере, я обязан, в том числе, и Михаилу Афанасьевичу.
Автор знаменитых «Бурлаков», которых он писал в селе Ширяево Самарской губернии, тоже наш общий ‒ он являлся почётным членом Киевского литературно-артистического общества и Киевского общества древностей и искусства.
А вот дальше то, чего в России образца 2012 года представить себе уже невозможно. Целый квартал палаток, стационарно протестующих против тогдашнего президента Украины.
Отношение к нацизму и нацистской символике однозначно негативное. Как мы играли в детстве во Львове в «наших» и «немцев», так и теперь в нацистскую форму наряжают тех, о ком хотят сказать плохо.
При этом в коммунизм не хотят тоже,
А вот современная Европа – самое то.
Как я привык говорить своим клиентам: я вас не агитирую, а просто информирую. Тем более, что всё это уже только исторические факты.
Крещатик в этот день – пешеходная зона. На парад я не успел, хоть сам по проезжей части прогуляюсь.
Здания немного напоминают Москву в районе Тверской, но выглядят как-то повеселее.
Веселится и ликует весь народ! Карусель как будто довоенная (это про ВМВ, разумеется).
И над всем этим – монумент Независимости Украины. В украинском национальном костюме с калиновой ветвью в руках.
Розовые каштаны на Майдане. Если переводить на русский то это будет «площадь Независимости», но слово «Майдан» сегодня всем говорит больше, поэтому переводить нет смысла.
Сам Майдан построен очень интересно: с него веером расходятся улицы, получается и торжественно и уютно одновременно.
Установленный на Майдане знак нулевого километра отличается от московского не только формой,
но и содержанием – здесь указаны расстояния до других столиц. Такое я видел на указателях во Львове ещё в советское время и, поверьте – это имеет огромный психологический эффект. Когда понимаешь, что до европейских столиц в общем-тот рукой подать, начинаешь и себя ощущать по другому: не только гражданином своей страны, но и жителем Европы.
После самарской киевская филармония впечатления не производит. С другой стороны, не обязательно перестраивать то, что есть, как это было сделано в Самаре – можно же построить новый концертный зал, а этот оставить как памятник эпохе.
Монументальная арка из нержавейки, вместе с бронзовыми и гранитными скульптурами построена к 60-летию СССР. Гранитная скульптура отсылает нас к Переяславской Раде и воссоединению Украины с Россией, которое на самом деле было не соединением равных, а принятию присяге на верность московскому царю. Собственно, в этом не было ничего обидного, в конце концов это не более, чем вопрос баланса. Если бы не валуевский циркуляр и подобные действия «центра», возможно, иначе бы сложилась и новейшая история.
Дальше из Мариинского парка открываются прекрасные панорамы Днепра. В Самаре тоже есть парк возле Волги, но намного меньше: берег был занят заводами: станкостроительный, пивоваренный, КИНАП, силикатного кирпича, ЗИМ. Заводы позакрывались, но их территории почему-то не стали парками L.
Музей воды в бывшей водонапорной башне. Внутрь попасть не смог – праздничный день, очередь, а ещё много хотелось увидеть.
Чуть дальше детский театр.
Папа Карло, Мальвина с пуделем Артемоном и другие знакомые герои. Классика!
Сварной парковый мост Евгения Патона, построенный в 1912 году. В Киеве, разумеется, есть и бронзовый памятник ему, но и сварной для короля сварки – тоже хорошая память.
Памятник известному в России (хотя бы по первому гимну нашего государства) Глинке,
памятник мало известной в России, но весьма почитаемой на Украине артистке Марии Заньковецкой (во Львове театр украинской драмы носит её имя).
Мариинский дворец был на ремонте: вот всё, что удалось снять через щель в заборе.
Погибшим за советскую власть в Киеве в 1917 году. Каждый раз думаю: а как они себе вообще представляли эту самую советскую власть?
И везде плакаты «С Днём победы». Только, конечно, по-украински.
Похоже, эта стела – главный памятник той войне: столько народа! Так и есть, Вики сообщает: Памятник Вечной Славы на могиле Неизвестного солдата в Киеве — памятник в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Расположен в центре парка Вечной Славы.
Сочетание цветов непривычное российскому глазу, но вполне логичное: тогда воевали под красным знаменем, теперь государственный флаг жёлто-синий, государство Украина во многом преемник той страны, и уж точно преемник и той победы.
Отношение к ветеранам войны… ну, такое, как и должно быть.
Посмотришь вниз – панорама Днепра.
Повернёшь голову направо ‒ золотые купола соборов и ещё какая-то башня, стилизованная под свечу.
Подхожу ближе, вижу страшную символику, и понимаю: Голодомор
Вот с этой точки, пожалуй, лучше всего видно, что в Киеве считают двумя самыми страшными трагедиями украинского народа: большевистский Голодомор и фашистскую оккупацию.
Мрачная символика Голодомора.
Хлеб за решёткой
Голодные дети
И как будто бы вывороченные из земли судьбы – памятные знаки от правительств дружественных государств. Надеюсь, что был и от России, и мне просто не удалось его отыскать.
Моё поколение помнит песню «Бухенвальдский набат» ‒ а здесь каждый может сам поучаствовать в этом, позвонив в колокол памяти.
И ещё надписи на камнях: свидетелей Голодомора, организаторов Голодомора, исследователей Голодомора.
Люди читают, впитывают
Ещё несколько шагов – и появляется символ Победы.
Но сначала Киево-Печерская лавра.
Так и перекликаются: весна, старина, Победа.
Я человек абсолютно не религиозный, но древность и красота киевских соборов поражает.
В некоторых местах здания препарированы чтобы специалисты могли увидеть кладку. В этом случае, думаю, даже дилетанту будет видна разница.
Могила Столыпина. Личность яркая, неординарная, до сих пор вызывающая споры – тем и интересная.
В Лавре со мной произошёл забавный случай. Увидев довольно необычное исполнение иконы Божией Матери Остробрамской, я задал вопрос сотруднице музея, и, когда она стала мне отвечать, понял, что некоторые русские термины она подбирает с трудом, точнее, с некоторым напряжением. Тогда я предложил ей говорить по-украински, я всё равно пойму. Она отказалась: по говору слышу, что Вы из России, а мы уважаем гостей, да и для меня будет полезно. Собственно, тогда я и заметил эту удивительную особенность: со своими русскоязычными украиноязычные граждане Украины разговаривают по-украински, потому что те украинский точно понимают, а с россиянами – всегда переходят на русский.