Большинство руководителей 500 ведущих компаний по образованию – инженеры. Не историки, филологи или даже выпускники бизнес-школ, а инженеры. У них инженерный ум, способный найти точное решение проблемы. Ведущие компании мира испытывают влияние кризиса, но готовы преодолеть его, найти для себя новые возможности. Они инженерные по своей сути, потому и крупнейшие. Я считаю, что образовательные учреждения должны делать упор на подготовку инженеров. Это может многим не понравиться, но это объективная реальность, мы должны ее признать.
Крейг Баррет, председатель совета директоров Intel, на панели «Обучение мировых лидеров будущего»
4 июня 2009 года в рамках Всемирного экономического форума, проводившегося в Санкт-Петербурге, председатель совета директоров компании Intel Крейг Барретт и губернатор В.И. Матвиенко подписали соглашение о сотрудничестве в сфере школьного образования. Компания Intel пригласила журналистов, специализирующихся на теме информационных технологий, на это знаменательное событий, однако в последний момент организаторы форума всё переиграли, подписание перенесли в ЛенЭкспо, куда мы не были аккредитованы и поэтому не попали. И нам удалось выслушать и задать вопросы только одной стороне – Крейгу Барретту и его коллегам.
Здесь надо сказать одну важную вещь. Обучение вообще процесс двусторонний, зависящий как от учителя, так и от ученика. Внедрение инноваций в процесс обучения также зависит от «реципиента», то есть получающей стороны. Поэтому компания Intel, как сторона дающая, очень внимательно следит за тем, насколько эффективно будет использована её помощь. Попросту говоря, это определяется наличием энтузиастов в учебном заведении и отношения администрации к их стремлениям. Идеально, когда таким энтузиастом является сам директор школы – это и случилось в школе «Динамика». Как пояснил директор пресс-службы компании Intel Михаил Рыбаков, на сегодняшний день для внедрения программы «Один ученик – один компьютер» (именно так представляет себе нынешний этап информатизации компания Intel) необходим выход школы в интернет, наличие школьной локальной беспроводной сети и центрального сервера. В самой программе всё это предусмотрено как необходимая часть её реализации. Надо только понимать, что компания Intel не может придти в школу и заниматься построением всей инфраструктуры, включая выбор провайдера интернета – множество вещей имеет возможность сделать только сама школа. Здесь и поиск провайдера, и прокладка коммуникаций, и выделение помещения для сервера, и организация сохранности оборудования, и системное администрирование и взаимодействие с сервисными службами. Региональный директор корпорации Intel в России и странах СНГ Дмитрий Конаш сказал по этому поводу так: «Мы предлагаем помощь, но не хотим быть бульдозерами и навязывать своё видение мира. Мы уже сделали много предложений и продолжаем их делать. Как только получаем отклики – развиваем сотрудничество». Это подтверждает и мой собственный печальный опыт: после встречи с Крейгом Барреттом в марте 2006 года я пришёл к директору школы, где учатся мои дети, предложил своё содействие, но не нашёл никакого отклика.
Излагая позицию компании Intel, г-н Рыбаков особо отметил мотивацию учителей и руководства. По моему глубокому убеждению, это мотивация должна быть чисто внутренней: человеку творческому, желающему не просто отбывать рабочие часы, информационные технологии должны быть просто интересны, а если не интересны – зачем он в школе? Конечно, нужен ещё и специфический школьный контент, но это Intel берёт на себя.
Напомню, что 27 ноября 2008 года компания Intel, комитет по образованию Санкт-Петербурга и компания «Аквариус» объявили об успешных результатах пилотного проекта новой системы образования «один ученик – один компьютер» в школах № 248 и № 247 Северной столицы. Проект предусматривал безвозмездную передачу компанией Intel в школы, имеющие развитую ИТ-инфраструктуру, 400 «персональных компьютеров ученика» (Classmate PCs) и отработку модели обучения «Один ученик – один компьютер». Необходимо отметить, что планировалось не обучение школьников информатике (точнее, пользованию компьютером), а изучение с помощью ИТ обычных школьных предметов, таких как математика, русский язык, природоведение. Итоги пилотного проекта обеими сторонами были признаны успешными, и решено было расширить сотрудничество. В соответствии с новым соглашением Intel обязуется поставить в общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга 250 000 школьных компьютеров в течение 2009-2012гг.
Взять хотя бы проект компании Google «Планета Земля». Скольким людям я его показывал – возможность найти на «Глобусе» свой дом или побывать в других городах всегда вызывает восторг. А недавно мой младший читал «Дети капитана Гранта» и прошёл с помощью этой софтины маршрут героев книги. Честно говоря, я и сам до этого не знал, что Огненная Земля состоит из сорока тысяч островов, а Магелланов пролив – лишь один из многочисленных путей между ними. В атласе это выглядело одним куском суши, а когда спустились пониже – разглядели.
Крейг Барретт поразил меня ещё в первую встречу, когда в марте 2006 года он приезжал в Москву на международный форум «Новые горизонты образования». Ощущение было такое, что и процессоры, и платформы, и всю ИТ-отрасль он понимает настолько досконально, что они ему сами по себе уже не то чтобы не интересны, но находятся не на первом месте. А главный вопрос, который его занимает – как научить людей всем этим пользоваться, как создать на Земле компьютеризированное общество, обладающее развитой системой коммуникаций. Удивительным и счастливым для г-на Барретта обстоятельством было то, что развитие человеческой цивилизации и коммерческий успех возглавляемой им компании не только не противоречили друг другу, но и являлись двумя сторонами одного процесса. Наверное, это и есть счастье.
Вот и здесь Крейг Барретт выполнил почётную и приятную миссию: вместе с директором по маркетингу в России и других странах СНГ Камилем Исаевым от компании Intel поздравил победителя Международной студенческой олимпиады по программированию (ACM/ICPC) Максима Буздалова и его тренера Андрея Станкевича и подарил нетбук с модулем WiMAX. Компания Intel традиционно оказывает поддержку российским командам, участвующим в этой олимпиаде.
Идея изменения мира в лучшую сторону – это корпоративная стратегия компании Intel. Вице-президент и генеральный менеджер Intel в регионе EMEA Кристиан Моралес рассказал, что компания проводит образовательные инициативы в 50 странах мира. По программе Intel «Образование для будущего» уже более 5 миллионов учителей повысили свою квалификацию, из них 600 тысяч составили учителя России и СНГ. В Intel считают, что инновационный результат может дать только взаимодействие всех ветвей системы: государства, экспертов и учителей, родителей, разработчиков ПО, частного бизнеса. Поскольку из всех перечисленных ветвей я (как и большинство J) отношусь только к родителям, это упоминание меня заинтересовало больше всего. А ведь действительно: в режиме реального времени видеть свою строчку классного журнала, ошибки в письменных работах, читать комментарии и пожелания учителя, самому иметь возможность что-то учителю сообщить – то есть реально соучаствовать в образовательном процессе, координируя свои действия со школой. Наверное, это было бы здорово! По оценкам участников пилотных проектов, ключевыми результатами были:
- Энтузиазм в работе учителя и ученика.
- Профессиональный рост учителя, мотивация и самооценка.
- Мотивация ученика.
- Навыки самоконтроля и ответственности у учеников.
- Вовлечение родителей в процесс обучения детей.
- Развитие навыков в общении.
- Навыки обученияиновые модели их использования.
- Личностно-ориентированный подход.
- В общем-то, что и следовало ожидать.
За время реализации программы постоянно менялась ситуация в мире ИТ, поэтому и сама программа тоже менялась. На ближайшее время я бы выделил три основных особенности программы: индивидуальный ноутбук для каждого ученика, беспроводной доступ по Wi-Fi и WiMAX (к сожалению, WiMAX пока только в нескольких городах) и обучение всем предметам.
Г-н Моралес сообщил, что в Португалии, где правительство взяло всё под свой контроль, около 100 000 учеников уже получили ноутбуки в своё распоряжение. Родителям они обошлись по 155-255 евро (в зависимости от комплектации), семьи с низким уровнем достатка получили их бесплатно.
Некоторые страны находятся в самом начале пути: в этом году в Азербайджане откроется первый класс, оборудованный специальными школьными ноутбуками.
А теперь, внимание! 5 июня анонсирован конкурс проектов индивидуального обучения в российских школах. В качестве приза десяти победителям конкурса (минимум 10 школ) компания Intel предоставляет не менее 10 классов, оборудованных 25 персональными мобильными компьютерами ученика каждый.
Отвечая на вопрос о том, что делает компания Intel для приобщения к компьютерам старшего поколения, Дмитрий Конаш призвал всех ИТ-специалистов оказывать помощь в обучении своим родственникам, друзьям, коллегам, соседям. Он сказал, что его мама села впервые за компьютер, когда ей исполнилось 68 лет, и случилось это хоть и по её собственной инициативе (захотелось чаще общаться с детьми и внуками), но и благодаря его помощи. Теперь он для своей мамы и учитель, и сисадмин.
В 2006 году на пресс-конференции в РГГУ Крейг Барретт сказал, что высокие цены на нефть должны способствовать не расслаблению, а увеличению государственных инвестиций в сферы, связанные с образованием, наукой, инновациями в промышленность и другими перспективными вещами. Поэтому мой вопрос был о том, насколько, эффективно, по его мнению, были израсходованы в нашей стране нефте- и газодоллары. Прямой оценки он не дал, но отметил, что сейчас, в период падения цен на нефть, многие государства, экспортирующие энергоносители, задумались о перестройке экономики. Попросту говоря, прижало. В качестве примера он привёл Венесуэлу, закупившую миллион нетбуков, произведённых в Португалии на базе Intel Classmate PC.
Как раз в этот день пришла новость о выступлении американского президента Барака Обамы в Каирском университете, где он сказал о наступлении новой эпохи отношение США с мусульманским миром. На вопрос, не активизирует ли теперь компания Intel деятельность на Востоке как бы в кильватере политики Обамы, Крейг Барретт ответил, что Intel там давно и плодотворно работает. И это американская большая политика идёт вслед за компанией Intel, а не наоборот. Но Барака Обаму он, естественно, похвалил за здравомыслие.
Так получилось, что много вопросов касалось лично Крейга Барретта. Достигнув предельного для сотрудников компании возраста 70 лет, он был обязан уйти на пенсию. Разумеется, ни о каком дополнительном сроке разговоров и не было: закон есть закон. Сначала были ожидаемые ответы: буду жить на своём ранчо, заниматься верховой ездой, читать лекции. Обещал проводить больше времени с женой. Задали какой-то дежурный вопрос его супруге, Барбара Барретт ответила, что у её мужа всегда было две жены – она сама и работа. Но теперь, она надеется, они с мужем больше будут бывать вместе.
Всё было достаточно обыденно. Но потом вдруг выяснилось, что когда Валентина Матвиенко пригласила Крейга Барретта участвовать в инновационном форуме, который состоится в конце сентября, г-н Барретт согласился, однако предупредил, что 30 сентября он будет на космодроме Байконур провожать свою жену в полёт, и в этот день не сможет быть в Санкт-Петербурге. Это была уже сенсация.
Постепенно стало вырисовываться, что Барбара Барретт не только жена знаменитого человека, но и вполне самодостаточная женщина. Работала старшим советником миссии США при ООН, была послом в Финляндии, баллотировалась на пост губернатора штата Аризона. И её стремление полететь в космос тоже не случайно: она является первым заместителем председателя правления американского гражданского совета по аэронавтике и была первой гражданской женщиной-пилотом, посадившим истребитель-бомбардировщик F/A-18 Hornet на палубу авианосца.
Поэтому никто уже и не удивился, когда на вопрос Михаила Рыбакова, не боится ли он отпускать жену в космос, Крейг Барретт ответил: больше всего я боюсь ей перечить, когда она что-то задумала. И то правда, если человек решил пойти учиться в школу, пусть и в школу космонавтов, зачем же отговаривать.